на главную страницу

24 Декабря 2011 года

США - Пакистан

Суббота

Версия для печати

Альянс под ударом

Марианна ГРИШИНА.
  Пакистанские лётчики.



Чем же всё же закончится резко обострившийся в последнее время кризис между Вашингтоном и Исламабадом? Это вопрос, который касается отношений ещё, казалось бы, вчера имевших крепкие союзнические связи двух ядерных держав, и от решения которого во многом зависит развитие ситуации не только в регионе и мире в целом, сегодня волнует многих аналитиков и специалистов. Тем более что в воинственных заявлений и с той, и другой стороны избытка нет.

     Так, начальник штаба сухопутных сил и главнокомандующий вооружёнными силами Пакистана генерал Ашфак Первез Киани заявил, выступая перед военнослужащими на границе с Афганистаном, что предоставляет им «полную свободу действий» в случае новых атак НАТО по местам их дислокации и по территории страны. О том, что конкретно означали эти слова главкома пакистанской армии, стало известно из специального заявления министерства обороны страны. «Любой иностранный объект, несанкционированно вторгшийся в воздушное пространство Пакистана, будет считаться враждебным и подлежать уничтожению», - сообщили в пакистанском оборонном ведомстве. Поступили также сведения о том, что Пакистан планирует разместить на западной границе (то есть границе с Афганистаном) средства ПВО, которые будут сбивать иностранные военные самолёты и вертолёты, вторгшиеся в воздушное пространство страны.
     В свою очередь США в лице командующего силами НАТО в Афганистане американского генерала Джона Алена заявили, что налёты авиации коалиционных войск на пакистанскую территорию, где скрываются боевики «Аль-Кайды» и «Талибан», будут продолжаться. А для обеспечения её безопасности будут приняты соответствующие меры. Несколько ранее шеф Пентагона не исключил проведения военных операций в Пакистане. А конгресс США выразил намерение заморозить финансовую помощь Пакистану размером в 700 млн. долларов.
     Поводом тому послужил инцидент, связанный с атакой 26 ноября боевых вертолётов НАТО пакистанского блокпоста в племенной области Моманд на северо-западе страны, в результате которой погибли 24 пакистанских пограничника. В течение нескольких дней после авианалёта Пакистан в знак протеста против действий альянса, напомним, перекрыл транзит через свою территорию грузов для сил НАТО в Афганистане, прекратил аренду американскими ВВС базы Шамси и вышел из процесса мирного урегулирования в Афганистане. Пакистанская сторона также заявила, что этот авиаудар был заранее спланированной акцией, в то время как в НАТО его назвали «непредумышленной ошибкой» и обещали провести расследование обстоятельств трагедии.
     Однако его результаты, в которых делается вывод, что инцидент произошёл из-за неточностей в географических картах, не устроил Исламабад. Глава военных операций вооружённых сил Пакистана генерал-майор Ашфак Надим, назвал произошедшее результатом «заранее готовившегося заговора» против Пакистана. При этом генерал добавил, что «мнимый союзник» Пакистана вполне способен нанести новые удары. Надим также подтвердил, что пакистанское военное руководство намеревается развернуть вдоль границ страны систему противовоздушной обороны, чтобы не допустить повторения подобных инцидентов в будущем.
     Следует отметить, что такой инцидент далеко не первый в действиях натовской авиации. В начале нынешнего года из-за «неточного» удара сил НАТО по базам экстремистов в Пакистане погибло около 20 пакистанских военных. А в мае этого года в пакистанском городе Абботабад прошла операция американского спецназа по уничтожению главы «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. Последняя, мало того, что ударила по международному престижу Пакистана, поставив под сомнение провозглашаемую им политику борьбы с терроризмом, ещё и была осуществлена без предупреждения Исламабада о готовящейся акции. Поэтому уничтожение лидера «Аль-Каиды», как и ноябрьский налёт на пакистанский блокпост, были расценены пакистанской стороной как грубое нарушение своего суверенитета.
     Однако, по мнению специалистов, все эти действия лишь внешнее проявление возникшего кризиса в отношениях США и Пакистана. На самом деле он имеет более глубинные причины. Они исходят из того, что в Пакистане произошли стратегические по своей сути процессы - уход «американского» поколения в военно-политическом руководстве страны и смена геополитических ориентиров. Смена Мушаррафа на гражданскую администрацию не принесла ожидаемого эффекта, так как реальная власть в стране продолжала оставаться в руках армии. Более того, политику стали определять старшие офицеры, получившие становление в период Муххаммада Зия-Уль Хака. Их националистические взгляды и традиционное воспитание с большим влиянием ислама и определили вектор дальнейшего развития Пакистана. С 1998 года началось сокращение военно-технического сотрудничества между двумя странами. Параллельно активно развивались военно-политические и торгово-экономические связи Пакистана с Китаем.
     В то же время Вашингтон, вынужденный из-за финансового кризиса сосредоточиться на внутренней политике, сделал ряд серьёзных упущений и даже, как считают аналитики, ошибок во внешней. В качестве одного из примеров тому приводится идея создания «нового шёлкового пути». Она преследует цель закрепить политическое и иное доминирование Запада, в первую очередь США, в регионе после вывода войск НАТО к 2014 году, найти замену растущему влиянию ШОС, потеснить Россию и Китай. Поскольку эта идея не была согласована с Пакистаном и, более того, отводила ему второстепенную роль в этом проекте, Исламабад встретил её в штыки.
     Резко негативное восприятие в Пакистане вызвал и пышный приём, который устроила дипмиссия США в своём посольстве для представителей очень немногочисленного в этой стране гей-движения. С осуждением одиозного мероприятия выступили пакистанские религиозные деятели. В обнародованном ими заявлении он был охарактеризован как «культурный терроризм» и назван «второй по опасности атакой со стороны США после ударов ракет и беспилотников». По Пакистану прокатилась волна протестов. У посольства США демонстранты сожгли звёздно-полосатый флаг и вывесили плакат, выражающий всю гамму чувств протестующих: «Американцы, мы не позволим вам распространять свою вульгарную и уродливую цивилизацию в Пакистане!»
     Что касается того, как дальше будут развиваться события в Пакистане и двусторонние американо-пакистанские отношения, существуют две противоположные точки зрения. Первая состоит в том, что пакистанские власти, временно дав волю антиамериканским настроениям и усилив общественную поддержку своего внешнеполитического курса, в скором времени... восстановят и поставки грузов в Афганистан, и другие аспекты сотрудничества с США. Прежде всего по причине того, что Пакистан с его достаточно слабой экономикой и невысокими темпами экономического роста крайне зависим от внешней экономической помощи, а её полное прекращение может вообще поставить политическую стабильность в стране под удар.
     Тем более сейчас, когда в Пакистане резко усилилась конфронтация между властями и высшим армейским командованием. «В настоящее время предпринимаются настойчивые попытки свержения демократически избранного правительства Пакистана», - сказал глава пакистанского правительства Юсуф Гилани. Если армия и спецслужбы страны считают себя государством в государстве, то они сильно ошибаются, добавил пакистанский премьер-министр. «Такое мышление категорически неприемлемо», - подчеркнул он, выступая перед депутатами нижней палаты пакистанского парламента. «Нам надо положить конец подобной рабской зависимости, - сказал он. - Если же эта старая практика будет продолжена, то тогда отпадает всякая необходимость в парламенте». Глава пакистанского правительства обрушился с резкой критикой в адрес военных в связи с недавним докладом министерства обороны Пакистана, в котором говорилось, что это ведомство никак не контролирует действия высшего армейского командования и главной спецслужбы страны - Объединённого разведывательного управления. «Если военные думают, что могут действовать независимо от министерства обороны, то этой практике надо доложить конец», - подчеркнул премьер-министр.
     США также не заинтересованы в дестабилизации положения в Пакистане. Они и по-прежнему придают большое значение пакистанскому участию в транзите грузов в Афганистан (по оценкам экспертов, после переориентации грузоперевозок в Афганистан с южного на северное направление - через Россию и страны Центральной Азии - доля Пакистана в переправке американских грузов значительно снизилась: с 70-80 до менее чем 50 процентов). К тому же кризисы в отношениях Вашингтона и Исламабада случались и раньше, но они успешно преодолевались,
     Вторая точка зрения концентрируется на том, что кризис в отношениях двух государств обострился настолько, что прошёл «точку невозврата» на фоне растущего возмущения пакистанских политиков вмешательством Вашингтона во внутренние дела страны. Поэтому не исключено, что Пакистан и Соединённые Штаты совсем разорвут либо понизят уровень взаимодействия в военно-политической сфере (что уже, собственно, происходит). Главный аргумент сторонников такой позиции состоит в том, что в последние годы произошла серьёзная трансформация внешнеполитического курса Вашингтона в Азии, целью которого, по выражению известного политолога Збигнева Бжезинского, теперь становится противодействие «повышению мирового статуса Китая».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex