на главную страницу

21 Декабря 2011 года

Россия и Мир

Среда

Версия для печати

СНГ: 20 лет спустя

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».



В эти дни Москва стала центром притяжения государств - участников Содружества Независимых Государств. В столице всю неделю проходят встречи на высшем уровне, мероприятия разноформатных интеграционных объединений и организаций, действующих на постсоветском пространстве. Начало им положила состоявшаяся в понедельник встреча в Кремле глав государств России, Белоруссии и Казахстана в рамках Высшего Евразийского экономического совета. В этот же день прошло заседание глав внешнеполитических и оборонных ведомств государств - членов ОДКБ. Во вторник уже на высшем уровне были обсуждены вопросы совершенствования этой организации, а затем президенты всех стран СНГ собрались на неформальный саммит, посвящённый 20-летию Содружества. О том, с какими результатами страны СНГ подошли к юбилейной дате, и о перспективах развития Содружества в интервью «Красной звезде» рассказал председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Сергей ЛЕБЕДЕВ.

     - Сергей Николаевич, этот год проходит под знаком 20-летия Содружества Независимых Государств. Какую роль организация сыграла в становлении и развитии суверенных государств в постсоветский период? И в чём, на ваш взгляд, современное значение такого формата сотрудничества?
     - Образование в конце 1991 года Содружества Независимых Государств способствовало решению сложнейших проблем на волне глобальных геополитических перемен, связанных с распадом СССР. Вы помните, что большинство стран на постсоветском пространстве вначале приветствовало обретение полной независимости. Но как только вслед за самостоятельностью появились экономические, политические, социальные и другие проблемы, пришло осознание, что намного проще решать их сообща. Начало существования СНГ было очень непростым. Тем не менее удалось преодолеть центробежные тенденции, сохранить основы многовековых экономических, политических, социальных и культурных связей наших народов.
     Содружество прошло сложный путь становления, отказавшись от завышенных ожиданий, но не прекратив поиска оптимальных форм взаимодействия. Со временем СНГ стало единственной в своём роде платформой многостороннего взаимодействия его участников практически во всех областях. Во многом благодаря Содружеству торгово-экономические отношения были переведены на рыночную основу, налажены постоянный политический диалог на межгосударственном уровне, сотрудничество в укреплении безопасности и стабильности, расширение связей в гуманитарной сфере. В итоге сложилась модель разноформатного и разноуровневого взаимодействия, предполагающая гибкость и избирательное участие в нём государств при стремлении к достижению взаимовыгодного партнёрства.
     - А как за эти годы изменилось международное отношение к СНГ? Не секрет, что в период становления Содружества многие западные страны отказывались признавать новую организацию.
     - Начнём с того, что уже в 1994 году СНГ получило статус наблюдателя в ООН. В последующие годы мы стали участниками многих международных форумов, стали заключать соглашения о взаимодействии. В частности, Исполнительный комитет СНГ подписал соглашение о взаимодействии с Европейской экономической комиссией. Я регулярно получаю приглашения к участию во многих форумах, которые проводятся по линии авторитетных международных организаций. У нас достаточно тесное взаимодействие с ОБСЕ: недавно мы приняли участие в заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Вильнюсе.
     В конце ноября в Москве нами была организована встреча руководителей четырёх межгосударственных организаций: СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и ОДКБ. Такие встречи уже становятся регулярными. Мы решили проводить их ежегодно, встречаться, рассказывать друг другу о нашей деятельности, согласовывать общие планы. Хочу сказать, что такое тесное взаимодействие очень нам помогает.
     Если подытожить ответ на ваш вопрос об отношении различных международных организаций к СНГ, хочу отметить, что за прошедшие годы авторитет Содружества вырос. С СНГ считаются. Конечно, не обходится без критики, попыток принизить его роль. Но СНГ успешно развивается и совершенствуется. И я глубоко убеждён, что успешная деятельность Содружества будет гарантией того, что авторитет организации в целом и каждого государства - участника организации будет неуклонно возрастать.
     - Какие интеграционные процессы на сегодняшний день проходят в рамках Содружества? Одинаково ли вовлечены в эту деятельность все государства - участники СНГ?
     - СНГ - это структура, которая позволяет всем её участникам взаимодействовать в формате организации в той степени, в какой конкретное государство готово к сотрудничеству. В рамках Содружества условия довольно-таки либеральные: здесь нет наднациональных органов, нет жёстких обязательств. Именно такой подход позволяет всем постсоветским странам посильно участвовать в интеграционных процессах.
     Сегодня в Содружестве действует более 70 совместных отраслевых органов сотрудничества. В поле их повседневного внимания находятся практически все направления интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве. Все эти годы СНГ выполняло и продолжает выполнять роль очень сильного стабилизатора проблемных ситуаций в экономической, политической и гуманитарной сферах, в области обеспечения обороны и безопасности стран Содружества. Что касается экономического сотрудничества, то оно традиционно остаётся приоритетом для СНГ, прежде всего в силу географической близости и традиционных кооперационных связей. Независимость предоставила возможности самостоятельного экономического развития странам СНГ, но необходимость тесного взаимодействия между ними сохраняется.
     В условиях динамично изменяющегося мира объективно возрастает значение политического взаимодействия и сотрудничества в области обороны и безопасности государств - участников СНГ. Выработка единых подходов и взглядов на международные процессы, объединение усилий в противодействии современным вызовам и угрозам значительно способствуют укреплению роли и авторитета стран Содружества в мировом сообществе.
     - Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис выявил серьёзные проблемы, в частности, европейской экономической интеграции. Насколько оправдано в сложившихся условиях создание различных форм экономического сотрудничества и на что мы можем рассчитывать в процессе объединения экономических потенциалов стран Содружества?
     - Я бы хотел подчеркнуть, что именно кризис побудил государства Содружества активизировать совместные усилия в экономической и финансовой сфере для того, чтобы противостоять его негативным последствиям. В октябре 2008 года, когда кризис только начался, президенты стран Содружества, собравшись в Бишкеке, решили срочно создать постоянное совещание министров финансов стран СНГ. Буквально через 10 дней эти министры уже собрались в Москве и приняли решение разработать совместные меры по противодействию кризису. Наряду с собственными усилиями государств эти скоординированные меры способствовали тому, что кризис ударил по государствам - участникам СНГ не так сильно и нашим странам удалось достаточно быстро локализовать негативные последствия.
     Страны Содружества последовательно реализуют утверждённую президентами Стратегию экономического развития СНГ до 2020 года. Одной из ключевых задач в области экономики в этом документе было определено завершение формирования зоны свободной торговли СНГ. 18 октября этого года в Санкт-Петербурге главы правительств восьми стран Содружества подписали договор о зоне свободной торговли. Таким образом, был дан мощный импульс дальнейшему сближению экономик, их кооперации, наращиванию взаимного товарооборота, углублению сотрудничества на пути формирования единого экономического пространства СНГ как целостного и значимого сегмента мирового рынка.
     Опыт сотрудничества на пространстве Содружества во многом послужил основой для углубления разноформатных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза. А в свете недавних решений глав государств России, Белоруссии и Казахстана о создании единого экономического пространства и в перспективе - евразийского союза, на мой взгляд, нас ожидает прорыв в экономических отношениях на всём пространстве СНГ.
     - Наряду с экономическим сотрудничеством важнейшим направлением взаимодействия в рамках СНГ остаётся обеспечение обороны и безопасности на пространстве Содружества. Каких результатов удалось достичь в совместном противодействии современным вызовам и угрозам?
     - Говоря о достигнутых результатах в деятельности СНГ, конечно, нельзя не отметить заметные сдвиги в деле укрепления стабильности и безопасности в регионе, наращивании усилий совместного противодействия современным вызовам и угрозам. Во-первых, данные проблемы стали решаться на основе целевых межгосударственных программ. Во-вторых, налажено тесное взаимодействие компетентных органов в сфере безопасности и правопорядка. В-третьих, установлены и поддерживаются контакты с международными и региональными организациями, такими как Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, профильные структуры ОБСЕ, ШОС и ОДКБ. Это позволяет координировать сотрудничество и сообща противостоять организованной преступности, терроризму и иным проявлениям экстремизма, наркотрафику и торговле людьми.
     Созданный двадцать лет назад Совет министров обороны СНГ вносит серьёзный вклад в координацию интеграционного взаимодействия государств Содружества в сфере обеспечения военной безопасности. В последнее время заметно усилилась деятельность совета по созданию и развитию совместных систем взаимодействия в военной сфере, которые позволяют объединить усилия и совершенствовать сотрудничество стран Содружества с учётом региональных и национальных интересов. Об этом свидетельствуют, к примеру, создание совместной системы связи и автоматизации вооружённых сил, систем инженерного, метрологического обеспечения и единства измерений в вооружённых силах государств Содружества, объединённой системы контроля и оценки радиационной, химической, биологической обстановки, развитие Единой системы государственного радиолокационного опознавания «Пароль», а также совершенствование Объединённой системы ПВО СНГ.
     - Содружество Независимых Государств в настоящее время реализует широчайший спектр вопросов взаимодействия. Какие перспективные направления сотрудничества государства - участники СНГ намерены развивать в ближайшем будущем?
     - Содружество эволюционирует в русле общемировых тенденций повышения роли региональных структур в международной политике и экономике, дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве СНГ. Заседание Совета глав государств, состоявшееся 3 сентября текущего года в столице Таджикистана, подтвердило общее видение перспектив Содружества. В принятом там заявлении глав государств - участников СНГ отмечается, что высшее руководство стран Содружества с оптимизмом смотрит в будущее и подтверждает стремление к повышению эффективности и дальнейшему развитию Содружества Независимых Государств как авторитетной региональной межгосударственной организации.
     Характерная особенность нынешнего этапа деятельности Содружества заключается в том, что сотрудничество в ключевых сферах осуществляется на базе тщательно проработанных и масштабных по своему содержанию документов. Здесь в первую очередь следует отметить уже упоминавшуюся Стратегию экономического развития СНГ до 2020 года. В числе документов, утверждённых на высшем уровне: Основные направления сотрудничества в сфере транспорта до 2020 года, Стратегия сотрудничества в сфере атомной энергетики до 2020 года, Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2015 года и многие другие отраслевые программные документы.
     Особое место в эволюционном движении Содружества по праву занимает Концепция дальнейшего развития СНГ, принятая в октябре 2007 года. Она ознаменовала качественно новый этап в деятельности Содружества. Этот программный по своей сути документ призван решить главную задачу - повысить практическую отдачу от интеграционного сотрудничества. Концепция предусматривает эволюционное совершенствование СНГ, сохранение многопрофильного характера Содружества, гармоничное развитие всех имеющихся и новых областей взаимодействия. В качестве основной цели СНГ определено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex