на главную страницу

21 Декабря 2011 года

Языком искусства

Среда

Версия для печати

На «Волоколамском рубеже»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото автора и Сергея ИВАНОВА.



     В подмосковном Волоколамске и близлежащих городах и посёлках - Истре, Рузе, Лотошино, Шаховской и других прошёл VIII Международный фестиваль военно-патриотического кино имени С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж». Учредили его Министерство культуры Российской Федерации, министерство культуры Московской области, Союз кинематографистов России и администрация Волоколамского района. Президент фестиваля - народная артистка России Ирина Скобцева-Бондарчук.
     Фестиваль состоялся в дни, когда 70 лет назад советские войска начали мощное контрнаступление под Москвой, отбросив врага от сердца России. За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Волоколамску в 2010 году присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Открывал фестиваль губернатор Московской области Герой Советского Союза Борис Громов.
     Этот кинофорум в многочисленном ряду собратьев в своё время стал одним из первых, чётко определивших патриотическую направленность. И по сию пору остаётся одной из главных площадок для профессионального общения режиссёров из разных стран, создающих патриотическое кино.
     Традиционно на фестивале показываются две основные конкурсные программы - игрового и документального кино. На этот раз это были картины из Австрии, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Вьетнама, Испании, России, Румынии. Словакии, США, Украины, Чехии, Франции, Эстонии.
     В рамках фестиваля прошли мастер-классы, творческие вечера, были представлены специальные и внеконкурсные кинопрограммы, в том числе анимационные, а также программы Высших курсов режиссёров и сценаристов и «Золотой фонд ВГИКа», зрители смогли посмотреть и программу призёров прошлого года. Настоящим событием для волоколамцев стал музыкально-поэтический вечер белорусской вокальной группы «Чистый голос» с участием народного артиста Республики Беларусь Владимира Гостюхина. Отметим, что актёр был награждён на фестивале и призом губернатора Московской области «за воплощение на экране образа защитника Отечества».
     На открытие и закрытие фестиваля приезжала целая звёздная плеяда артистов театра и кино: Лидия Федосеева-Шукшина, Валентина Талызина, Марина Яковлева, Борис Галкин, Елена Цыплакова, Илона Броневицкая, Ия Нинидзе и многие другие.
     Фильмы - победители конкурсной программы были на этот раз предсказуемы. Как бы ни изощрялись кинокритики всех мастей, но последняя работа режиссёра Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Цитадель» (Россия/ Германия/Франция) - это настоящий мастер-класс для зрителей и профессионалов кино. Время для оценки его роли в отечественном кино ещё не пришло, но он однозначно войдёт в золотой фонд кинематографа. Так что Гран-при он получил на «Волоколамском рубеже» по праву. Он же заслужил приз зрительских симпатий. На самом деле истинным показателем в том числе исторической ценности этой картины служит её телевизионная версия. Потому что событиям такого масштаба, буквально летописи «сороковых-пороховых» просто тесно в кинорамках проката.
     Жюри полнометражного игрового кино под руководством первого заместителя председателя Союза кинематографистов РФ, профессора ВГИКА Сергея Лазарука на этот раз точно пришлось нелегко. Потому что не менее ярким фильмом конкурсной программы стала картина «Брестская крепость» режиссёра Александра Котта (Белоруссия/Россия). В результате фильм получил специальный приз жюри. Об этой картине «Красная звезда» уже не раз писала. Это тот редкий случай, когда весь ужас, нелепость и необратимость последствий войны удалось показать через противостояние этому буквально горстки защитников Брестской крепости. Она стала особым форпостом героизма, предвестником разгрома фашистских захватчиков под Москвой.
     Приз за лучшую мужскую роль был вручён Алексею Гуськову за роль в фильме «4 дня в мае» режиссёра Ахима фон Борриса (Германия/Россия/Украина). Фильм позиционирован как военная драма. Это на самом деле так. Балтика, последние дни войны. Советские разведчики попадают в частный пансионат на побережье. У них разные характеры, разные судьбы. Но одно общее желание - вернуться домой и быть счастливыми.
     Приз за лучшую женскую роль получила актриса Минь Хьонг за роль в фильме «Не сжигай это» режиссёра Данг Нят Мина (Вьетнам). Этот фильм - тоже военная драма, повествующая о судьбе молодой женщины, которая в ответ на призыв страны встать на защиту Отечества добровольно идёт на войну. В тяжёлых условиях она продолжает вести начатый ещё в мирное время дневник. На его страницах причудливо переплетены война и любовь, жизнь и смерть.
     На фестивале традиционно вручались и общественные призы. Госфильмофонд Российской Федерации отметил конкурсный фильм режиссёра Сергея Говорухина «Земля людей» (Россия). Так получилось, что он стал последней работой замечательного режиссёра, писателя, поэта, участника боевых действий. Этот фильм, с одной стороны, о мирной жизни, но на самом деле - о войне. О войне с пошлостью, безразличием, гламурной шелухой и воинствующей бездарностью. Это драма талантливого молодого писателя, который принимает решение вернуться с далёкого Севера назад в благополучную на первый взгляд Москву. Но он с его крепкой духовной основой, немодными нынче понятиями нравственности и душевной чистоты, открытым людям сердцем никак не вписывается в обойму модных медиа-лиц, по любому поводу мелькающих на голубых экранах. Финал картины страшен: героя убивает буквально ни за что банда отморозков на шикарной машине. Но всё равно после фильма остаётся ощущение особого тепла, и там, где-то в поднебесье, словно бы начинаешь видеть манящий и тревожащий своей таинственностью и разгадкой всех вопросов свет далёкой звезды. Доброй, искренней, чистой.
     На показе фильма вдова режиссёра Вера Царенко прочитала одно из последних стихотворений Сергея Говорухина со знаковыми строками. «Войной рождённые поэты/ не возвращаются с войны./Мы между тем и этим светом/отныне быть обречены./Когда же нашу оболочку смиренный увенчает крест,/вы не спешите ставить точку:/мы будем там и будем - здесь./ Мы, круг смыкая, не уходим./Строкою прорастая в вас./Нам в лист учётный пишут: «Годен./Отправлен ВРЕМЕННО в запас».
     Жаль, что ни жюри, ни зрители не отметили новую работу режиссёра Авдотьи Смирновой «Два дня». Эта лирическая комедия тоже совсем не о войне. И тоже, как и фильм Говорухина-младшего, всё равно зовёт в бой. С косностью, хамством, с потребительским отношением к любви и истории. Главного героя, большого чиновника из Москвы, замечательно играет Фёдор Бондарчук. В центре картины - борьба коллектива маленького провинциального музея одного из классиков русской литературы за само его существование. Ведь усадьба, где он размещён, - лакомый кусочек для новорусских хищников. Но порой сильное чувство, коим является настоящая любовь, помогает победить добру. Рассказывать об этом фильме - дело неблагодарное. Надо обязательно его посмотреть и получить добрый урок от с нежностью и юмором показанных реалий нашей жизни.
     Фестиваль «Волоколамский рубеж» всегда отличала сильная программа документального кино. На этот раз главный приз был вручён режиссёру Роману Волкову за фильм «Волоколамский рубеж» (Россия). И это было абсолютно правильное решение. Волков - непрофессиональный режиссёр, но за его плечами уже немало добротных, перспективных работ. Идея фильма - через рассказ автора книги «Панфиловцы в боях за Родину» Маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова показать трагические события осени 1941-го - зимы 1942 года на Волоколамском рубеже под Москвой - позволила дать развёрнутую картину реалий Великой Отечественной войны. И эта работа молодого режиссёра получилась не просто картиной «к дате». Интересно, что снята она усилиями исключительно жителей Волоколамска. С одной стороны, весь фильм как «военная сводка» с профессионально подобранными кадрами кинохроники того времени. С другой - режиссёр грамотно привнёс в неё трогающую сердце музыкальную составляющую. Звучащая на титрах народная песня «Вдовушка» объединяет все кадры в один мощный монумент Памяти, посвящённый подвигу, людям, войне и её страшным урокам. Это важно, ведь кто не помнит прошлого, тот обречён на его повторение.
     Специальный приз жюри получил фильм режиссёра Юрия Кузавкова «Генералы против генералов» (Россия). Это тот случай, когда в фестивальные конкурсы стали всё чаще попадать картины жанра «докудрамы», когда соединяются элементы игрового и неигрового кино. На отечественном телевидении это нынче стало модным. Причина понятна: снять документальное кино о прошлом так, чтобы оно захватывало зрителя, сложно, нет уже на свете живой фактуры для съёмок. В фильме Кузовкова подкупает то, что срежиссированных игровых сцен в нём мало, они совершенно не придают искусственную «кукольность» увиденному, чем порой грешат многие подобные попытки. В этом документально-постановочном фильме режиссёр показал малоизвестные события Октябрьской революции и Гражданской войны. Герои картины - генералы царской и белой армий, в разное время перешедшие на сторону советской власти.
     Приз прессы «за правдивый и честный рассказ о войне» фильму режиссёра Андрея Зайцева «Виктор Астафьев. Весёлый солдат» (Россия) был вручён абсолютно оправданно. Честно и жёстко в нём рассказывает горькую и страшную правду о Великой Отечественной войне непосредственный её участник, замечательный русский писатель Виктор Астафьев. Он шёл фронтовыми дорогами простым солдатом и рассказал об этом за два года до смерти в интервью. Эта редкая запись и стала основой фильма.
     Диплом Фонда поддержки неигрового кино Романа Кармена и приз администрации Волоколамского муниципального района «за воплощение на экране героической истории Отечества» получил фильм режиссёра Вахтанга Микеладзе «Тайфун под Москвой» (Россия). Он снят именно к 70-летию контрнаступления под Москвой в свойственной этому мастеру манере - энергично, с большой долей патриотической риторики. Но она не оставляет «железного» послевкусия от просмотра. Последовательно и документально Микеладзе показал, как удалось сначала остановить, а потом и разгромить фашистскую армаду. Да, в фильме есть реальные жестокие кадры, показывающие, какую именно жизнь предполагали построить захватчики на просторах нашей страны. Вернее - смерть.
     Живой и добрый документальный фильм режиссёра из Перми Рашида Давлетшина «Осуждённый свободой» никак не был отмечен. А жаль. Потому что эта совершенно честная, не «выстроенная» работа показывает, что голос единицы (по Маяковскому) вполне может стать не робким писком, а чёткой жизненной позицией сильного и мужественного человека. Герой картины, бывший «афганец» Виктор Гуляев, тяжело больной (об этом мы узнаём только ближе к концу повествования) человек, пытается построить мир «под себя». Он уезжает из города в глушь Пермского края, приобретает там участок земли и становится фермером. Кроме того, практически в одиночку, без всякой поддержки, в том числе и финансовой, организует для сельских пацанов в российской глубинке летний лагерь, где готовит их к армейской службе. А на самом деле - учит быть настоящими мужчинами, сильными, мужественными, честными. Но это только голый пересказ канвы. На самом деле заложенная в фильме глубинная философия о жизни и смерти, свободе выбора и о его истинном подтексте станет понятной только после того, как картину посмотришь.
     О настоящем мужском характере и фильм режиссёра и автора сценария Нины Шумковой «Не обманула меня только любовь. Тумановы Римма и Вадим» (Россия). В центре повествования - ярчайшая среди современных российских предпринимателей фигура Вадима Ивановича Туманова. Это человек, о котором можно сказать - «стержневой», по сути своей государственник. И это тот случай, когда рассказ о жизни и судьбе такого человека может послужить всем жизненным образцом, мерилом поступков и поддержкой в самых сложных перипетиях.
     Прост и совершенно незамысловат документальный фильм режиссёра и автора сценария Алёны Суржиковой «Мужики» (Эстония). Это рассказ о том, как бывшие советские, российские кадровые военные занимаются восстановлением заброшенных памятников советским воинам, погибшим во Второй мировой войне. Живут они в окрестностях города Силламяэ на северо-востоке Эстонии, где примерно в двадцати километрах от Нарвы шли жесточайшие кровопролитные бои. С учётом нынешних политических реалий в этой прибалтийской стране такая работа становится настоящим подвижничеством. Конечно, такие фильмы не выигрышны с точки зрения кинематографии. Но их очень важно и нужно снимать.
     Если же говорить в целом о том, что же представляет собой этот подмосковный киносмотр в ряду многих себе подобных, то, пожалуй, определить его можно так: кинофестивалей много, а «Волоколамский рубеж» - один.
     

на фото: Народный артист РСФСР Сергей НИКОНЕНКО.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex