на главную страницу

22 Декабря 2011 года

Тема номера

Четверг

Версия для печати

На стратегических маршрутах и высотах

23 декабря - День Дальней авиации России

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



Дальняя авиация сегодня - по-прежнему важная компонента ядерной триады России. За время перехода Вооружённых Сил к новому облику боевой состав стратегического объединения ВВС остался неизменным, поскольку полностью соответствует потенциальным геополитическим угрозам нашего времени. В уходящем году Дальней авиации исполняется 97 лет. В преддверии профессионального праздника стратегической авиации об итогах года, а также перспективах её развития на брифинге рассказал командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий ЖИХАРЕВ.

     Как и прежде, находясь в когорте сил стратегического сдерживания, Дальняя авиация по своему предназначению в военное время может выполнить задачи с применением ядерного или обычного вооружения, нанеся удары по важным военно-политическим объектам противника и другим объектам, находящимся в его глубоком тылу, а также поражать морские цели.
     Командование Дальней авиации России представлено сегодня двумя авиационными базами первого разряда, в каждую из которых входят авиагруппы, авиационные комендатуры и авиационные эскадрильи. Кроме того, в составе ДА находятся части центрального подчинения. Это авиационные полигоны, склады, арсеналы, а также части связи и тыла.
     Как сообщил генерал-майор Анатолий Жихарев, в течение года проводилась интенсивная подготовка лётного состава днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Большое внимание было уделено практической дозаправке в воздухе. Экипажи воздушных кораблей объединения приняли участие в стратегическом учении «Центр-2011», в учениях «Боевое содружество-2011», «Щит Союза-2011». Было также проведено лётно-тактическое учение с выполнением практических пусков ракет и бомбометанием с использованием для этого четырёх полигонов, среди которых - Кура и Пембой. Стоит отметить, что полигон Кура в учении стратегической авиации был использован впервые. В ходе ЛТУ применялись высокоточные ракеты, которые подтвердили свою эффективность. На учении были задействованы молодые командиры кораблей, окончившие курсы переподготовки в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава (Дальней авиации) в Рязани.
     Генерал-майор Жихарев отметил, что средний налёт на экипаж составил в этом году 120 часов, что на 20 процентов больше по сравнению с прошлым годом. По сравнению с 1990-ми и началом 2000-х гг. он увеличился в 10 раз.
     Коснувшись подготовки молодого лётного состава, командующий заметил, что ЦБП и ПЛС в Рязани проводит два выпуска переученных лётчиков и штурманов на новые типы самолётов Дальней авиации, а также командиров кораблей. После выпуска из лётного училища молодёжь направляется на доподготовку на 3-й класс в Тамбов. Таким образом, чтобы подготовить лётчика 1-го класса, должно пройти 8-10 лет.
     Дальняя авиация в этом году перешла на сервисное обслуживание самолётов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78. Ремзаводами осуществляется ремонт двигателей, крылатых ракет и т.д.
     Командующий Дальней авиацией также сообщил, что экипажи кораблей ДА в уходящем году провели 50 полётов на воздушное патрулирование. Оно совершалось в акваториях Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого океанов, в Чёрном море в условиях малоориентирной местности над водой, с максимальным взлётным весом и вооружением на борту, которое применяется только тактически. Воздушный кодекс и береговая линия государств, естественно, не нарушаются.
     Во время воздушного патрулирования ведётся разведка, изучаются тактические приёмы, которые применяют истребители стран НАТО, отрабатывается техника пилотирования, а также вопросы взаимодействия с другими объединениями ВВС и ПВО.
     В ходе патрулирования корабли стратегической авиации сопровождаются норвежскими истребителями F-16, истребителями Великобритании «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter Typhoon), канадскими и японскими истребителями. Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы заходят в районы, расположенные за Исландией, Аляской, Алеутскими островами и др.
     Сравнивая боевые возможности стратегической авиации США и России, генерал-майор Анатолий Жихарев считает, что они практически одинаковы. Он напомнил, что стратегическая авиация есть только в двух странах - в США и России. «Её развитие в обеих странах идёт примерно по одинаковому пути, а именно по пути модернизации», - отметил он. В качестве примера он привел 8-ю армию США, где самолёты B-52 летают уже около 50 лет.
     Сравнивая уровень боевой подготовки, командующий отметил, что у американцев большее внимание уделяется работе на тренажёрах, налёт на которых зачитывается в общий. «У американских пилотов несколько выше налёт, но в целом наши экипажи охватывают больший спектр полётов, - сказал он. - Кроме того, у дальней авиации США нет полётов на воздушное патрулирование, но, так же, как и мы, они выполняют полёты над малоориентирной местностью и с дозаправкой в воздухе... Возможно, разнятся задачи боевой подготовки.
     «У нас достаточное количество топлива, достаточное количество ресурсов самолётов и налёта, чтобы поддерживать те же навыки, которые поддерживают американцы», - резюмировал командующий.
     Генерал-майор Жихарев заявил, что новый перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), разрабатываемый в России, может поступить на вооружение в 2025 году. «Разработчикам выданы тактико-технические задания с учётом наших требований. Мы хотим получить самолёт с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи и разведки, радиоэлектронной борьбы, который будет применять все существующие виды оружия. Ещё одно требование к ПК ДА - малозаметность, для чего его эффективная отражающая поверхность должна быть сведена к минимуму. Самолёт должен использоваться на аэродромах первого класса», - пояснил генерал-майор Жихарев.
     «В 2012 году будет утверждён проект самолёта. Первый образец выйдет в 2020 году. На вооружение он может поступить в 2025 году», - сказал командующий.
     Конструкторские работы будут выполняться ОКБ им. Туполева.
     До принятия на вооружение ПАК ДА существующие стратегические бомбардировщики пройдут глубокую модернизацию. В настоящее время Дальняя авиация идет по пути опережающей модернизации. Будут усовершенствованы такие самолёты, как Ту-160 и Ту-22М3, на них установят новую авионику и средства связи.
     По словам командующего, модернизация существующих самолётов будет проводиться в процессе ремонта на авиаремонтных заводах. «Первый самолёт уже модернизирован, уже происходит его испытание», - уточнил генерал-майор Жихарев и добавил, что этот процесс достаточно сложный, так как многие узлы бомбардировщика-ракетоносца меняются на абсолютно новые, что приведёт к замене целых блоков.
     «На данный момент все авиаремонтные заводы загружены полностью, - подчеркнул он. - Самолёты с ремонта будут выходить уже модернизированными».
     Кроме того, говоря о больной теме самолётов-заправщиков, генерал-майор Анатолий Жихарев заверил, что российские учёные разрабатывают для Дальней авиации новый танкер. «Работы по созданию нового танкера ведутся, чтобы со временем новый самолёт мог заменить состоящий на вооружении Ил-78», - сказал он.
     По его словам, сейчас танкерный флот обеспечивает как Дальнюю авиацию, так и оперативно-тактическую, в том числе самолёты Су-24, Су-34, поэтому несёт на себе большую нагрузку. «Пока довольствуемся тем количеством самолётов, что есть. Возможно, их не совсем хватает», - отметил генерал.
     Предполагаемые характеристики разрабатываемой машины пока не раскрываются.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex