на главную страницу

29 Декабря 2011 года

Страна и мир

Четверг

Версия для печати

Как сохранить мир и стабильность

Виктор РУЧКИН. «Красная звезда».



После продолжавшихся 11 дней траурных мероприятий в связи с неожиданной кончиной Ким Чен Ира в Пхеньяне состоялась церемония прощания с бывшим лидером КНДР. И хотя на похороны не были приглашены зарубежные делегации, они, несомненно, оказались в эпицентре внимания мирового сообщества. Эксперты и аналитики ведущих стран планеты тщательно следили за всей программой церемонии, пытаясь по мельчайшим деталям сделать выводы о перспективах развития ситуации как в самой стране, так и на Корейском полуострове, регионе в целом. «Ожидается, что смерть северокорейского лидера Ким Чен Ира переломит ход событий на Корейском полуострове, а также в Северо-Восточной Азии, – отмечает южнокорейская Korea JoongAng Daily. По её мнению, «большая четвёрка» (США, Китай, Россия и Япония) должна считать стабилизацию полуострова одним из своих приоритетов. США, отмечает издание, «должны действовать мудро и осторожно в сложившейся ситуации».


     Этот призыв неслучаен – большинство аналитиков придерживаются мнения, что смена власти в КНДР будет проходить в непростых условиях. Дело в том, что новый лидер страны, а им, как уже сообщалось, стал 29-летний Ким Чен Ын, младший сын усопшего Ким Чен Ира, – человек молодой, практически не имеющий никакого административного опыта. Год, в течение которого он помогал отцу и не отметился ни одним личным проектом, конечно же не в счёт. Правда, его поддержали вооружённые силы, руководство которых единодушно присягнуло на верность новому правителю. А это немаловажный факт, так как в КНДР роль армии всегда была определяющей. В свою очередь, средства массовой информации призвали проявить преданность «великому наследнику». «Теперь, – писала, например, газета «Нодон синмун», – мы поклялись в верности верховному вождю нашего народа Ким Чен Ыну. Сплотившись в едином порыве вокруг товарища Ким Чен Ына, мы будем преданно исполнять его указания, уделяющие главное внимание военной мощи страны».
     Тем не менее некоторые специалисты, например обозреватели американского журнала The Slate, не исключают, что Ким Чен Ын «может оказаться марионеткой в руках своих старших родственников». И прежде всего своей тёти Ким Ген Хи и её мужа 65-летнего Чан Сон Тхэка, который долгое время возглавлял административный отдел Рабочей партии Кореи, осуществляя надзор за прокуратурой, полицией и службой внешней разведки, а в 2009 году вошёл в высший совет страны – Комиссию по Национальной обороне. Знающие Чан Сон Тхэка люди характеризуют его как энергичного и амбициозного руководителя.
     По некоторым сообщениям, после перенесённого Ким Чен Иром инсульта в августе 2008 года Чан Сон Тхэк некоторое время исполнял обязанности главы государства, а некоторые эксперты прямо называли его наиболее вероятным преемником лидера КНДР. А на видеозаписи посещения Кымсусанского мемориального дворца, где для прощания было выставлено тело Ким Чен Ира, Чан Сон Тхэк, которого считали «чисто гражданским» партийным функционером, появился в форме генерала армии. Более того, он стоял рядом с самыми высшими военными чинами вооруженных сил КНДР в непосредственной близости от Ким Чен Ына. Это дало наблюдателям дополнительную пищу для выводов о роли «серого кардинала», которую Чан Сон Тхэк будет играть в стране.
     Если это соответствует действительности, то в обозримом будущем ожидать резких перемен в КНДР не следует. Ни Чан Сон Тхэк, ни другие представители высшего военного командования Северной Кореи, имея перед глазами разгул «арабской весны», ни на какие ослабления и либерализацию режима не пойдут. Об их настроениях свидетельствует и тот факт, что на церемонию похорон Ким Чен Ира не были приглашены иностранные делегации. «Это подтверждает моё подозрение в том, что режим на какое-то время отгородится от внешнего мира, - говорит Питер Бек из вашингтонского Совета по международным отношениям. - Они будут добиваться более выгодного для себя положения... Поэтому я не жду ни резких выпадов, ни попыток налаживания контактов».
     Скорее всего, новая власть КНДР сосредоточится на том, как сохранить экономическую стабильность. По утверждению газеты The Wall Street Journal, в последние годы появилась и окрепла двухвекторная система, в которой элита и военные руководят остатками централизованной экономики, а большая часть северокорейцев существует за счёт того, что они смогут вырастить и каким бизнесом сумеют заняться на неофициальном рынке, который формально считается незаконным. Поэтому можно предположить, что если дать Северной Корее передышку, то это может привести к стабильности в ущерб долгосрочным реформам. Но если настаивать на проведении глубоких реформ, это может создать ещё большую опасность.
     В частности, некоторыми специалистами высказывается мнение, что молодому лидеру, возможно, захочется ярко самоутвердиться как в глазах своих соотечественников, так и на международной арене, и он с этой целью попытается устроить что-то наподобие прошлогоднего конфликта на приграничных островах. Тем более что именно Ким Чен Ын, как утверждается, отдал тогда приказ на открытие огня по острову Ёнпхендо в ответ на учебные стрельбы южнокорейцев. Из этого же ряда - его указание накрыть часть территории Южной Кореи радиопомехами в ответ на проведение американо-южнокорейских учений в марте нынешнего года. Поэтому миру, по мнению американского политолога Майкла Ослина из института «Америкен Энтерпрайз», следует быть готовым к новым провокациям со стороны Пхеньяна в виде ядерных или ракетных испытаний либо ограниченных нападений на территорию Южной Кореи.
     В свою очередь, Марк Фицпатрик, директор программы по нераспространению ядерного оружия и разоружению в Международном институте стратегических исследований, полагает, что «если произойдёт кризис власти, что вполне вероятно, учитывая, что во главе страны встал неопытный наследник, ядерное оружие будет ключевым активом в борьбе за власть. В данной ситуации возможен любой кошмарный сценарий. В том числе продажа Северной Кореей оружия и расщепляющихся материалов любому потенциальному покупателю».
     Считается, что у Северной Кореи достаточно плутония для создания порядка восьми ядерных боеголовок. С недавних пор она также начала обогащение урана, получив второй источник для производства ядерного оружия. У Северной Кореи крупный арсенал баллистических ракет «Нодонг» дальностью 1.400 км, что достаточно для поражения целей на территории Южной Кореи, Японии и частично России и Китая. По словам Фицпатрика, у Пхеньяна, возможно, есть также подводная лодка, способная нанести «самоубийственный» ядерный удар.
     Одним словом, сегодня от Северной Кореи «можно ждать чего угодно». В этих условиях соседним с КНДР странам стоит проявить терпение и готовность к диалогу. «Для нас важно, чтобы переходный период прошёл в Северной Корее гладко, без осложнений. Мы призываем и соседние страны воздерживаться от любых действий, которые наши северокорейские партнёры могут расценить как провокацию», - заявил в интервью Russia Today замглавы МИД России Сергей Рябков. По его словам, сейчас самое важное то, как КНДР будет относиться к своим международным обязательствам. «Вопрос в том, как эта страна будет работать над теми вопросами, которые мы, члены международного сообщества, участники шестисторонних переговоров, ставим перед КНДР. Вопросы эти связаны в первую очередь с северокорейской ядерной программой», - отметил Сергей Рябков.
     Вместе с тем иностранные аналитики считают, что смена власти в Пхеньяне временно затруднит перезапуск шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова. Эти переговоры, в которых участвовали США, Северная и Южная Кореи, Япония, Китай и Россия, проходили в Китае с 2003 года. В сентябре 2005 года КНДР согласилась отказаться от ядерного оружия в обмен на энергетическую помощь и мирный договор с Вашингтоном (страны формально находятся в состоянии войны). Однако в апреле 2009 года Северная Корея покинула шестисторонние переговоры в ответ на заявление Совета Безопасности ООН, в котором тот осуждал запуск КНДР ракеты со спутником.
     В августе во время визита в нашу страну Ким Чен Ира Президент России Дмитрий Медведев поднял вопрос о ядерной программе Северной Кореи. И, как заявила затем пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, лидер КНДР выразил готовность вернуться к шестисторонним переговорам без предварительных условий, и тогда в ходе переговоров они будут готовы ввести мораторий на производство ядерных материалов и испытаний.
     Ранее южнокорейская газета «Чосон ильбо» со ссылкой на неназванные дипломатические источники сообщала, что власти КНДР якобы дали понять США, что согласны приостановить процесс обогащения урана в военных целях. В Вашингтоне в обмен на отказ от обогащения урана выражали готовность направить в КНДР 240 тысяч тонн продовольствия.
     Что же касается программы обогащения урана, то в распространённом 1 декабря этого года комментарии Департамента информации и печати МИД России указывалось, что российская сторона обратила внимание «на заявление северокорейской стороны относительно ведущегося полными темпами сооружения легководного реактора (ЛВР) в КНДР и наращивания производства низкообогащенного урана в качестве топлива для данного ЛВР.
     «Последовательное осуществление урановых программ в КНДР не может не вызывать серьёзной озабоченности, - говорилось в комментарии. - Мы никогда не подвергали сомнению суверенное право КНДР на развитие мирной атомной энергетики. Однако мы не можем согласиться с тем, что это право реализуется вне рамок общепризнанных нераспространенческих режимов, вразрез с предписаниями соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН». Северокорейским партнёрам было предложено в качестве первого шага «объявить мораторий на всю ядерную деятельность, включая обогащение урана, и пригласить специалистов МАГАТЭ освидетельствовать уранообогатительный объект в ядерном центре в Ненбене».
     Надо признать, что борьба за нераспространение на планете ядерного оружия затруднена отчасти по вине США и некоторых других членов НАТО. Ведь очевидно, что если бы Югославия в 1999 году, Ирак в 2003-м, а Ливия в нынешнем году располагали «крайними средствами возмездия», то вряд ли бы стали жертвами неприкрытой агрессии. Именно это обстоятельство, как считают некоторые аналитики, побуждает и КНДР, и Иран вносить соответствующие коррективы в свои национальные программы вооружения.
     О ядерной программе КНДР достоверно известно крайне мало. В феврале 2005 года Пхеньян впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия, а 9 октября 2006 года произвёл ядерный взрыв. В 2009-м (25 мая) было проведено новое испытание ядерного боезаряда. Его мощность, по оценкам экспертов, составила от 10 до 20 килотонн.
     В начале декабря этого года газета «Вашингтон таймс» сообщила, что американская разведка встревожила ряд конгрессменов утверждениями о том, что Северная Корея создаёт, возможно, межконтинентальную баллистическую ракету, запускаемую с подвижной пусковой установки. По предположению издания, ракета рассчитана на поражение целей на территории США. Сведения по этому вопросу, как отмечает газета, были озвучены в ноябре на закрытом брифинге в конгрессе США и получили огласку вследствие письма пяти республиканцев - членов палаты представителей новому министру обороны Леону Панетте. Но конкретных данных конгрессмены не привели, ограничившись ссылкой на сделанное в июне заявление бывшего главы Пентагона Роберта Гейтса о том, что «Северная Корея - в процессе создания прямой угрозы Соединённым Штатам». Всё остальное строится на туманных предположениях источников, «близких к разведке», о том, что новые северокорейские ракеты могут быть модификацией уже разработанных ракет, приближающихся по своим характеристикам к МБР.
     Возможно, что «утечка» информации из разведывательных кругов призвана подготовить общественное мнение к пересмотру решения о сворачивании разработок наземных ракет-перехватчиков с дальним радиусом действия в пользу развертывания систем ПРО в Европе, направленных, как утверждают в Вашингтоне, против угрозы со стороны Ирана. Тем более что аналитики расходятся во мнениях относительно ядерной программы КНДР. Многие из них считают, что эта программа позволяет Пхеньяну шантажировать США и другие западные страны, требуя помощи. Да и технологию можно за хорошие деньги продавать третьим странам.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex