на главную страницу

14 Декабря 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Бессмертные мелодии Арно Бабаджаняна

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В Государственном Кремлёвском дворце состоялся юбилейный вечер, посвящённый 90-летию выдающегося композитора, народного артиста СССР Арно Бабаджаняна. Он проведён при поддержке Группы компаний «Ташир» Первого канала и Фонда памяти Арно Бабаджаняна, которым руководят его сын - композитор, певец и актёр Араик Бабаджанян и поэт, журналист, певец Владимир Попков. Концерт, в котором приняли участие звёзды отечественной эстрады, стал заключительным этапом Международного музыкального фестиваля, организованного Фондом памяти великого композитора и выдающегося музыканта.


     Благодаря его таланту многие стихи, на которые написал музыку Бабаджанян, стали замечательными песнями. Они по праву вошли в золотой фонд классики жанра, их исполняли и исполняют как признанные мэтры нашей эстрады, так и их молодые коллеги. Песни Бабаджаняна несли в народ, в массы Людмила Зыкина, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха, София Ротару, Лариса Долина, Диана Гурцкая, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдуард Хиль, Бедрос и Филипп Киркоровы, Дмитрий Хворостовский, Ренат Ибрагимов, Заур Тутов, Александр Буйнов, Александр Маршал, Валерий Меладзе, Вадим Мулерман, Дмитрий Билан, Марк Тишман, Ирина Дубцова, Ани Лорак и многие другие.
     Композитор плодотворно сотрудничал в том числе с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым. Это был великолепный триумвират поэта, композитора и исполнителя. Без песен «Королева красоты», «Воспоминание», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба» практически не обходятся ни один концерт, вечер, дружеская встреча. Не менее успешной было содружество с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»).
     Как композитор Бабаджанян работал и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны удивительно мелодичные и яркие мюзиклы «Дядя Бадагаскар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце».
     Мало кто знает, что своё первое музыкальное сочинение классик музыкального жанра написал... в девять лет. Это был задорный «Пионерский марш», давший оптимистичный и позитивный настрой всему будущему творчеству композитора.
     Видимо, талант он унаследовал от отца, который хоть и был преподавателем математики, замечательно играл на флейте. А красоту и стройность его мелодий, несомненно, подпитывала родная земля - прекрасная и гордая Армения. Бабаджанян «перевёл» на международный язык музыки и армянский язык слова песен, которые понятны и без перевода. Творческий путь композитора - как семь нот нотного стана. Вариаций много, а суть одна - гармония. Уже в восемь лет Арно принимают на учёбу в группу одарённых детей при Ереванской консерватории. И он начинает восхождение на музыкальный Олимп. В двенадцать лет юный талант получает первый приз на Всереспубликанском конкурсе молодых музыкантов, профессионально сыграв сложные для исполнения «Четвёртый сонет» Бетховена и «Рондо каприччиозо» Мендельсона. В восемнадцать лет Арно продолжил своё музыкальное образование в Москве, поступив сразу на выпускной курс знаменитого училища им. Гнесиных. Окончил его по классу фортепиано у Елены Гнесиной и классу композиции у Виссариона Шебалина. Люди, близкие к музыке, знают, что эти имена - особый знак настоящего мастерства. Потом экстерном был окончен композиторский факультет Ереванской консерватории, потом - Московской. В 29 лет Бабаджанян уже преподаёт в консерватории Еревана. Пишет музыку в разных жанрах - «Героическая баллада» для фортепиано, концерты для скрипки и виолончели, фортепианное трио, квартет, посвящённый памяти Дмитрия Шостаковича. Но судьбоносным жанром для композитора стала песня. В известном фильме «Песня первой любви», вышедшем на экраны в 1951 году, прозвучали две песни на музыку Бабаджаняна. И сразу же стали популярными. А спустя пять лет композитора вновь встречает Москва. Именно здесь он приобретает славу знаменитого композитора-песенника.
     Что воистину удивляет и восхищает в музыке Бабаджаняна, так это её интернационализм. Его мелодии вобрали в себя армянскую народную сторону музыки, тот особый мелос, который отличает национальную принадлежность, Бабаджанян унаследовал и продолжил лучшие традиции своего предшественника и учителя - Арама Хачатуряна. Но близкое знакомство с российскими музыкальными традициями, с советской композиторской школой дали ему возможность создавать ту музыкальную гармонию, которая близка и понятна всем и всегда звучит современно новаторски.
     Поражает и особенная лёгкость его песенной музыки. Хотя Бабаджанян относился к этой стороне своего творчества с должным уважением. «Первые же песенные опусы убедили меня в том, что этот музыкальный жанр искусства не прощает бездумного отношения к себе. Наоборот, он требует углублённости и такой же полной творческой самоотдачи, как и «серьёзные» формы: будь то соната для скрипки или концерт для фортепиано. И ещё мне стало очевидным, что автору песни нельзя оставаться безликим: любая его песня непременно должна нести в себе черты его творческой индивидуальности», говорил композитор.
     И именно песенное творчество стало в его жизни главным. «Не стыжусь признаться, что не пытаюсь делать в этой области (лирико-драматических песен) каких-либо «открытий». Мои песни о любви, о радости, о грусти, о тех вечных и простых человеческих эмоциях, о тех высоких чувствах, которые веками воспевались, воспеваются и, по всей вероятности, будут воспеваться в песенном искусстве».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex