на главную страницу

17 Декабря 2011 года

Тема номера

Суббота

Версия для печати

Всегда готовы к ответу

Дмитрий АНДРЕЕВ, Александр ТИХОНОВ,
  «Красная звезда».



Сегодня военнослужащие, гражданский персонал и ветераны Ракетных войск стратегического назначения отмечают свой профессиональный праздник - День РВСН. А вчера командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенант Сергей Каракаев на брифинге во Власихе сообщил ряд важнейших новостей касательно перспектив развития возглавляемого им самого мощного рода войск.

     Пожалуй, самым важным известием стало сообщение командующего РВСН о том, что Россия будет создавать новый ракетный комплекс шахтного базирования с жидкостной тяжёлой ракетой, которая будет обладать повышенными возможностями по преодолению противоракетной обороны США. По его словам, соответствующее решение уже принято.
     - В случае развёртывания американцами космического эшелона ударных средств ПРО, что не исключается, поскольку в США в этом направлении усиленно ведутся соответствующие НИОКР, потенциала малогабаритных твердотопливных МБР для преодоления такой ПРО может не хватить, - заявил командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев. - В этой ситуации предпочтительнее развёртывание новой жидкостной МБР со стартовой массой порядка 100 тонн, имеющей существенно лучшее по сравнению с аналогичной твердотопливной ракетой качество по такой важной характеристике, как соотношение полезной нагрузки и стартовой массы.
     По его словам, МБР такой массы может быть развёрнута только в шахтных пусковых установках. Высокие энергетические возможности тяжёлой жидкостной ракеты позволяют реализовать более разнообразные и эффективные способы противодействия глобальной ПРО, включая в том числе её космический эшелон.
     - Тем самым будет обеспечено надёжное решение Стратегическими ядерными силами России задачи ядерного сдерживания на отдалённую перспективу, - сказал командующий РВСН.
     По словам генерал-лейтенанта Каракаева, ракетные комплексы с новой тяжёлой жидкостной ракетой будут отличаться высокой эффективностью преодоления многорубежной ПРО за счёт реализации мер по конструктивно-техническому совершенствованию ракет, их боевого оснащения, улучшения энерго-массовых показателей ракет и боевых ступеней, в том числе с использованием высокоэнергетичных топлив нового поколения.
     Кроме того, отметил командующий, наличие в составе РВСН мощной жидкостной МБР позволит создать стратегическое высокоточное оружие с неядерным оснащением с практически глобальной досягаемостью.
     Столь впечатляющие характеристики жидкостных ракет отнюдь не ставят крест на ракетах твердотопливных. Оснащённые маневрирующими боевыми блоками малогабаритные твердотопливные ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс» уже сегодня способны решать задачу преодоления ПРО. Причём каждый боевой блок ракеты «Ярс», подчеркнул генерал-лейтенант Сергей Каракаев, индивидуально наводится на выбранную цель.
     Говоря о перспективах развития РВСН, командующий сообщил, что войска и в дальнейшем будут строиться на двухкомпонентной основе, то есть иметь в своём составе ракетные комплексы как мобильного, так и стационарного базирования.
     Такая позиция РВСН, пояснил генерал-лейтенант Каракаев, основана на проведённых в СССР и России исследованиях с моделированием самых разнообразных сценариев ядерных конфликтов. Исследования показали, что наиболее рационально иметь ракетные комплексы как шахтного, так и мобильного базирования. При этом шахтные комплексы составляют основу потенциала ответно-встречного удара, а ракетные комплексы мобильного базирования в совокупности с атомными подводными лодками, вооружёнными баллистическими ракетами, формируют потенциал ответного удара, пояснил он.
     – По сравнению со своим предшественником – ракетным комплексом «Тополь» – подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс» обладают существенно улучшенными боевыми и эксплуатационными возможностями, – сказал командующий РВСН. – Достигнуто это в том числе за счёт адаптации боевого оснащения к условиям ПРО, повышения характеристик мобильности и скрытности от технических средств разведки. Реализованы и дополнительные меры по повышению безопасности комплексов.
     Находящиеся в составе РВСН устаревшие ракетные комплексы в плановом порядке заменяются новыми.
     О том, что в ходе этой замены было сделано в уходящем году, «Красная звезда» рассказывала.
     В 2012 году, по словам генерал-лейтенанта Сергея Каракаева, полностью завершится перевооружение на мобильный ракетный комплекс «Ярс» второго полка в Тейковском ракетном соединении, а также начнутся работы по перевооружению на этот комплекс Новосибирского и Козельского ракетных соединений. Козельская дивизия получит ракетный комплекс «Ярс» в шахтном варианте.
     В дальнейшем на «Ярс» спланировано перевооружение ещё ряда ракетных дивизий, сообщил на брифинге командующий.
     Продолжается перевооружение на комплексы «Тополь-М» стационарного базирования шестого по счёту ракетного полка в Татищевской ракетной дивизии (Саратовская область), где до конца года на боевое дежурство будут поставлены ещё три пусковые установки. После окончания перевооружения этого полка в 2012 году программа оснащения РВСН ракетным комплексом «Тополь-М» будет завершена.
     При этом сроки эксплуатации тех стратегических ракетных комплексов четвёртого поколения, которые обладают запасом технического ресурса, – РС-20В «Воевода», РС-18 «Стилет» и РС-12М «Тополь» – планируется, по словам командующего РВСН, в очередной раз продлить.
     Уже сейчас практически все находящиеся на вооружении РВСН ракетные комплексы шахтного и мобильного базирования оснащены головной частью с комплексом средств преодоления ПРО, заметил генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
     – Возможности такого боевого оснащения были продемонстрированы техническим средствам контроля США во время испытаний подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» и морского ракетного комплекса «Булава». Это касается и гиперзвуковых боевых блоков, которые имеют возможность маневрировать по высоте и курсу, – сказал он и добавил, что для решения задачи прорыва ПРО новые ракеты обладают такими характеристиками, которые позволяют говорить об их неуязвимости на всех участках их полёта.
     Боевой состав РВСН сейчас насчитывает свыше 350 пусковых установок ракетных комплексов различных типов, что составляет две трети всех носителей и более половины боезарядов Стратегических ядерных сил России, сообщил командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
     – В настоящее время на вооружении РВСН состоит шесть типов ракетных комплексов четвёртого и пятого поколений. Из них три – шахтного базирования и три – мобильного грунтового базирования. Ракетные комплексы шахтного базирования по количеству пусковых установок составляют 45 процентов ударной группировки РВСН, а по количеству боевых блоков – почти 85 процентов её ядерного потенциала, – сказал он.
     Как сообщил командующий, в настоящее время ударная группировка РВСН несёт боевое дежурство с нулевым полётным заданием, то есть ракеты не нацелены ни на какие объекты. В то же время с технической точки зрения ограничений по возможности применения ракет РВСН нет.
     – Для того чтобы выбрать какой-то объект поражения и ввести его в полётное задание МБР, требуется незначительное время, – сказал генерал-лейтенант Сергей Каракаев, отвечая на вопрос, могут ли быть внесены коррективы в планы боевого применения РВСН в связи с созданием в Европе объектов ПРО США и отсутствием прогресса в переговорах между Москвой и Вашингтоном по этой проблеме.
     Кстати, применительно к тематике американской ПРО очень существенным является заявление генерал-лейтенанта Каракаева относительно перспектив Ирана вооружиться ракетными средствами доставки ядерных боезарядов на большие расстояния. Как известно, американские официальные лица пытаются Россию и мировую общественность заставить поверить в то, что их разворачиваемые в Европе элементы ПРО нацелены на перехват иранских ракет. Так вот, по словам командующего РВСН, Иран даже в отдалённой перспективе не сможет создать межконтинентальные баллистические ракеты «среднего» и «дальнего» классов, готовые к немедленному применению.
     – Если даже предположить, что в отдалённой перспективе полномасштабные ракетные системы «среднего» и «дальнего» классов в Иране будут созданы, то рассматривать их как реально стоящие на боевом дежурстве и готовые к немедленному использованию будет неверно, – сказал генерал-лейтенант Каракаев.
     При этом он отметил, что Иран в настоящее время не обладает реальными технологиями и промышленным потенциалом по разработке и производству МБР даже в опытном варианте. Более того, заметил командующий РВСН, такой потенциал объективно не может появиться и в рассматриваемой перспективе.
     Впрочем, стремление многих государств к обладанию ядерным оружием, по мнению командующего РВСН, вполне объяснимо: к этому их подталкивают воинственные действия США.
     – Руководством некоторых государств, в частности КНДР, обладание ядерным оружием воспринимается как наиболее эффективное средство для того, чтобы обезопасить себя от силовых акций, – заявил генерал-лейтенант Сергей Каракаев. – Это стремление к обладанию ядерным оружием, безусловно, подрывает устои режима Договора о нераспространении ядерного оружия, но первопричиной является вызывающе демонстративное желание таких великих держав, как США, решать все возникающие в международных отношениях проблемы с опорой на непропорциональную военную силу.
     – Возможное появление ядерного оружия как у Ирана, так и у других государств конечно же оптимизма не вселяет, – продолжил командующий РВСН. – Хотя прямая угроза безопасности России со стороны Ирана маловероятна, в то же время появление новых ядерных государств приводит к снижению «порога» применения ядерного оружия и возможному его использованию в войнах с применением обычного оружия.
     В случае же развязывания войны против России, по мнению генерал-лейтенанта Сергея Каракаева, оптимальным является сценарий гарантированного нанесения неприемлемого ущерба агрессору. Об этом он заявил, отвечая на вопрос о противоречиях в оценке экспертов возможностей ПРО США нейтрализовать российские СЯС.
     Как известно, одни эксперты заявляют, что ПРО США нивелирует российский ракетно-ядерный потенциал, а другие – что создаваемая ПРО не способна серьёзно угрожать Стратегическим ядерным силам России.
     – Всё дело в различных подходах к оценке влияния противоракетной обороны на снижение эффективности решения главной задачи СЯС России – нанесения неприемлемого ущерба стране-агрессору в ответно-встречном или ответном ударах, – пояснил генерал-лейтенант Каракаев. – Здесь налицо дилемма. С одной стороны, в оценке способности системы ПРО перехватить определённое количество боевых блоков. И с другой стороны, в оценке необходимого количественного и качественного состава развёрнутых боевых блоков, позволяющего обесценить боевые возможности создаваемых систем ПРО (то есть в оценке способности СЯС по доставке к территории противника максимально возможного количества боевых блоков). При разрешении этой дилеммы необходимо исходить из сценария гарантированного нанесения неприемлемого ущерба агрессору.
     Впервые официальную оценку уровня неприемлемого ущерба для США дал в 1967 году американский министр обороны Роберт Макнамара. Он охарактеризовал этот ущерб как уничтожение 2/3 промышленного потенциала страны и 1/4 населения. Позднее на основе анализа и оценок ядерных арсеналов США и СССР было заявлено, что нанесение ядерного удара сотней ядерных боеприпасов мегатонного класса обеспечивает поддержание взаимного гарантированного сдерживания.
     – Иными словами, сто боевых блоков, доставленных к цели, решали бы исход дела, – подытожил командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев.
     – Сегодня мы вынуждены активно реагировать на наращивание американской противоракетной обороны, поскольку США встали на путь игнорирования возникших у России в связи с этим озабоченностей, – заявил командующий. – Новые ракетные комплексы РВСН будут оснащаться высокоэффективными маневрирующими и управляемыми боевыми блоками и более совершенными средствами преодоления противоракетной обороны. Всё это позволяет уверенно прогнозировать способность российских Стратегических ядерных сил обеспечить безопасность страны при любом развитии международной обстановки.
     При этом он отметил, что Россия выступает не против создания ПРО США, а против создания такой ПРО, которая откровенно была бы направлена против нашей страны, потенциально снижая возможности российских Стратегических ядерных сил.
     – Представляется, что пока в мире существует устойчивый механизм ядерного сдерживания, основанный на угрозе применения ядерного оружия, не стоит его подрывать, провоцируя гонку стратегических наступательных вооружений, – заявил генерал-лейтенант Каракаев. – Если это случится, то ни о какой стратегической стабильности речи и быть не может, а это, как представляется, никому не пойдёт на пользу.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex