на главную страницу

13 Декабря 2011 года

Армия и общество

Вторник

Версия для печати

Испытатели стальных путей

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора и из архива испытательного полигона.



Сегодня разве что ветераны по-старинке называют эту воинскую часть в Ярославском гарнизоне мостовым железнодорожным полком. Да ещё в её музее многие экспонаты рассказывают о том богатом событиями периоде. Впрочем, нынешний начальник Испытательного полигона (железнодорожной техники) 3-го ЦНИИ Минобороны РФ подполковник Владимир Периков знает о них не понаслышке - он очевидец многих перемен в жизни коллектива.


     - Сам начинал здесь офицерскую службу командиром взвода 17 лет назад, - вспоминает офицер. - Тогда это ещё был полк, а потом при мне на его базе в 1996 году сформировали Испытательный центр Железнодорожных войск. Могу сказать, что задачи не стали менее ответственными. На двух полигонах и испытательных площадках постоянно шла и идёт работа: за 15 лет было испытано более 50 образцов техники, механизмов и конструкций.
     Многие участники различных учений видели технику, находящуюся на вооружении Железнодорожных войск: мощную, надёжную, нередко универсальную. Разрабатывалась она в профильных НИИ и КБ. А вот доводилась до ума именно в этой не совсем обычной воинской части. Да, труд этот менее заметен, чем, например, у испытателей самолётов. Тем не менее каждый образец техники требует глубоких знаний, отточенных практических навыков, а нередко и немалых физических сил. К слову, когда был на испытательном полигоне, офицеры как раз сдавали нормативы по физической подготовке - повседневная жизнь шла своим чередом.
     - Если не принимать во внимание специфику службы, то наш распорядок дня так же строго регламентирован, как и в обычной воинской части, - поясняет начальник штаба майор Виктор Матвеев. - Недавняя реорганизация в рамках приведения к новому облику практически не сказалась на внутреннем распорядке: личный состав по-прежнему занимается боевой учёбой по соответствующему расписанию и параллельно выполняет специальные задания. Планы научной работы и испытаний пересекаются с планом боевой подготовки без ущерба для выучки личного состава. Помогает и то, что за последние годы фундамент заложен крепкий, и надо лишь не растерять накопленный багаж.
     Багаж - это не только испытания. Хотя, например, есть весьма показательные образцы, которыми здесь гордятся: мобильный портальный путеукладчик ПМ-1, путевая рихтовочная машина ПРМ-РМ, универсальный автопоезд АНС-10У, подвижной ремонтный комплекс ПРК-1 и др. По результатам испытаний на вооружение Железнодорожных войск принято 90 процентов образцов технических средств.
     Серьёзным экзаменом для личного состава и опять же возможностью получить опыт действий в условиях, максимально приближенных к реальным, стало сооружение комбинированного мостового перехода длиной 755 метров через Волгу. Наплавной железнодорожный мост-лента МЛЖ-ВТ испытали под нагрузкой - по нему прошли восьмиосные вагоны. Полученные результаты были оценены как хорошие, мост приняли на вооружение и рекомендовали к серийному производству.
     - Конечно, такая комплексная проверка подготовки личного состава позволила создать задел на будущее, поднять планку выучки, ниже которой стараемся не опускаться, - говорит подполковник Периков. - И сегодня задачи по предварительным и государственным испытаниям новых образцов железнодорожной техники и мостовых конструкций, в том числе наплавных мостов, весьма сложные и масштабные. Это требует и от военнослужащих, и от гражданского персонала прочных знаний и навыков. Только на нынешний год запланировано восемь новых тем испытаний. В частности, недавно закончились испытания одной из мобильных путевых машин. Но уже готовимся к будущему году - нам предстоят ответственные испытания нового наплавного моста ЭМЖ взамен имеющегося Р-500. Новинка унифицированная: по мосту можно будет одновременно пропускать не только поездную, но и автомобильную и танковую нагрузку.
     В целом спектр испытаний весьма широк. Ведь в сфере деятельности Железнодорожных войск не только непосредственно стальные магистрали, но и малые искусственные сооружения, водные преграды. Поэтому условно направления и соответственно квалификацию специалистов испытательного полигона можно разбить на три группы: мостовики, путейцы и механики. У каждой есть свои нюансы в исследовании и испытании новых образцов. Во всяком случае испытательной роте и взводам обеспечения скучать не приходится.
     К сожалению, с командиром роты старшим лейтенантом Дмитрием Самчелеевым поговорить не удалось - он находился на одной из 16 испытательных площадок полигона. Кстати, расположены они как на территории самой воинской части, так и за её пределами. При этом и на выезде помимо решения специальных задач организуется боевая учёба офицеров, сержантов и солдат - алгоритм такого совмещения отработан и не подводит.
     Помимо испытаний идёт и доработка опытных образцов. В штате есть отделение экспериментальных мастерских, которым руководит капитан Евгений Иванков. Там трудятся квалифицированные токари, сварщики и другие узкие специалисты, которым по плечу после проведённых испытаний внести необходимые изменения в предложенную конструкцию. То есть отнюдь не всегда требуется возвращать её на завод-изготовитель, что экономит и время, и средства.
     ...В августе эта воинская часть отметила своё 80-летие. На юбилей было приглашено много ветеранов, которые смогли убедиться: нынешнее поколение воинов-железнодорожников бережёт боевые и трудовые традиции, стремится приумножать достижения предшественников. Впереди у испытателей - новые непростые задачи, решить которые им помогут накопленный опыт, профессионализм и нацеленность на высокий результат.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex