на главную страницу

23 Декабря 2011 года

Из зала суда

Пятница

Версия для печати

Под маской «капитана Джабиева»...

Матвей КОЖУКИН.



...7 февраля 2009 года в военный следственный отдел по Владикавказскому гарнизону поступило сообщение о хищении большого количества огнестрельного оружия в мотострелковой дивизии.

     Известно было лишь то, что в августе 2008 года мужчина, назвавшийся офицером военной прокуратуры капитаном юстиции Джабиевым, в три приёма получил со складов ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) 119 стволов (автоматы, пистолеты, подствольные гранатомёты, винтовку СВД, пулемёт) и около 4 тысяч патронов к ним. Документы с этими же реквизитами фактически выписывались на другие воинские части, а «Джабиев» в военной прокуратуре гарнизона никогда не служил. Такая, как говорится, «картина маслом»...
     Было незамедлительно возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226 УК РФ. К месту проведения расследования сразу же выехали офицеры ВСУ СКП РФ по СКВО (ныне ВСУ СК России по ЮВО) и офицеры методико-криминалистического отдела ВСУ СКП РФ (ныне ГВСУ СК России). Одновременно была создана следственная группа, в состав которой включены офицеры военных следственных отделов ближайших гарнизонов, сформирована аналитическая группа из числа офицеров криминалистических подразделений центрального аппарата и ВСУ по округу, оперативных работников ФСБ России. К месту проведения следствия выдвинулись и эксперты Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО для экспертного сопровождения следственных действий.
     Анализ количества и номенклатуры выданных «Джабиеву» вооружений позволял выдвинуть предположение о подготовке масштабного теракта крупным отрядом бандитов. Словом, дело пахло серьёзными неприятностями, а значит, времени на раскачку не оставалось...
     В ходе первоначальных следственных действий было установлено, что «капитан Джабиев» никогда не проходил службу ни в органах военной прокуратуры, ни в иных правоохранительных органах. Из допросов начальников хранилищ усматривалось, что вооружения и боеприпасы «Джабиеву» выдавались на основании представлявшихся нарядов и накладных по устному указанию бывшего заместителя начальника службы РАВ объединения подполковника Пушкарёва (на момент начала следствия он являлся слушателем одной из военных академий и находился в Москве). Ситуация осложнялась давностью событий, ненадлежащим контролем за учётом, хранением и выдачей оружия.
     Незамедлительно было организовано тесное взаимодействие с оперативными сотрудниками военной контрразведки, территориальных правоохранительных органов, командованием войск округа. Поступающие из всех структур в созданную аналитическую группу сведения немедленно обобщались и анализировались, давались указания по корректировке плана следствия и оперативно-розыскных мероприятий.
     В течение суток было налажено взаимодействие с военными следственными управлениями по городу Москве и Московскому военному округу. Были получены сведения от сослуживцев Пушкарёва об убытии его из Москвы после вызова командованием во Владикавказ в связи с обнаружением хищения оружия и проявленным к нему со стороны правоохранительных органов интересом. Но к месту службы Пушкарёв не доехал, купив билет до одной из станций в Пензенской области...
     К исходу 7 февраля 2009 года Пушкарёв был задержан на железнодорожной станции «Рязань». В ходе допроса он отказался от дачи показаний. В тот же день была организована его доставка во Владикавказ. По прибытии к месту проведения следствия ему было предъявлено обвинение и судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Свою причастность к хищению вооружений Пушкарёв продолжал отрицать.
     Анализ добытых к тому времени сведений об обстоятельствах хищения вооружений позволил офицерам следственной группы и оперативным работникам достоверно установить, что Пушкарёв лично знаком с «Джабиевым». При этом вывоз похищенного во всех трёх эпизодах осуществлялся на одном и том же автомобиле «Шевроле-Ланос» тёмно-синего цвета. Получение оружия на складе производилось каждый раз по указанию самого Пушкарёва.
     Тем временем проведённые мероприятия позволили выявить ряд лиц, с которыми Пушкарёв активно общался в предполагаемый период подготовки к хищениям и во время совершения преступлений. Параллельно с этим устанавливались владельцы автомобилей «Шевроле-Ланос» тёмно-синего цвета...
     В результате был установлен бывший сотрудник ГИБДД МВД Республики Северная Осетия-Алания гражданин Дзодзиев, который общался с Пушкарёвым в интересующее следствие время. У него же имелся автомобиль «Шевроле-Ланос», аналогичный тому, на котором вывозили похищенное со складов.
     Анализ обстановки в регионе позволил выдвинуть версию о повышенном интересе криминальных структур и представителей бандформирований к военнослужащим, имеющим доступ к оружию и боеприпасам, с целью вовлечения их в преступную деятельность. Вместе с тем анализ личностей как Дзодзиева, так и Пушкарёва, давал основание предполагать наличие более серьёзной фигуры в качестве организатора преступления. Они на эту роль явно не тянули...
     В ходе дальнейшей работы был установлен офицер П., к которому летом 2008 года обращался администратор одного из кафе города Владикавказа гражданин Адзиев с просьбой продать боеприпасы. Это же кафе посещал Пушкарёв, который и познакомил их. Изучением личности Адзиева было установлено, что ранее он подозревался в причастности к незаконному обороту оружия и боеприпасов.
     К тому времени удалось преодолеть негативную позицию и конфликтный настрой Пушкарёва, установить с ним психологический контакт. Обвиняемый показал, что в 2000 году познакомился с Адзиевым, с которым вместе пьянствовал в кафе и у которого неоднократно занимал деньги. В августе 2008 года, зная о предстоящем поступлении Пушкарёва в академию, Адзиев предложил продать ему как можно больше оружия, тем самым рассчитавшись с долгами и при этом «заработать». Вместе они составили список требуемых вооружений. При этом было решено в несколько этапов похитить оружие под предлогом его выдачи в военную прокуратуру, полагая, что заявки и наряды правоохранительных органов тщательно проверяться не будут. Получением оружия под видом работника военной прокуратуры должен был заниматься некто «Олег». В итоге за похищенное оружие он получил 3 тысячи долларов США.
     Исходя из показаний Пушкарёва и анализа добытой к тому времени информации, этим «Олегом» оказался Дзодзиев.
     К исходу 10 февраля 2009 года Адзиев и Дзодзиев были задержаны в разных местах города. Оба они категорически отрицали свою причастность к совершению преступлений. В отношении их были возбуждены уголовные дела, которые в тот же день были соединены в одном производстве с ранее возбуждённым уголовным делом.
     Ряд свидетелей опознали Дзодзиева как «капитана Джабиева». Свои показания Пушкарёв подтвердил на очных ставках с обоими подозреваемыми. Они продолжали категорически отрицать свою причастность к хищениям.
     Офицеры следственной группы и оперативные работники продолжали активные мероприятия по розыску похищенных вооружений. Удалось установить, что во время совершения преступлений Адзиев находился вблизи складов и руководил «подельниками». После совершения хищений они совместно с Дзодзиевым выезжали за пределы города, где сбывали похищенное.
     К тому времени Дзодзиев, осознавая неотвратимость ответственности за совершение преступлений, стал давать правдивые показания об обстоятельствах уголовного дела.
     В последующем при проведении очной ставки с Дзодзиевым он полностью изобличил Адзиева как организатора преступления.
     В ходе дополнительного допроса Дзодзиев упомянул, что, заезжая во двор одного из домов за городом, где перегружал оружие, он зацепился бортом за металлический колышек у ворот и поцарапал автомобиль. В последующем в автосервисе ему закрасили царапину.
     Членам следственно-оперативной группы удалось установить место разгрузки оружия и обнаружить тот самый колышек, об который Дзодзиев поцарапал свой автомобиль. При проведении последующей криминалистической экспертизы были подтверждены показания обвиняемого, доказано, что именно в том месте его автомобиль был поцарапан...
     Дальнейшая работа позволила выявить и пресечь канал незаконного оборота оружия и боеприпасов.
     В ходе предварительного расследования было установлено, что Пушкарёв длительное время являлся объектом внимания Адзиева как военнослужащий, имевший доступ к оружию и боеприпасам. Приучив его к бесплатным угощениям и «шальным» деньгам, Адзиев вовлёк офицера в преступную деятельность. Впоследствии преступная группа действовала согласно тщательно выработанному плану. Так, Пушкарёв, используя своё служебное положение, взял на себя обеспечение видимой законности выдачи оружия и боеприпасов с подчинённого ему дивизионного склада, оформляя соответствующие накладные и наряды. Дзодзиев, выступая в роли работника военной прокуратуры, непосредственно получал оружие со склада, а Адзиев вывозил и сбывал похищенное. Были выявлены и другие случаи хищения ими оружия и боеприпасов.
     В ходе судебного заседания все полученные в период раскрытия преступления, а также в ходе дальнейшего расследования доказательства были признаны судом допустимыми.
     Суд признал С.В. Пушкарёва, О.З. Адзиева и О.М. Дзодзиева виновными в полном объёме предъявленного обвинения и по совокупности преступлений назначил окончательное наказание в виде лишения свободы сроками: первым двоим по 15 и Дзодзиеву 5,5 лет с содержанием в исправительной колонии строгого режима, и различных штрафов. Пушкарёв одновременно был лишён воинского звания подполковника.
     Вот так и завершилась эта криминальная история, вызвавшая в своё время весьма значительный резонанс...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex