29 Декабря 2011 года |
Армия и церковь |
Четверг |
|
||
13–15 декабря в Киеве прошла научно-практическая конференция «Вооружённые силы Украины и украинское военное душепастырство», на которой обсуждались проблемы введения института военного духовенства. В настоящее время, согласно социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тысяч военнослужащих считают себя верующими, в том числе среди офицерского состава - 65%, а 19% офицеров имеют потребность в постоянном духовном окормлении. В украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях дислокации воинских частей действует более 50 храмов и часовен. Вопрос о введении в вооружённых силах Украины института военного духовенства очень остро стоит на повестке дня, и его необходимо решать как можно скорее, считает председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с вооружёнными силами и иными воинскими формированиями архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Выступая на конференции, он сказал, что большая часть общества относится к этому весьма положительно. Однако ситуация осложняется тем, что на территории Украины действуют несколько христианских конфессий и как минимум шесть из них претендуют на преимущественное право духовного окормления военнослужащих, кроме того, есть и мусульманские общины. Первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский сообщил, что для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, где представлены семь религиозных конфессий: Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат), Римско-Католическая Церковь, Грекокатолическая Церковь, мусульмане, евангельские христиане-баптисты и раскольнические объединения - Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат) и Украинская Автокефальная Православная Церковь. Это первый серьёзный шаг по регламентации деятельности священнослужителей в вооружённых силах. Создание рады направлено на то, чтобы более точно определить соотношение верующих военнослужащих различных конфессий, необходимое число священнослужителей в армии, специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном итоге разработать модель института военного духовенства. При этом предполагается учитывать и зарубежный опыт. О проблемах создания института военного духовенства в Российской армии рассказали начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичёв и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Борис Лукичёв отметил, в частности, что работа священника в армии должна включать богослужебную деятельность, участие в социальной работе и духовно-нравственном просвещении военнослужащих и комплексный мониторинг религиозной ситуации. Под комплексным мониторингом подразумевается всесторонняя оценка религиозной ситуации и её влияния на основные задачи военного соединения. Эта оценка должна проводиться с учётом религиозного состава воинской части и специфики региона, в котором она расположена. В качестве примера учёта роли религиозного фактора при планировании стратегических и тактических задач докладчик рассказал о решении властей одной из республик, где преобладает население мусульманского вероисповедания, не посылать местных призывников в Чечню, дабы избежать применения ими оружия в отношении единоверцев. Протоиерей Димитрий Смирнов, говоря о деятельности священника в армии, указал на всеобъемлющий характер его духовной заботы о военнослужащих. «Православный священник должен оказывать помощь всем военнослужащим, независимо от их вероисповедания. Если в части, которую он окормляет, есть мусульмане, желающие встретиться со священнослужителем своей религии, но при этом отсутствует войсковой мулла, священнику необходимо сделать всё возможное, чтобы найти ближайшего мусульманского священнослужителя и по согласованию с командиром привести его в часть», - подчеркнул отец Димитрий. Исключение необходимо делать только для членов тоталитарных сект. По словам главы Синодального отдела, представители сектантских сообществ, попадая в армию, нередко начинают заниматься прозелитизмом и при этом используют психотехнические приёмы, которые оказывают самое негативное влияние на психическое и физиологическое состояние здоровья человека. Главный капеллан войск США в Европе полковник Брайан ван Сикл рассказал об институте военных капелланов в Соединённых Штатах Америки. Этот институт представляет собой разветвлённую иерархическую структуру с детально проработанной системой отчётности и контроля, чётко прописанными функциональными обязанностями. Существует строгая система отбора военных капелланов. Ежегодно поступает более двух тысяч заявок от соискателей на должность капеллана, из которых удовлетворяется не более двухсот. «В американской армии служат самые лучшие священники. Невозможно представить себе, чтобы религиозная организация посылала в армию недостойного священнослужителя, которого церковное начальство просто хочет удалить с глаз долой», - подчеркнул Брайан ван Сикл. В случае, если военный священник не должным образом исполняет свои обязанности в армии, руководство конфессии вправе отозвать его - именно по той причине, что он недостоин представлять в вооружённых силах соответствующую религиозную организацию. Военный священник должен быть самым нравственным, самым дисциплинированным человеком в воинской части, обладать духовным авторитетом. «Именно такого поведения от нас ждут военнослужащие и командование», - подчеркнул Брайан ван Сикл. Подводя итоги конференции, архиепископ Львовский и Галицкий Августин сказал, в частности: «Мы услышали священнослужителей разных религий и христианских конфессий, представителей государственной власти и общественности. Такой обмен мнениями и опытом будет содействовать лучшему взаимопониманию между нами. Я надеюсь, что результаты конференции и принятая резолюция ускорят принятие решения о создании в украинской армии института военного духовенства и помогут выработать оптимальный механизм функционирования капелланской службы. У нас много общего и с Россией, и с Европой, но в то же время на Украине имеется своя специфика, так что мы не можем слепо копировать ту или иную модель». |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|