на главную страницу

13 Декабря 2011 года

Армия и общество

Вторник

Версия для печати

Виражи подполковника Давидюка

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
Фото автора.



У лётчика 1-го класса подполковника Андрея Давидюка истекает установленный срок службы в должности заместителя командира российской авиационной базы в городе Канте (Киргизия), где сейчас проходит ротация военных кадров. А это значит, что скоро Андрей Анатольевич в числе других офицеров сдаст дела своему преемнику и отбудет домой для прохождения дальнейшей службы. Несомненно, что встреча офицера с родной землёй будет радостной от сознания честно исполненного им долга в составе Коалиционных сил быстрого развёртывания Организации Договора о коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе.
В активе лётного состава базы - участие в совместном учении «Мирная миссия - 2010», в учении ОДКБ по плану стратегического учения «Центр-2011», во время которых все военные лётчики продемонстрировали возросшее лётное мастерство. Достаточно сказать, что план боевой подготовки был выполнен на 110 процентов, что стало хорошей аттестацией для командования авиабазы.


     У командира части лётчика-снайпера полковника Олега Молостова и его заместителя подполковника Андрея Давидюка много общего. Они земляки, с Украины. Окончили одну альма-матер - Харьковское ВВАУЛ. Осваивали одну и ту же авиационную технику - штурмовики «Су». В разные годы служили в Западной группе войск, выпускники Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. Участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе. Во время совместной службы в авиационной базе в Будённовске выполняли боевые задачи в ходе грузино-югоосетинского военного конфликта в августе 2008-го.
     Такие одного боевого закала офицеры, единомышленники, всегда понимают друг друга с полуслова. Вышестоящее командование при подборе кандидатов на командные должности для российской авиационной базы в Канте в 2010 году конечно же учло это выигрышное обстоятельство и назначило полковника Молостова на должность командира, а подполковника Давидюка - на должность его заместителя. Расчёт оказался верным.
     Особенность подготовки лётчиков на российской авиабазе в Канте заключается в том, что аэродром, над которым им приходится выполнять задачи в воздухе, является горным, а превышение целей на полигоне Эдельвейс, на котором штурмовики отрабатывают задачи боевого применения, соответствует 2 тысячам метров. При этом существует известная зависимость продолжительности полёта над горами от заправки самолёта, которую лётный состав должен обязательно учитывать при выполнении полёта в составе пары или звена. Потому командованием, штабом авиабазы при самом активном участии подполковника Давидюка была разработана применительно к местным условиям программа подготовки лётчиков штурмовой (фронтовой) и армейской авиации (вертолётчиков). Разработчики этой программы постарались обогатить её тем незаменимым опытом лётной практики (в том числе полученной в ходе боевых действий в условиях гор Кавказа), которой в полной мере обладают командир части, его заместители и другие опытные лётчики. И программа заработала!
     Андрей Анатольевич всю душу вкладывал в подготовку своих подчинённых, делясь с ними секретами боевого и профессионального мастерства сначала в классе, а затем при производстве полётов на выходе в район выполнения боевых упражнений. Нелёгкий процесс слётывания Андрей Анатольевич умело организовал сначала в составе пар Су-25, потом в составе звена в дневных и ночных условиях. При этом подполковник Давидюк активно использовал главный принцип обучения - «делай, как я», поднимаясь в качестве ведомого в составе пары, звена. Благодаря настойчивости и методическому мастерству офицера каждый «воздушный боец» за 2–3 месяца интенсивных полётов сумел поднять уровень своей профессиональной выучки на класс выше.
     Не забывал боевой «зам» и о подготовке лётчиков армейской авиации, то есть вертолётчиков, которые находятся в Канте как для обеспечения полётов, так и на случай проведения поисковых и спасательных работ. С этой целью был задействован характерный район для выполнения полётов и посадки вертолётов на высокогорной площадке на полигоне.
     Другой особенностью лётной подготовки на авиабазе РФ в Канте является то, что выходить на полигон с реальным учебно-боевым применением лётному составу базы пришлось только с мая по сентябрь 2011 года. Объясняется это условиями работы высокогорного полигона, где зима властвует дольше, чем в долине. Поэтому именно в летние месяцы наиболее интенсивно отрабатывались те мероприятия боевой подготовки, которые были запланированы на год. Лётчики буквально дневали и ночевали на аэродроме, согласно графику поднимали боевые машины в воздух для отработки атак из полупетли, сложного пилотажа на средних и малых высотах, учебных стрельб, бомбометаний и других тактических приёмов в простых и сложных метеорологических условиях, в разное время суток. Учебно-боевая работа авиационной базы с прицелом на предстоящее в сентябре учение «Центр-2011» проходила без срывов напряжённого графика.
     Впрочем, жизнь не всегда укладывается в схемы и графики. Как раз перед началом учений полковник Молостов вынужден был убыть в отпуск по личным обстоятельствам - в связи со смертью отца. И оставшийся за командира части подполковник Давидюк не подвёл своего начальника...
     21 сентября 2011 года состоялось совместное тактическое учение на полигоне Ала-Тоо минобороны Кыргызской Республики. В ходе этого учения отрабатывались основные элементы спецоперации по ликвидации «незаконного вооружённого формирования» (НВФ). Согласно легенде, НВФ было заблокировано в ущелье. По позициям условного противника на основе данных передового авиационного наводчика пара штурмовиков российской авиабазы в Канте должна была нанести удары неуправляемыми ракетами. Подполковник Давидюк не сомневался, что назначенная для нанесения удара по «противнику» пара Су-25 (лётчики капитан Владимир Немеровченко и старший лейтенант Александр Скроб) со своей задачей справятся. Ещё бы! Ведь даже у самого молодого воздушного бойца Скроба налёт за год составил более 200 часов! В его активе - десятки успешно проведённых атак по целям на сложном горном ландшафте...
     Подвели метеорологические условия. В день учений с самого утра горы заволокло низкими облаками. Время применения авиации из-за ограниченной видимости переносилось не один раз. У участников учения даже возникло опасение, что розыгрыш боевого эпизода с применением штурмовой авиации может просто не состояться. Но врио командира российской авиабазы подполковник Давидюк, руководивший полётами, проявил твёрдость и решимость выполнить авиационную составляющую операции в полном объёме. Хотя каждую команду он отдавал, тщательно взвесив все за и против.
     Вот первоклассные лётчики подполковник Владимир Татарченко и капитан Юрий Малейчук получили от руководителя полётами вводную на взлёт для проведения воздушной разведки погоды. А когда от них был получен доклад о том, что погода в заданном районе пошла на улучшение и появились условия для работы на полигоне, Андрей Анатольевич даёт «добро» на взлёт паре Су-25...
     Из-за облачности участники учений на земле не сразу смогли разглядеть атакующие штурмовики. Был только слышен доносящийся из-за облаков мощный гул авиационных двигателей и видны огненные стрелы, уходящие в сторону ущелья. Штурмовые удары по мишеням обоими лётчиками были выполнены с большой точностью.
     На разборе представителем Объединённого штаба ОДКБ генерал-майором Владимиром Устиновым, министром обороны Кыргызской Республики генерал-майором Абибиллой Кудайбердиевым были отмечены чёткие и слаженные действия лётного состава российской авиабазы.
     И сегодня, когда в Кант из России прибыла новая смена военнослужащих, прежнее командование в лице командира части полковника Молостова, его заместителя подполковника Давидюка и других офицеров старается в полной мере передать своим правопреемникам не только дела и должности, но и накопленный в 2011 учебном году опыт, помочь организовать обучение лётного состава по той программе, которая была успешно апробирована и дала отличные результаты при проведении стратегического учения.
     

     

     На снимках: военный лётчик 1-го класса подполковник Андрей Давидюк; Су-25 на взлёте.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex