на главную страницу

31 Декабря 2011 года

Страна и мир

Суббота

Версия для печати

Год минувший, год грядущий

Александр ФРОЛОВ, «Красная звезда».



Конец года самое время оглянуться назад, подвести его итоги и задаться сакраментальным вопросом: что грядущий год готовит для России и мира в целом? И в этом плане в уходящем 2011 году произошли знаковые события. Что-то, как говорится, кануло в Лету, но многое даст о себе знать в году 2012-м.
  Очень важно, что в 2011-м российская внешняя политика носила последовательный, прагматичный характер и была нацелена в первую очередь на отстаивание наших интересов в сопредельных регионах и в мире в целом. Мы с наименьшими потерями выходили из финансово-экономического кризиса, успешно развивали отношения с широким спектром государств мира, наращивая объёмы взаимной торговли. Вместе с тем минувший год поставил перед нашей страной и ряд серьёзных проблем, решение которых придётся искать в году грядущем.

     Наверное, самые сложные из них возникли на западном направлении, откуда для России развёртыванием объектов американской системы ПРО создаётся реальная угроза. Представители НАТО уверяли, что всё это - для защиты от иранских ракет, но при этом нисколько не утруждали себя реальным подтверждением того, как эти ракеты ограниченной дальности полёта смогут достичь балтийского региона. Эксперты Совета по устойчивому партнёрству с Россией (СУПР) заявили, что располагают достоверной информацией относительно того, что Иран не будет иметь технической возможности нанести удар баллистическими ракетами по Западной Европе как минимум до 2014 года, а по США - до 2020 года. При этом США и НАТО наотрез отказывались предоставить нам юридически обязывающие гарантии, что эти системы не направлены против нашей страны.
     Совершенно очевидно, что проблему эту придётся решать именно с Соединёнными Штатами. По словам сведущего в натовской политике Дмитрия Рогозина, Североатлантический альянс является лишь ширмой для развёртывания американской системы ПРО в Европе. Европейцы увлечены проблемами долгового кризиса с Грецией, Португалией, Испанией и, похоже, с Италией, в то время как в Вашингтоне решают свои стратегические задачи. Что ждать от США? Америка застыла в ожидании очередной президентской кампании. Будет ли Барак Обама в этой ситуации нажимать в очередной раз на кнопку перезагрузки или же бросит все силы на решение сугубо внутренних проблем, которых и без того накопилось немало, и без решения части из них демократам не сохранить своё лидерство? И вообще, была ли перезагрузка стратегическим шагом или же сугубо тактическим манёвром, и какую роль во всём этом должна сыграть политика в области ПРО?
     Год 2011-й стал свидетелем прокатившихся по Ближнему Востоку и Северной Африке арабских «цветных», а где-то по-настоящему жёстких революций. Спор о том, инспирировали США и другие страны НАТО эти события или же постарались в них удачно вписаться (если революцию нельзя предотвратить, то её нужно возглавить), так и не решён. Но вот итог этих революций, мягко говоря, совсем не тот, на что могли бы рассчитывать в Вашингтоне: в светском Тунисе к власти пришли исламисты. Рвутся они к власти и в Египте. Похоже, подобное происходит и в соседней Ливии. Знают ли в Вашингтоне и Брюсселе, как выстраивать отношения с приходящими к власти исламистами? Ответ на этот вопрос - уже дело года предстоящего.
     Сейчас внимание мировой общественности переключилось на Сирию, где противостояние достигло критической точки ожесточения: посреднические усилия не срабатывают, и маячит перспектива внешнего вмешательства во внутренний конфликт. Ситуация говорит о высоких рисках такого вмешательства, активно идёт поиск тех, кто это вмешательство совершит. Турция, кажется, была готова это сделать, но арабы в лице Лиги арабских государств (ЛАГ) против этого. Сама ЛАГ никогда не участвовала в такого рода делах.
     Ситуация с иранской ядерной программой в 2011-м так и осталась не прояснённой в том плане, является ли иранский атом сугубо мирным или же имеет некую военную составляющую. А также относительно того, как можно и нужно действовать, чтобы не допустить появления в этом взрывоопасном регионе ещё одного члена «ядерного клуба».
     На повестке дня продолжала оставаться афганская проблема. Путём наращивания усилий коалиция снизила военную активность движения «Талибан», но не смогла обеспечить тот необходимый уровень перемен, гарантирующий стабильность и порядок. Западный альянс ничего не сделал для пресечения опасного наркотрафика из Афганистана, равно как и для восстановления экономики этого государства.
     Запомнился 2011 год ещё и тем, что мировому лидерству Запада стал бросаться всё более ощутимый вызов. Всё серьёзнее стали заявлять о себе страны БРИКС, демонстрирующие наиболее высокие темпы развития. В 2011 году Бразилия, по данным МВФ, обогнала по размеру своего ВВП Великобританию, бразильская экономика стала шестой экономикой мира. В Индии темпы экономического роста, несмотря на финансово-экономический кризис, составили более 9 процентов. Экономика ЮАР - экономического гиганта в масштабах африканского континента - уникально сочетает в себе социально-экономические факторы, присущие как развитым странам, так и странам третьего мира. Медленно, но верно выбирает свои ниши Китай, обретающий черты мирового гиганта. Поднебесная вышла на первое место в мире по производству продукции машиностроения и электроники, автомобилей (более 8,5 млн. за год), по производству электроэнергии ветряными мельницами, по потреблению электроэнергии, по мощности строящихся АЭС, по величине внешней торговли. Менее впечатляющими, но не менее значимыми выглядят иные достижения Китая: первое место в мире по золотовалютным резервам (порядка 875 млрд. долл.), добыче золота (более 340 т). Но вот что поражает: в 2011 году КНР, обогнав США и Японию, заняла первое место в мире по числу заявлений на получение патентов и изобретений - вопрос, который ряд экспертов сразу же стал ставить под сомнение.
     России как члену БРИКС, удалось поддерживать ровные сбалансированные отношения со своими партнёрами по этой организации. Лидеры «пятёрки» разработали и подписали План действий, закладывающий основы сотрудничества в рамках организации, наметили меры по координации действий в инвестиционной, финансовой сферах и в вопросах международной безопасности.
     Год уходящий запомнился и страшным разрушительным землетрясением в префектуре японского города Фукусима и последовавшим за ним цунами, что привело к гибели около 14 тысяч человек и разрушению энергоблоков АЭС. Человечество с глубоким состраданием, солидарностью и помощью откликнулось на беду японского народа, восприняв её как свою собственную. Японцы ещё раз поразили мир своим мужеством, стойкостью и, что особенно важно, высокой порядочностью и человечностью: в окрестностях Фукусимы не наблюдалось ни одного акта мародёрства. Трагедия Фукусимы ещё раз поставила перед человечеством вопрос безопасности АЭС, но ответа на него так и не нашлось.
     За это время Содружество прошло сложный путь становления, отказавшись от завышенных ожиданий, но не прекратив поиска оптимальных форм взаимодействия. Со временем СНГ стало единственной в своём роде платформой многостороннего взаимодействия участников практически во всех областях. Во многом благодаря Содружеству торгово-экономические отношения были переведены на рыночную основу, налажены постоянный политический диалог на межгосударственном уровне, сотрудничество в укреплении безопасности и стабильности, расширение связей в гуманитарной сфере. В итоге сложилась модель разноформатного и разноуровневого взаимодействия, предполагающая гибкость и избирательное участие в нём государств при стремлении к достижению взаимовыгодного партнёрства.
     В 2012 году России предстоит решать важнейшие для своего развития задачи: уйти от нефтегазовой зависимости, стать локомотивом идей и инноваций. Это можно делать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с теми странами, которые решают подобные задачи. Нужно начать искать и осваивать альтернативные источники энергии. России необходимо взаимодействие с широким спектром ближневосточных и иных государств мира, имеющих сходные цели и размышляющих над тем, «что будет после нефти».
     Сила нашей страны будет коваться в ней самой. Дипломатия и разумная внешняя политика важны с точки зрения обеспечения интересов государства. Но они создают лишь общий фон, благоприятную обстановку для внутреннего развития. Мощь и сила государства формируются в нём самом, в его собственном экономическом и социально-политическом развитии, возможностях мотивировать и мобилизовывать людей для решения этих задач. В последние дни уходящего года российское руководство провело ряд знаковых мероприятий, направленных на повышение обороноспособности страны: был произведён залповый пуск из подводного положения морской стратегической ракеты «Булава», прошло испытание стратегической ракеты «Стилет», поставлен на боевое дежурство ракетный комплекс «Ярс». Это стало хорошим напоминанием для наших партнёров на мировой арене, которым Россия не забывает повторять, что двери для диалога по укреплению международной стабильности и безопасности она оставляет открытыми.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex