на главную страницу

20 Декабря 2011 года

Служим России

Вторник

Версия для печати

Ваятель из разведки

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Ветеран отечественной разведки член Союза художников России Елена Косова – лауреат премии Службы внешней разведки Российской Федерации. Награды она удостоена за скульптурные портреты Героя России Владимира Барковского и Зои Рыбкиной-Воскресенской, внёсших большой вклад в обеспечение безопасности нашей страны. Поражает, что эта удивительная женщина профессионально и ярко раскрылась в двух ипостасях: как разведчик и как скульптор.

     20 декабря – День работника органов безопасности РФ


     
Её псевдоним– Анна


     У Елены Косовой было семь персональных выставок в Венгрии и пять в Москве. 15 работ мастера находятся в музеях Европы (12 в Венгрии, 3 во Франции и Германии) и 8 – в музеях России. Никто и не подозревал, что эта милая женщина, успешный скульптор, многие годы посвятила Службе внешней разведки.
     Елена Александровна родилась в семье пограничника. Во время Гражданской войны её отец участвовал в знаменитом походе с Таманского полуострова через Туапсе на соединение с главными силами Красной Армии. Впоследствии он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и занимал ряд высоких командных должностей. По стопам отца Елена поступила на двухгодичные курсы при Высшей школе КГБ. Там познакомилась с будущим мужем Николаем – высоким светловолосым красавцем. В 1949 году чету Косовых отправили в командировку в США.
     По легенде они были сотрудниками ТАСС, но в силу создавшихся на месте обстоятельств Елене пришлось сначала работать переводчицей в представительстве СССР при ООН. Потом её перевели на повышение: назначили «политическим офицером второй ступени». Впервые советской женщине поручили столь высокий пост в ООН. Она отвечала за африканский участок несамоуправляемых территорий при этой международной организации.
     Елена профессионально, добротно и в полном объёме выполняла свою официальную работу, но основной её деятельностью была работа в резидентуре. Главной целью советских разведчиков в то время был американский атомный проект. Старший лейтенант Косова под псевдонимом Анна работала в связке с Владимиром Барковским, который добывал информацию о разработке в западных странах атомного оружия. Елене Александровне приходилось выполнять сложные и рискованные оперативные задания, в частности поддерживать связь с двумя агентами-американками. Дважды в неделю она встречалась с ними и получала ценную для СССР информацию.
     Даже сейчас Елена Александровна без особой охоты рассказывает о том периоде своей жизни: семь лет, насыщенных оперативными заданиями, множество встреч, поездок, ежедневного риска... Некоторые эпизоды её деятельности не рассекречены до сих пор. Впрочем, уже то, что в числе семейных реликвий хранятся письма легендарных разведчиков – супругов Коэн, а также тюремные рисунки знаменитого Рудольфа Абеля, говорит о круге общения четы Косовых и важности, которые на них возлагались.
     
Под маской «повара»

     По возвращении из командировки в Москву у Косовых родился сын. Назвали его в честь отца Николаем. Елена решила посвятить себя самому прекрасному призванию женщины – материнству. Полагая, что долг перед Родиной выполнен, она после 12 лет службы в разведке уволилась из органов.
     В следующую командировку, в Голландию, где муж под оперативным псевдонимом Ян был резидентом советской внешней разведки, Елена сопровождала Николая уже домохозяйкой. Тем не менее помогала ему по мере сил и возможностей. То он попросит познакомиться с женой какого-нибудь иностранца, провести её первоначальное изучение, то предложит подстраховать его при проведении сложных мероприятий в городе. Но это была уже не служба, а естественная помощь близкому человеку.
     Сын иногда интересовался, какая у мамы профессия, на что она отвечала: «Повар». О том, что у родителей другое призвание, мальчик случайно узнал в 8 лет, перебирая в московской квартире старые документы. Открытие стало потрясением для ребёнка. Он, разумеется, никому не выдал секрет родителей, но им признался, что мамой и папой очень гордится.
     
Мастер портрета

     Я встретилась с известным скульптором Еленой Александровной Косовой в её мастерской. Красивая женщина почтенного возраста пригласила меня в зал, к своим работам.
     Мы подолгу останавливались около каждого бюста. Вот знаменитый скульптурный портрет Владимира Барковского, удостоенный премии СВР России. «Бюст установлен на заводе «Бецема», где будущий разведчик начинал трудовую деятельность, – рассказывает автор. – Долгие годы я работала с Владимиром Борисовичем, многому у него научилась, и всё своё уважение и восхищение старалась отразить в создаваемом образе».
     Зою Воскресенскую-Рыбкину скульптор вылепила в образе красивой молодой женщины в форме полковника. Два ордена Красной Звезды украшают китель легендарной разведчицы, которая впоследствии, как и Елена Александровна Косова, освоила мирную профессию. После отставки Зоя Ивановна занялась литературным трудом и достигла на этом поприще немалых успехов: порадовала детей и юношей множеством занимательных произведений.
     Бюст Александра Пушкина Елена Александровна попросила меня осмотреть с разных сторон. Великий русский поэт загадочно улыбался. В зависимости от угла зрения он смотрелся то дерзким, то ироничным, то добродушным.
     – Его взгляд можно истолковывать бесконечно, -воскликнула я.
     – Значит, и вы это заметили, – с удовлетворением согласилась автор. – А теперь взгляните на бюст прадеда поэта – Ганнибала.
     От предка Пушкина не осталось ни одного портрета, поэтому Елене Александровне пришлось создавать скульптуру, полагаясь на воображение, а ещё на воспоминания современников Ганнибала и творчество Пушкина. В стихотворении «Моя родословная» Александр Сергеевич так писал о прадеде: «Сходно купленный арап, возрос усерден, неподкупен, царю наперсник, а не раб». Вот именно такой он у Елены Александровны и получился.
     Подходим к бюсту Ференца Листа – венгерского композитора, пианиста, педагога, дирижёра. «Он прожил удивительную жизнь, в которой тесно переплелись нищета и богатство, любовь и презрение, божественный талант и фантастическая работоспособность, – рассказывает скульптор. – Он был очень тщеславным – при жизни сделал слепки лица, которыми я смогла воспользоваться. Мне в этом человеке виделись артистизм, утончённость, гениальность в сочетании с надменностью».
     Вот бюст великого немецкого композитора, дирижёра и пианиста Людвига ван Бетховена. «В 26 лет этот гениальный человек начал терять слух, – продолжает рассказ Елена Александровна. – Он понимал, что глухота неизлечима. От переживаний был близок к самоубийству. Мне хотелось показать смятение чувств, отчаяние молодого талантливого человека, который впоследствии, лишившись звукового восприятия мира, создаст свои бессмертные шедевры».
     
Дар художника

     – Скульптурой я занялась в 50 лет и радуюсь этому, – поделилась чувствами со мной Елена Александровна. – Хотя и до этого предприняла попытки ваяния.
     Как-то, приехав с маленьким сыном в подмосковный дом отдыха, она вылепила для ребятни снежную бабу с удивительно живым лицом. Ударил морозец – и женская фигура превратилась в беломраморное изваяние. Местные милиционеры, увидев этот шедевр, осторожно перенесли «скульптуру» во двор своего отделения и любовались ею до конца зимы.
     Потом был ещё один творческий опыт. В Голландии Елена познакомилась с женой болгарского дипломата, которая посещала Академию художеств. Женщина предложила пойти с ней на занятия и попробовать себя в лепке.
     – Перед нами была модель – сидящий африканец, – вспоминает Елена Александровна. – Когда я его вылепила, преподаватель тут же сообщил решение: я принята на второй курс академии. Даже выдали документ, что я, дескать, студентка второго курса голландской Академии художеств. Увы, больше попасть туда мне не довелось: сначала заболел сын, потом приключилось ещё что-то, и мне надолго стало не до ваяния.
     А вот следующий опыт принёс Елене Александровне ошеломляющий успех. Это было в Будапеште, куда муж был назначен официальным представителем КГБ СССР в Венгрии. Изучая культуру этой европейской страны, Елена настолько влюбилась в творчество местного поэта Шандора Петефи, что испытала непреодолимое желание выразить своё восхищение посредством его скульптурного портрета. Петефи придерживался революционных взглядов, и в восприятии многих он – бунтарь с твёрдым характером. Елену же он привлёк главным образом как поэт любви и выразитель лирических чувств. Русской женщине удалось воплотить всё это в скульптурной миниатюре. Портрет вызвал восторг у художественной публики. Представители Национальной галереи, Центрального музея Петефи, искусствоведы, журналисты оценили творение неизвестного русского мастера и в прессе впервые назвали Елену скульптором.
     С того момента тяга к творчеству захлестнула Елену Александровну. Опыт, впечатления, мысли, чувства, – словом, всё, что накопилось за прошедшие годы, – она начала воплощать в скульптурных портретах людей, которые ей были особенно интересны. Появился бюст венгерского поэта Ораня Яноша. Его начинающий скульптор подарила местному музею.
     Следующим был портрет Владимира Маяковского. В нём автор стремилась соединить образ поэта-трибуна, обращающегося «во весь голос», к массам, и разочарованного романтика, чья «любовная лодка разбилась о быт». Дочь поэта, американка Патриция Томпсон, была очень растрогана, увидев портрет отца в музее Маяковского в Москве на Лубянке. Два года назад в связи со 100-летием зародившегося в Италии движения художественно-литературного футуризма, виднейшим представителем которого в России был Владимир Маяковский, Елена Косова передала в дар Турину бронзовый бюст соотечественника-поэта.
     ...В 1970-е годы Елена делала лишь свои первые, но весьма успешные работы, которые покоряли публику. Венгры взяли своеобразное шефство над мастером-самоучкой, чьё творческое направление охарактеризовали как «эмоциональный реализм». Известный венгерский скульптор Олчаи Киш Золтан в течение четырёх лет обучал начинающего ваятеля навыкам профессии. Елена Александровна училась, развивалась, обогащалась новыми образами, над которыми усердно трудилась.
     Вот как отзывалась о её творчестве венгерский искусствовед Илона Бретшанская: «Портреты людей созданы с захватывающей дух виртуальной реальностью и осязаемостью. Елена поражает умением передавать внутреннее содержание образов».
     Почётный член Венгерского художественного фонда Елена Косова получила заслуженное признание и на Родине: с 1984 года она член Союза художников России. Органичность создаваемых ею пластических произведений отмечают многие российские мэтры. Так, доктор искусствоведения профессор Академии художеств Николай Воронов называет её «мастером психологического портрета», изображающим своих героев в «поворотные периоды их судьбы».
     «Политики, поэты, писатели, артисты оставляют на земле яркий след. Их внутренний мир сложен, богат и противоречив, – рассуждает Елена Александровна. – Мне интересно разгадывать тайны, внутренний мир своих героев».
     Вот почему в коллекции Елены Косовой представлены люди самых разных профессий. Она создала портреты Максима Горького, Антона Чехова, Бориса Петровского, Джавахарлала Неру, Микаэла Таравердиева. 26 образов неординарных личностей. Работы русского скульптора были с благодарностью приняты институтом Шарля де Голля в Париже, филармонией города Эссен в Германии. В рамках недели кино в дар итальянскому городу Субияко, где родилась Джина Лоллобриджида, был передан скульптурный портрет этой замечательной актрисы, ставшей впоследствии, как и Косова, скульптором. Несколько лет назад Елена Александровна презентовала бюст выдающегося советского режиссёра, сценариста и педагога Сергея Эйзенштейна Дворцу съездов и кинофестивалей в Каннах.
     Елена Александровна продолжает творить. Недавно она закончила работу над весьма романтической композицией, название которой ещё придётся поискать.
     Что впереди, Елена Косова пока не загадывает, шутит: мол, жизнь после 80 только начинается...
     А я убеждена: придёт время, и кто-то из мастеров изваяет для потомков портрет самой Косовой – разведчицы и художника.
     

     

     Е.А. КОСОВА и директор СВР М.Е. ФРАДКОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex