на главную страницу

21 Декабря 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Возвращение «Артиста»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В феврале будущего года на экраны России возвращается «Великий Немой». Уже сейчас понятно, что его ожидает блестящая прокатная история. По крайней мере, впервые показанный в мае нынешнего года на 64-м кинофестивале в Каннах новый немой фильм в чёрно-белой стилистике Мишеля Хазанавичюса «Артист» произвёл фурор. Картина была сразу номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», а Жан Дюжарден («99 франков», «Отпетые мошенники, «Агент 117: Миссия в Рио») стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. Очаровательная собака - джек рассел терьер Угги, сыгравший роль верного друга героя, получила самую престижную премию для животных в кино. Ныне «Артист» продолжает собирать урожай призов на всевозможных кинофорумах.

     Остаётся удивляться, что современному искушённому и избалованному 3D и другими компьютерными изощрениями зрителю вдруг пришёлся по вкусу ушедший в далёкое прошлое формат 1920-х «немых» годов. Созданные в конце XIX века фильмы поначалу демонстрировались лишь под аккомпанемент фортепиано. Позже изобразительный ряд дополнила декламация с привлечением дикторов и подходящих случаю грамзаписей. Благо экспрессии в жанрах хватало - мелодрама, приключенческий фильм, комедия и постановочный боевик. Цель сопровождающей их музыки была однозначна - подчеркнуть настроение того или иного эпизода. Конечно, не хватало богатства интонаций и оттенков человеческой речи, арсенал выразительных средств опирался на технику пантомимы. Соответственно душевные переживания герои передавали богатой мимикой, показываемой крупным планом.
     Жанр «Артиста» - одновременно драма, трагедия и мелодрама. Действие «Артиста» разворачивается в Голливуде в 1927 году на фоне сразу двух трагедий. Великой депрессии, когда обрушившийся фондовый рынок разрушил судьбы тысяч людей. И личной трагедии «Великого Немого», когда началось массовое освоение звука в кинематографе. Всё вместе буквально за считаные дни привело к краху и благосостояния, и карьеры звезды немого кино той поры Джорджа Валентайна. Образ его собирательный; это было время крушения карьеры десятков замечательных, но не нашедших себя в новом киноформате актёров. Кстати, аналогии с королём немого кино Чарли Чаплиным проводить здесь совершенно не нужно. Великий Чаплин - это отдельная история в Истории.
     В наше время «Великого Немого» к жизни вернула Любовь. Да, именно история романтических отношений забытого поклонниками замечательного актёра. И новой восходящей звезды уже звукового кино, с ныне звучащим достаточно часто именем Пеппи Миллер (актриса Беренис Бежо - «Агент 117», «Ад Анри-Жоржа Клузо»), которой некогда дал профессиональный старт именно главный герой, превращает фильм в прекрасную игровую мелодраму, остроумную, стильную, яркую и - в «говорящий» инструмент воспитания лучших душевных качеств человека. Любопытно использована возможность подчеркнуть «говорящий» момент немого кино и с помощью собаки. Пёс играет в фильме не менее значимую роль, чем все остальные персонажи. А может быть, и основную, показав образец верности своему другу - человеку, в финале буквально спасая ему жизнь. Кстати, практически все актёры, задействованные в картине, российскому зрителю хорошо знакомы. Это Джон Гудман («Спиди-Гонщик», «Шопоголик»), Мисси Пайл («Чарли и шоколадная фабрика»), Малькольм Макдауэлл («Калигула», Заводной апельсин»), Джеймс Кромвелл («Я, Робот», «Секреты Лос-Анджелеса»), Пенелопа Энн Миллер («Чаплин», «Путь Карлито»), Кен Давитян («Борат», «Знакомство со спартанцами»).
     В фильме весьма силён и музыкальный ряд. Композиторская работа Людовика Бурсе - выше всех похвал. Его музыка так органично вписана в ткань режиссёрского замысла, что смотрится таинственно мерцающей драгоценной вышивкой на чёрно-белом полотне. А оператора Гийома Шиффмана с его талантом помочь увидеть зрителю все изящные нюансы актёрской игры можно назвать просто добрым волшебником.
     Для российского зрителя есть и любопытный посыл из серии «рукописи не горят». Потому что режиссёр и одновременно автор сценария своей работой дал возможность возродиться ушедшему в золотой фонд мирового кинематографа немому жанру. По крайней мере такая ассоциация возникает, когда буквально воскресает из небытия, из пепла сгоревших плёнок с «немыми» фильмами, в которых снимался Валентайн, уцелевшая бобина с картиной, где впервые он и Пеппи Миллер снялись вместе.
     А последние кадры «Артиста» не просто примиряют Валентайна с неизбежной победой нового этапа в кинематографе. А в его лице в буквальном смысле протягивают руки к Его Величеству Звуку. Какова будет творческая судьба в дальнейшем, остаётся за кадром. Но солнечные лучи позитивной энергии, буквально согревающие зрителей, сохраняют надежду на торжество таланта, добра и истинной Любви.
     Интересен в связи с этим фильмом ещё одни аспект как повод поразмышлять над возможным уходом из современного кино нынешнего измерения. Грядёт ли в культуре кино «трёхмерная революция», это ещё вопрос. Но вот то, что нельзя сбрасывать с корабля истории в бушующие, порой весьма бесталанные кинематографические поиски нового эксцентрику и особую музыкальность «Великого Немого», - это точно главный урок «Артиста». Оказывается, что новым мерилом старого кино может служить просто истинный талант его создателей - режиссёра, сценариста, оператора, актёров.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex