на главную страницу

13 Декабря 2011 года

ГОРДОСТЬ РОССИИ

Вторник

Версия для печати

Народный артист СССР Юрий ТЕМИРКАНОВ:
«Наш долг – помнить фронтовиков»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



В Большом зале Московской консерватории Академический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича 20 ноября дал благотворительный концерт для ветеранов, приуроченный к 70-летию начала битвы за Москву и тяжелейшему периоду блокады Ленинграда. Накануне выступления с руководителем коллектива народным артистом СССР, лауреатом премии Президента России Юрием Темиркановым встретился наш корреспондент.

     
     - Юрий Хатуевич, оркестр регулярно выступает перед ветеранами. Как на вашей семье отразилась Великая Отечественная война?
     - Сначала скажу, что это очень правильно - вспоминать о тех, кто погиб на войне, кто отстоял свободу нашей Родины. В их числе мой отец, которого фашисты расстреляли в 1942 году. Он был одним из первых кабардинцев, отправленных учиться в Московский университет. Вернувшись, преподавал, потом стал ректором первого вуза в Кабарде, в 28 лет был назначен министром культуры республики. Мама сидела в застенках гестапо как жена комиссара партизанского отряда. Чудом осталась жива - фашисты просто не успели её расстрелять...
     Поэтому стараюсь использовать любую возможность вспомнить фронтовиков, тех людей, которые в Ленинграде умерли от голода, - это наш долг. Может, говорю несколько высокопарно, но сейчас без этого не обойтись.
     Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича для исполнения в Большом зале Московской консерватории выбрана не случайно. Я думаю, её исполнение в блокадном, умирающем от голода городе имело в духовном смысле такое же значение, как победы в битвах под Москвой или под Сталинградом. Зная, что происходило в Ленинграде, становилось ясно: жителей и защитников города победить нельзя! Это был один из самых больших художественных подвигов во время войны, и мы обязаны об этом помнить.
     - Кроме того, вы и музыканты оркестра решили перечислить свой гонорар за выступление московскому госпиталю для ветеранов войн № 1...
     - Очень рад этому. Не впервые отдаём деньги на благотворительные мероприятия, поэтому в очередной раз горжусь своими музыкантами. Точно так же гордился ими в Нью-Йорке, когда после концерта в Карнеги-холл мы объявили, что все деньги перечислим в пострадавшую от аварии на АЭС Японию. Причём не просто в Фукусиму, а послали эти средства городскому оркестру. Для нас это ещё одна возможность выразить свою музыкантскую солидарность с коллегами. Аналогично поступили, когда были на Тайване и там случилось землетрясение, - дали дополнительный концерт и средства перевели пострадавшим. Но мы это не афишируем: просто обязаны так поступить, если можем делать добро.
     - Подобные поступки говорят сами за себя - в вашем коллективе традиционно хорошая духовная атмосфера. Как подбираете себе музыкантов?
     - Обычно стараюсь принимать в оркестр не только высококлассных профессионалов - каждый мой музыкант должен быть порядочным человеком. Почему часто работаю с Денисом Мацуевым? Потому что он не только блистательный пианист, но и чудный парень. Он мне очень симпатичен как человек. Всегда приятно находиться на сцене с людьми, которые тебе симпатичны.
     Считаю правильным и вообще люблю, когда в оркестре сидят и седые головы. К счастью, в музыке пенсионеров не гонят: часто бывает, что они играют лучше молодых. И к тому же в нашем деле очень важны традиции, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас в оркестре не только первоклассные музыканты, но и очень образованные, интеллигентные и остроумные люди. С ними невероятно приятно работать, и, поверьте, результат в этом случае всегда лучше.
     - Не могу не вспомнить то впечатление, которое производили на слушателей ваши выступления с Мстиславом Ростроповичем...
     - Редко кому удаётся встречать в жизни так много великих людей. Один из тех, кого я встретил и горжусь дружбой с ним, - Мстислав Ростропович. Играть с ним, общаться - было огромное удовольствие и везение в жизни. Ведь Ростропович был не просто гениальный музыкант - он гениальная личность. Все его поступки говорят о нём как о необыкновенном человеке. Мстислав Леопольдович был во всём неординарен. Он даже ел, как гений! Правда! Поэтому выступление с такой личностью - это то, что из тебя создаёт человека.
     - Вы не раз говорили, что изначально на вас огромное влияние оказали родители. Они повлияли на выбор профессии?
     - Конечно. К слову, уже когда учился в Ленинградской консерватории, прочитал в воспоминаниях Сергея Прокофьева, что мой отец умудрился заказать ему квартет на кабардинские темы. Композитор сначала назвал это чудовищным предложением - кабардинской музыки в европейском понимании не существовало. А потом «вслушался» и написал. Это, как мне кажется, лучший его квартет.
     Моя мама была самая лучшая из всех на свете! У нас, кабардинцев, есть замечательная пословица: пока у тебя жива мать, ты ребенок, когда она умирает, ты - сирота. Мама - центр, который нас всегда объединял, и она всегда радовалась, что её дети выросли приличными людьми, чего-то добились в жизни. Это, наверное, огромное счастье. Честно говоря, она не очень понимала, чем я занимаюсь, но чувствовала, что чем-то не совсем обычным.
     Если же говорить о профессии, то всё произошло случайно. В 1948 году в Ашхабаде произошло сильнейшее землетрясение. Оттуда к нам, в Нальчик, приехали музыканты, которым нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Скрипач, поселившийся рядом с нашим домом, искал учеников. Он увидел меня, десятилетнего мальчишку, на улице и спросил: «Хочешь учиться играть на скрипке?» На Кавказе не принято говорить старшим «нет». Словом, согласился, смутно представляя, о чём речь. Скрипку мне дали в школе - из тех, что самые простенькие. Но мне на уроки ходить понравилось. Отчасти потому, что там меня ещё и кормили: дома мы никогда досыта не ели. Я даже думаю, что мой первый учитель и сам был не склонен заниматься обучением - он был играющий музыкант. Решающим оказалось то, что я проявил интерес к занятиям, а ему в свою очередь захотелось не просто получать деньги за уроки, но и чему-то научить своего подопечного.
     Когда окончил музыкальную школу в Нальчике, меня отправили учиться в Ленинград, в десятилетку при консерватории. Хорошо помню эти подъёмы в шесть утра - надо было ещё до уроков позаниматься с педагогом. Вечером снова занятия по музыке. Кстати, в то время школа давала не только отличное музыкальное образование - по обычным предметам тоже были весьма высокие требования. Окончившие нашу десятилетку поступали не только в консерваторию, но и в университет и даже в технические вузы.
     - Юрий Хатуевич, вам удаётся организовывать и проводить масштабные фестивали, в том числе «Площадь Искусств». Насколько сложно приглашать настоящих профессионалов для участия в них?
     - Фестиваль «Площадь Ис-кусств» удерживает те позиции, которые он завоевал, и в этом году с 14 по 25 декабря пройдёт уже в 12-й раз. В этом году приедут труппа Королевского театра Пармы, итальянский ансамбль старинной музыки «Cappella Augustana», молодые итальянцы - дирижер Андреа Баттистони и пианист Джузеппе Альбанезе, испанский дирижер Хесус Лопес-Кобос. Так на фестивале складывается итало-испанская тема, посвященная Году Италии и Испании в России.
     Отчасти помогло то обстоятельство, что я несколько лет возглавляю фестиваль Джузеппе Верди, который проходит как раз в Парме в Италии. Дело, может быть, мне лично и не очень нужное, но я согласился. Парма знаменита тем, что в этой провинции родился не только Верди, но и Артуро Тосканини. В этом городе очень «опасный» театр: если там солист не принят публикой, его уже никуда в Италии не пригласят. И вот впервые фестиваль Верди, имя которого итальянцами чрезвычайно почитаемо, доверили возглавить иностранцу - случай просто небывалый! Собственно, поэтому я и согласился.
     В рамках фестиваля впервые выступят Люцернский симфонический оркестр - старейший коллектив Швейцарии, а также всемирно признанные певцы Лео Нуччи и Даниэла Барчеллона, молодые пианисты Николас Ангелич и Аими Кобаяши. Особенно дорог для меня приезд давних друзей фестиваля - Джона Лилла, Элисо Вирсаладзе, Натальи Гутман, Ефима Бронфмана.
     Проводить фестивали довольно сложно в наше время: нужно приглашать известных музыкантов и оркестры и решать многие организационные вопросы. Поэтому признателен всем музыкантам, нашим спонсорам, постоянным творческим партнёрам и слушателям. Мне приятно сознавать, что встречи на «Площади Искусств» стали для нас неотъемлемой приметой зимнего Петербурга.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex