на главную страницу

28 Декабря 2011 года

ВМФ: век ХХI

Среда

Версия для печати

Под Андреевским флагом

Андрей ГАВРИЛЕНКО,«Красная звезда».



ВМФ по-прежнему остаётся самым универсальным силовым средством проецирования внешней политики государства на любые, в том числе и самые удалённые от собственной территории, районы мира. Подчеркнём: не морской силы как таковой, а в большей мере воли и решимости государства в целом - его политического, экономического, научного и технического потенциала. Россия может сохранить за собой статус мировой державы, только оставаясь великой морской державой. А для этого ей нужен современный и сбалансированный флот.

     


     «Военно-морская деятельность должна быть достаточной для обеспечения военной безопасности и устойчивого экономического развития страны. Россия обладает широким спектром национальных интересов в военной, экономической, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах, защита которых связана с применением флота в Мировом океане. Это прежде всего обеспечение гарантированного доступа России к ресурсам и пространствам Мирового океана, освоение и рациональное использование этих природных ресурсов в целях социально-экономического развития страны, а также недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков. Последнее имеет важное значение для реализации национальных интересов России, особенно в прилегающих морях...Основной формой применения флота в мирное время является его присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности. Это действия сил ВМФ по созданию и поддержанию благоприятной обстановки для реализации приоритетов внешней политики России по решению проблем в политической, экономической и других сферах, а также безопасной морской деятельности».
     
Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ.



     Флот России активно занят боевой учёбой. А для военного моряка в мирное время нет более надёжной, более всесторонней и эффективной проверки его профессиональной и психологической подготовки, чем манёвры, учения, выполнение боевых упражнений в море. Сегодня выходам кораблей в море, вылетам авиации на отработку учебно-боевых задач, на обеспечение противовоздушных учений кораблей обязательно предшествуют многократные тренировки корабельных расчётов по имитированным целям как в учебных классах, так и на корабельных боевых постах. Боевая подготовка Военно-морского флота проводится по единому замыслу с оперативной и мобилизационной подготовкой, при взаимном обеспечении сил (войск) ВМФ, в соответствии с утверждёнными планами и направленностью, соответствующей оперативному предназначению сил.
     В уходящем году российский Военно-морской флот продолжал активно выполнять военно-дипломатические функции с целью укрепления атмосферы взаимного доверия и взаимопонимания с флотами зарубежных стран. Основными формами этой деятельности по-прежнему остаются официальные визиты, деловые заходы в порты ряда государств с целью демонстрации Андреевского флага. Особое место, как и прежде, отводится практическим формам сотрудничества в море, проведению совместных военно-морских учений. С этой целью ряд визитов в иностранные порты сопровождались проведением совместных военно-морских учений. Вот некоторые примеры. Отряд кораблей Черноморского флота в составе дизельной подлодки «Алроса», килекторного судна «КИЛ-158», спасательного судна «Эпрон» и спасательного буксира «Шахтёр» участвовал в крупном международном учении спасательных сил у атлантического побережья Испании «Болд Монарх—2011». Отряд кораблей Северного флота в составе БПК «Адмирал Чабаненко» и спасательного буксира «СБ-406», а также судно обеспечения Балтийского флота приняли участие в четырёхстороннем учении «ФРУКУС-2011» в Северной Атлантике. Большой десантный корабль Балтийского флота «Минск» представлял Россию в крупнейшем учении ВМС стран НАТО Балтийского региона «Балтопс» и традиционной «Кильской неделе», где состоялось подведение итогов этого учения.
     Отряд кораблей Тихоокеанского флота России, в состав которого кроме флагмана ТОФ - гвардейского ракетного крейсера «Варяг» также вошли танкер «Иркут» и морской буксир МБ-66, совершил дальний морской поход под командованием капитана 1 ранга Сергея Жуги. Основной целью этого похода стало дальнейшее развитие военно-морского сотрудничества с другими странами, а также демонстрация Андреевского флага в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отправился в дальнее плавание отряд после завершения крупномасштабных военно-морских учений у берегов Камчатки. Торжественная церемония проводов прошла прямо на рейде, в Авачинской бухте, близ Петропавловска-Камчатского. Провожали тихоокеанцев командующий группировкой войск и сил на Северо-Востоке России контр-адмирал Константин Маклов, командующий Приморской флотилией разнородных сил капитан 1 ранга Виктор Соколов и губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, которые пожелали морякам удачи в дальнем океанском походе.
     В конце сентября отряд находился в японском порту Майдзуру (остров Хонсю). После визита прошло российско-японское учение по оказанию помощи экипажу судна, который подал сигнал бедствия в открытом море. Из Японии отряд взял курс на Марианские острова, в порт Апра. В рамках визита в Соединённые Штаты Америки прошло двухдневное российско-американское антитеррористическое учение «Тихоокеанский орёл—2011». От ВМС США в них были задействованы ракетные эсминцы «Маккэмбл» и «Фитцжеральд». Уже после этого учения отряд кораблей Тихоокеанского флота взял курс на канадский Ванкувер.
     БПК Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» под командованием капитана 1 ранга Александра Машинецкого принял участие в международном морском учении «Помор-2011». А в Ионическом море прошло совместное учение российских и итальянских военных моряков «Ионекс-2011». Итальянские ВМС представляли фрегаты «Эсперо» и «Авьере», российский ВМФ - сторожевой корабль Черноморского флота «Сметливый» и спасательное судно «Эпрон», экипажи которых в итальянском порту Таранто провели подготовительные мероприятия к учению. Находясь в базе, российские и итальянские моряки провели подготовительные учения по связи, освещению надводной и воздушной обстановки, высадке досмотровых групп. После выхода из Таранто экипажи отработали совместное маневрирование, мероприятия по противодействию терроризму, досмотровые действия, организацию противолодочного охранения конвоя, выполнили совместную артиллерийскую стрельбу по буксируемому щиту. Российские и итальянские моряки также отрабатывали взаимодействие при оказании помощи кораблю, терпящему бедствие. После того как корабли - участники учения встали на якорь в бухте Галлиполи, на борту итальянского фрегата «Эсперо» были подведены итоги учения. Российская и итальянская стороны дали им высокую оценку. Участники учения высказались за дальнейшее развитие сотрудничества и расширение рамок подобных манёвров.
     Совместные учения в акватории Ионического моря «Ионекс» по взаимной договорённости, начиная с 2004 года, проводились раз в два года. Но последние несколько лет они стали ежегодными. Их цель - практическая реализация сотрудничества военно-морских сил, повышение уровня взаимодействия штабов и кораблей ВМФ России и ВМС Италии. В рамках учений моряки двух стран отрабатывают совместные действия по отражению асимметричной угрозы, проведению досмотровых операций, а также элементов сложного тактического маневрирования. Особое внимание в последнее время уделяется операциям по противостоянию террористической угрозе на море, а также оперативным действиям в борьбе с пиратством в связи с обострением этой проблемы в Аденском заливе у берегов Африканского Рога. И российские, и итальянские боевые корабли обеспечивают безопасность мореплавания в этом районе.
     Среди прошедших в этом году совместных учений, в которых приняли участие моряки России, также стоит вспомнить «Оупен Спирит—2011», «ПАССЕКС-2011», учения антипиратской направленности с кораблями ВМС стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Черноморский флот принял участие в российско-украинских учениях «Фарватер мира—2011». На высоком уровне было организовано проведение планирующих конференций и принятие Черноморским флотом РФ командования Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия «БЛЭКСИФОР». В общей сложности боевые корабли ВМФ осуществили свыше полусотни деловых заходов и визитов в порты многих зарубежных государств. Представители Главного командования ВМФ и командования флотов совершили не менее двадцати официальных визитов за рубеж с целью переговоров и укрепления взаимодоверия с представителями командований ВМС иностранных государств. Более 10 делегаций ВМС зарубежных государств посетили Российскую Федерацию.
     РОССИЙСКИЕ моряки выполняют поставленные перед ними задачи вдали от родных берегов и сегодня. Напомним, что продолжается поход корабельной авианосной группы (КАГ) во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В составе группы также большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сторожевые корабли «Ярослав Мудрый» и «Ладный», а также суда обеспечения - спасательно-буксирное судно «Николай Чикер», танкеры «Сергей Осипов», «Вязьма», «Кама», «Лена». Цель дальнего похода КАГ - обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана. Он проходит в соответствии с планом боевой подготовки Военно-морского флота. В походе совершенствуется морская выучка и боевая слаженность экипажей надводных кораблей, отрабатываются совместные действия сил корабельной авианосной группы и авиации.
     Во время похода обязанности заместителя командира корабельной авианосной группы Северного флота по авиации исполняет Герой России полковник Игорь Матковский. Это уже четвёртый дальний поход лётчика-героя на тяжёлом авианесущем крейсере. Свою Золотую Звезду полковник Матковский получил 21 апреля 2008 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники.
     В декабре 2007 года корабельная ударная группа СФ во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вышла в очередной поход в Средиземное море. Полковник Матковский, командовавший в то время отдельным корабельным истребительным авиационным полком Северного флота, первым совершил взлёт и посадку на палубу российского авианесущего крейсера в Средиземном море. В том походе командир палубного авиаполка совершил и свою сотую посадку на палубу этого корабля.
     Для тяжёлого авианесущего крейсера этот дальний поход - уже пятое по счёту океанское плавание. Ранее «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» неоднократно выполнял задачи в акваториях Атлантического океана и Средиземного моря, совершал деловые заходы в сирийский порт Тартус, на острова Крит и Мальта. Нынешний командир авианесущего крейсера капитан 1 ранга Сергей Артамонов - опытный военный моряк. Его служба на Северном флоте от лейтенанта до капитана 1 ранга была связана с «Адмиралом Флота Советского Союза Кузнецовым». После окончания в 1992 году Калининградского высшего военно-морского училища он последовательно прошёл на этом корабле все командные должности от командира зенитной ракетной батареи до командира корабля. В 2007 году Сергей Артамонов окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова.
     Для многих его подчинённых нынешний поход - первое длительное плавание в их жизни. Из более чем двухтысячного экипажа 800 матросов, старшин и молодых офицеров впервые решают задачи в отдалённых районах Мирового океана. Этому дальнему походу предшествовала длительная и напряжённая подготовка. Экипаж авианесущего крейсера отработал комплекс совместных мероприятий с лётчиками отдельного корабельного истребительного авиаполка СФ, провёл ряд тренировок по управлению корабельной истребительной авиацией в ходе полётов с палубы авианосца и наземных аэродромов, командный состав корабля закрепил навыки в управлении подчинёнными боевыми частями и службами.
     Боевые корабли Военно-морского флота России продолжают решать задачи и по борьбе с пиратством. В Главном командовании ВМФ недавно подвели итоги этой деятельности. Было отмечено, что регулярное присутствие боевых кораблей ВМФ России в районе Аденского залива показало высокую эффективность мер, предпринимаемых Министерством обороны РФ, Главным командованием ВМФ и командованиями флотов по обеспечению безопасности судоходства. Как сообщила группа информационного обеспечения ВМФ, боевые корабли России, обеспечивающие безопасность судоходства в районах Африканского Рога и Аденского залива, в 2011 году осуществили проводку 32 конвоев общей численностью 168 судов различного класса 27 стран. Из них 62 - с российскими экипажами на борту. Была обеспечена безопасность 448 российских граждан.
     ВПЕРЕДИ военных моряков ждут новые походы, учения. Экипажам кораблей предстоит выполнять задачи в отдалённых районах Мирового океана. В числе предстоящих международных учений: «Баренц-2012», «Помор-2012», «Северный орёл–2012». В конце февраля следующего года в Санкт-Петербурге состоится первая планирующая конференция с представителями стран - участниц международного военно-морского учения «ФРУКУС-2012». В ходе конференции представители четырёх стран выработают замысел учения и определятся с кораблями-участниками. Вопросы, связанные с проведением четырёхстороннего учения «ФРУКУС-2012», были одной из тем проходившего некоторое время назад в Ньюпорте (США) ХХ Международного симпозиума морских держав, в котором приняла участие делегация Главного штаба ВМФ России. В частности, аспекты предстоящих манёвров обсуждались на встрече главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого с командующим ВМС Великобритании, первым морским лордом, адмиралом Марком Стэнхоупом.
     Как сообщила пресс-служба Западного военного округа, недавно группа офицеров Балтийского флота вернулась из Санкт-Петербурга, где прошло рабочее совещание по планированию этого международного военно-морского учения. В ходе заседания офицеры БФ совместно с представителями Главного штаба ВМФ, Северного флота и Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» разработали предложения в замысел будущего учения.
     Международное военно-морское учение «ФРУКУС» (FRUKUS) - ежегодное мероприятие по отработке совместных действий в море, в котором традиционно задействованы корабли ВМФ России и ВМС Франции, Великобритании и США. История проведения данных учений начинается с 1988 года. Первоначально они назывались RUKUS - по названию стран-участниц (RU + UK + US). В 1993 году к сотрудничеству была приглашена Франция. С этого времени учения получили название FRUKUS и стали проводиться в четырёхстороннем формате. Учение в нынешнем виде проводится ежегодно с 2003 года в целях улучшения взаимодействия военных моряков России, Франции, Великобритании и США. От каждой страны в нём участвует один боевой корабль. В следующем году учение впервые будет проведено в акватории Балтийского моря.
     КОРАБЕЛЬНЫЙ состав ВМФ России останется в ближайшее десятилетие на уровне самых высоких мировых требований, надёжно обеспечивая интересы нашей страны в Мировом океане и военно-политическую стабильность в прилегающих морях. Флот пополняется новыми кораблями. В их числе - корвет «Сообразительный». На судостроительном заводе «Восточная верфь» прошли торжественные мероприятия, приуроченные к спуску на воду гидрографического судна «Виктор Фалеев». Новое судно проекта В19910 является адаптированным под технологические возможности завода-строителя вариантом малого гидрографического судна проекта 19910 «Вайгач». Оно предназначено для постановки радионавигационных буёв, обслуживания удалённых маяков, которых в условиях протяжённости морской границы на Дальнем Востоке России немало, а также обеспечения жизнедеятельности и бесперебойной работы навигационного оборудования. Судно оснащено уникальной электроэнергетической системой с гребной электрической установкой, специально разработанной ФГУП «ЦНИИ СЭТ» и впервые применённой в ВМФ. В перспективе будут заложены ещё два таких корабля. Кроме них планируется закладка малых гидрографических катеров для работы в прибрежной зоне.
     В этом году состоялась закладка нового фрегата «Адмирал Эссен», который будет построен в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». А в Санкт-Петербурге на ОАО «Адмиралтейские верфи» была заложена новая дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону». Именно такие субмарины в перспективе составят подводную компоненту флотских группировок в полуостровных и островных зонах прибрежных морей и будут интегрированы в единую систему управления Вооружёнными Силами нашей страны. Действия дизель-электрических подводных лодок предусмотрены в тех морских акваториях, где использование атомных подводных лодок невозможно и нецелесообразно. Дизельное подводное кораблестроение в ближайшие 10 лет будет развиваться в направлении улучшения параметров скрытности дизельных лодок, увеличения автономности их плавания и многофункциональности их применения (по надводным, подводным и береговым целям). До 2020 года Военно-морской флот ожидает получить 8-10 дизельных подводных лодок.
     В акватории Белого моря некоторое время назад прошли первые ходовые испытания многоцелевой атомной подлодки четвёртого поколения «Северодвинск». Проект этой субмарины разработан конструкторским бюро «Малахит». В июле 2009 года на «Севмаше» была заложена вторая субмарина этого же проекта - «Казань». По мнению ряда экспертов, эти подлодки не имеют мировых аналогов. В них совмещены функции субмарин других проектов. Их отличает принципиально новая архитектура корпуса, они будут нести мощные комплексы вооружения, способные бороться практически с любыми современными надводными кораблями и подводными лодками.
     Говоря об обновлении российского флота, стоит также отметить, что недавно были завершены работы по ремонту с восстановлением технической готовности и продлением межремонтных сроков атомного подводного ракетного крейсера «Воронеж». Эта подлодка прибыла на ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» для проведения ремонтных работ в октябре 2006 года.
     Гособоронзаказ на 2012 год для «Звёздочки», специализирующейся на ремонте атомных подводных лодок, увеличен более чем в полтора раза по сравнению с текущим годом. Основой «оборонной загрузки» верфи станет строительство крупного надводного корабля - морского транспорта вооружения, который будет заложен уже в скором времени. Кроме того, предприятие в 2012 году завершит модернизацию и передаст флоту ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск», который станет шестым атомоходом проекта 667БДРМ, модернизированным на «Звёздочке». До него на предприятии уже обновили подобные подлодки: «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск» и «Карелия». Передачей флоту «Новомосковска» северодвинские корабелы завершат модернизацию всех подводных ракетоносцев этой серии.
     «Звёздочка» также продолжит модернизацию дизель-электрической подлодки «Калуга». В рамках гособоронзаказа на 2012 год на судоверфи будут вести и ремонт по продлению сроков службы двух многоцелевых атомных субмарин третьего поколения. Это «Смоленск» проекта 949А, «Антей» и «Леопард» проекта 971, «Щука-Б».
     Российский ВМФ пополняется новой техникой. Так, в части Балтийского флота поступают беспилотные летательные аппараты. Как сообщил «Красной звезде» начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного военного округа по БФ капитан 2 ранга Владимир Матвеев, на полигоне Балтийского флота Хмелёвка проходят сборы с военнослужащими разведывательных подразделений из соединений и частей береговых войск флота по изучению устройства и правил эксплуатации беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Груша», предназначенного для дистанционной разведки. При помощи представителей завода-изготовителя БПЛА офицеры учатся запускать аппарат, управлять им в воздухе, а также получать с него нужную фото- и видеоинформацию.
     В первую очередь БПЛА будут оснащены подразделения морской пехоты Балтийского флота и мотострелкового соединения береговых войск БФ. В дальнейшем планируется оснастить БПЛА все соединения и части БФ.
     По словам представителя завода-изготовителя БПЛА Игоря Качурина, аппарат имеет размах крыла меньше метра и вес чуть более двух килограммов.
     - Аппарат может «видеть» отдельных людей своими двумя видеокамерами с расстояния до пятисот метров, однако сам остаётся невидимым благодаря светлой окраске и пластмассовому корпусу, через который проходят лучи радаров, - отметил Игорь Качурин.
     Беспилотник замечателен не только тем, что может передавать фото- и видеоинформацию в режиме реального времени, но и тем, что курс ему можно проложить при помощи компьютера. Взяв за ориентиры сигналы навигационных спутников, аппарат во время полёта не требует постоянного управления. В целом применение беспилотных летательных аппаратов значительно ускорит процесс получения разведывательных данных в режиме реального времени при проведении мероприятий боевой подготовки и обучении войск.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex