на главную страницу

17 Декабря 2011 года

Офицеры России

Суббота

Версия для печати

Рождён для службы ратной

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Тринадцать уставных пунктов обязанностей командира батальона вообще-то весьма далеки от романтики военной службы. Но гвардии подполковник Александр Юдин готов поспорить на эту тему. Каждое направление деятельности комбата, изложенное в уставе, – широкое поле для творческой и вдохновенной работы, считает он. А уж без романтики в десантной службе и вовсе не обойтись. Это, пожалуй, один из действенных стимуляторов в напряжённом, порой до изнурения, ратном труде «крылатой пехоты». Наверное, именно поэтому большинство десантников проносят в душе эту юношескую искру до глубоких седин. Впрочем, тридцатитрёхлетнему комбату Александру Юдину до седин ещё далеко.

     – А что, Саня, может, махнём в Рязанское десантное? Голубые береты, тельняшка, парашюты, карате – служба для настоящих мужиков! – брат Юрка по праву старшинства – на целых пять минут раньше родился – с детства чаще всего задавал тон в самых разных идеях. На этот раз он попал в самую точку – Санька десантной службой загорелся ещё в девятом классе.
     Донские парни из шолоховских краёв – Юдины уверенно прошли традиционно строгий экзаменационный и профессиональный отбор в Рязанское училище ВДВ, первыми в роду выбрав офицерскую службу. Больше половины дистанции прошли к офицерскому званию, когда старший брат сказал, как отрубил:
     – Всё, Саня, я рапорт написал. Не моё это призвание.
     Месяц после ухода Юрки Саша ощущал себя, словно птица с перебитым крылом. А потом стал вгрызаться в командирские науки как бы за двоих. Командир батальона подполковник Иван Хилевич был десантником до мозга костей и своих курсантов воспитывал в подобающем духе:
     – Всё, что не убивает десантника, делает его лучше. Поэтому для нас не должно быть задач невыполнимых.
     С этой установкой и прибыл лейтенант Юдин служить на Северный Кавказ в десантно-штурмовой полк.
     ...Когда напряжённую тишину ущелья вдребезги разбивает очередь крупнокалиберного пулемёта, то кажется, что по тебе бьют сразу из десяти стволов. Взвод гвардии лейтенанта Александра Юдина шёл на прикрытии колонны, когда со склона ударил ДШК боевиков. Вслед ему из засады застучали и автоматные очереди. Половина взвода – контрактники. Они без суеты, с отработанной продуманностью заняли огневые позиции. Юдин уточнил задачу у командира колонны и направил своего замкомвзвода сержанта Григория Средина с пулемётчиком на фланг взвода – оттуда удобнее было достать огневую точку боевиков. Этот бой длился не больше десяти минут, но каждая из них могла показаться вечностью, потому что вполне могла стать реальным шагом туда. Из боя вышли тогда без потерь.
     Если в первую «чеченскую командировку» Юдин попал буквально через пару недель после начала лейтенантской службы, то второй заход он делал уже в качестве заместителя командира роты. Побольше опыта, уверенности в себе, но всё тот же десантный запал: «Никто, кроме нас!» Всё это пришлось очень кстати, бои шли тяжёлые. На войне отношения между командиром и подчинёнными несколько иные, нежели в мирных буднях: взаимопонимание устанавливается без лишних слов, потому что ценой ему – жизнь, своя и товарищей. И боевая слаженность, бойцовские навыки приближаются к смыслу солдатской жизни. А офицерское кредо «Беречь людей!» требует конкретных смелости и ответственности за каждое своё решение. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» с мечами и медаль Суворова – боевые награды и символы памяти той горячей и горькой от потерь боевых товарищей поры.
     Есть в стихах гусара Дениса Давыдова такая строка: «А я рождён для службы ратной...» Она, на мой взгляд, очень подходит и подполковнику Александру Юдину. Достаточно было увидеть, как он командует своим батальоном на тактических учениях с десантированием и боевой стрельбой, чтобы понять, насколько офицер вдохновлён всей сутью командирской профессии. Плотно сбитая фигура, динамизм сжатой пружины – всё это, пожалуй, стало сплавом генных качеств донских казаков, во все времена не чуждых ратному делу. Сам он считает, что по-настоящему почувствовал себя командиром на роте. Для него не было зазорным учиться у «замполита» роты гвардии старшего лейтенанта Виктора Абрамова устанавливать с бойцами по-мужски доверительные отношения. У старшины роты Хеты Хетагова он перенимал премудрости ведения ротного хозяйства. А командира батальона гвардии подполковника Станислава Ершова Юдин воспринимал как человека и учителя с большой буквы. Именно повседневная наука комбата выработала в ротном чувство оптимального баланса требовательности и человеческой доступности в командирском предназначении.
     Рота его из года в год считалась лучшей в полку. Теперь и батальон на лидирующих позициях в соединении числится.
     На службу и со службы комбат идёт с удовольствием. С одной стороны, дело, которое знаешь и ценишь, с другой – вторая половина смысла жизни: любимые жена и «королевская пара» – дочка Саша, сын Филипп. По всему выходит, быть двухлетнему Филе продолжателем отцовской профессии – на День ВДВ он уже красовался на отцовском загривке, в новенькой десантной тельняшке и голубом берете. Командир парашютно-десантного батальона Александр Юдин остаётся романтиком в своей нелёгкой военной профессии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex