на главную страницу

17 Декабря 2011 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

Судьба ракетная такая...

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Начальника штаба полка Новосибирского ракетного соединения подполковника Дениса Козлова сложно причислить к очерковым героям. Не было в его биографии ни пусков ракет, ни множества гарнизонов, ни стремительного в масштабах РВСН карьерного взлёта, ни каких-то небывалых рекордов... Всё, как обычно, в службе стратегического ракетчика с затяжным боевым дежурством. Редкие встречи с женой, которая была когда-то его одноклассницей, нельзя назвать чем-то незаурядным. Даже военная династия в РВСН скорее традиция, нежели исключение из правил.
     – Знаете, – улыбается он как-то грустно, видимо, от усталости после смены, – это как сын колхозника хочет стать колхозником... Мы, пацаны, выросшие в военном гарнизоне, как правило, все поступали в Ракетное...
     С Денисом Геннадьевичем мне довелось познакомиться несколько лет назад. Помнится, тогда я готовил репортаж о будущем начальнике штаба Оренбургской ракетной армии генерал-майоре Николае Братухине, возглавлявшем в то время ещё в звании полковника Новосибирскую дивизию. Он-то и посоветовал мне написать об одном из перспективных и подающих большие надежды офицеров. Репортаж подготовил, но, как это иногда бывает на газетном конвейере, материал пришлось сократить, и биография подполковника Козлова осталась «за кадром». Мне и сейчас вспоминается, как он рассказывал, что в детстве примерял перед зеркалом отцовскую фуражку. Видимо, именно в Ракетное училище пойдёт и его сын... Впрочем, сам Денис Геннадьевич говорит об этом без напускного «патриотического пафоса» и со свойственным его возрасту скепсисом.
     – Какие у него мысли? Всего-то десятый год пошёл: увидит банкира – банкиром буду. Получил я недавно новую форму, смотрю, фуражку тоже перед зеркалом примеряет. «Всё, папа, стану военным», – заявляет мне уверенно. Ему ещё рано об этом думать.
     Как ни странно, так рассуждают многие офицеры, посвящающие себя службе без остатка. Вернёшься с боевого дежурства, а сын, оказывается, первое слово уже произнёс, признаётся супруга: «папа». Задумаешься, а ведь такая она, ракетная судьба.
     Рассуждая о былом, подполковник Козлов вспоминает, что лейтенантом он как-то надежурил за год почти 200 суток.
     – Это же вдвое больше, чем положено?!
     – Конечно, – не скрывает Денис Геннадьевич, – но служить-то я начинал в переломные 1990-е годы, трудное было время, офицеров не хватало. Мы и деньги-то видели раз в три месяца. Жёны, помню, тогда «демонстрации» устраивали, не отпускали мужей на дежурство. Но уговорами, обещаниями как-то успокаивали их. Да и паёк выдавали вовремя, многих он тогда спасал.
     У самого Козлова таких проблем не возникало. Его супруга – одноклассница. Отец у неё – вертолётчик. Словом, со всеми тяготами и лишениями знакома она с детства и не понаслышке. Она и сама в дивизии работает бухгалтером. Ей ли мужа не понимать? Даже когда семейные праздники проводит он на боевом дежурстве.
     – Как-то всё складывалось. Я во вторник сменялся с дежурства, а в среду рождались дети... Это я чётко запомнил.
     А вот день рождения в смене стало правилом.
     – У меня день рождения 1 июня. Это начало летнего периода обучения. Ничего тут не поделаешь. Уже привык.
     Привык он и к боевому дежурству. Говорит о нём, как о чём-то будничном, повседневном.
     – Нет в боевом дежурстве ничего сложного, если чувствуешь себя специалистом и не боишься аппаратуры. Ну а недосып... К нему привыкаешь, отоспимся потом...
     И всё же опыт приходит с годами, а своё первое дежурство он запомнил надолго: были и волнение, и неуверенность...
     – Мне повезло, я был штатным оператором у командира дивизиона. Освоился быстро, а когда на уровне объединения победил в конкурсе на лучший боевой расчёт пуска, то стал ощущать себя как рыба в воде.
     На вопрос, что чувствует, когда заступает на дежурство, подполковник Козлов отвечает кратко: ответственность. Ещё бы, теперь он и сам натаскивает молодёжь. Учит её со знанием дела.
     Может быть, именно поэтому он и находится в резерве на должность командира полка. Об этом мне рассказал командир Новосибирского ракетного соединения полковник Александр Стенькин. Кстати, и этот комдив тоже порекомендовал мне написать именно о Козлове. Значит, просто нельзя не рассказать о Денисе Геннадьевиче на страницах нашей газеты. Вот только академии за плечами у него нет. Всё свободное время посвящает полку, некогда учиться. Однако теперь это необходимо и для карьеры, о которой он не любит рассуждать...
     – Карьеру надо делать, а не говорить или тем более мечтать о ней. Если сидеть и мечтать, то ничего не получится...
     А он из тех, кто на судьбу не ропщет, о трудностях помалкивает. У него должно получиться.
     Как это ни странно, у большинства героев моих материалов служба связана именно с «Тополями». Денис Геннадьевич исключением не стал. Однако не за горами тот день, когда дивизия перевооружится...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex