на главную страницу

31 Декабря 2011 года

Вестник ДОСААФ

Суббота

Версия для печати

Аэроклубы: набор высоты

Подготовил Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда»,
  при содействии пресс-службы ДОСААФ России.



В канун 85-летия ДОСААФ России мы вновь обращаемся к первым страницам истории Оборонного общества, к истокам его создания. А началось всё с желания человека побороть силу земного притяжения, жажды полёта, романтики покорения воздушной стихии. Одним словом, с авиации. Она и поныне остаётся центральным звеном и, образно говоря, витриной российского Оборонного общества.
  Наш корреспондент встретился с заместителем председателя ДОСААФ России по авиации и спортивной работе Виктором ЧЕРНОВЫМ. В состоявшейся беседе были затронуты вопросы истории, современного состояния и перспектив развития авиационного комплекса Оборонной организации.

     – Виктор Николаевич, давайте заглянем в историю ДОСААФ России. Известно, что всё началось в 1927 году с непривычной для слуха современного человека аббревиатуры «Осоавиахим». В те далёкие годы в числе главных приоритетов СССР были оборона, авиация и химическая промышленность – отсюда и название созданной организации. Стержнем же её стала именно авиация...
     – Совершенно верно. При формировании Осоавиахима его основой была авиационная составляющая. Подготовка лётчиков, планеристов, парашютистов, других специалистов авиационной отрасли была в центре внимания. И для этого создавались все необходимые условия. «Молодёжь, на самолёты!» – призывали довоенные советские плакаты. Увлечение авиацией стало среди молодых людей массовым. Уже накануне войны общество подготовило несколько десятков тысяч пилотов, инженеров, техников, механиков для ВВС. Все они внесли весомый вклад в победу над нацистской Германией. Лучшие из лучших – почти 900 лётчиков, которые в предвоенное время окончили аэроклубы Осоавиахима, удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них Александр Иванович Покрышкин – наш национальный герой. Он стал первым трижды Героем Советского Союза.
     – Как в дальнейшем развивалась авиационная составляющая Оборонного общества?
     – В послевоенный период общество, которое получило название ДОСААФ СССР, ставило своей главной целью подготовку лётного состава, развитие авиационных технических видов спорта. Многие воспитанники аэроклубов стали выдающимися спортсменами и даже лётчиками-космонавтами.
     В апреле 2011 года практически во всём мире отметили 50-летие полёта Юрия Гагарина в космос. Мы в авиации ДОСААФ особенно горды тем, что первый космонавт планеты был воспитанником Саратовского аэроклуба. Именно там он начал свой путь в авиацию и космонавтику.
     Целый ряд выдающихся авиаконструкторов, достаточно вспомнить Олега Константиновича Антонова, прошли школу подготовки в авиационных организациях ДОСААФ и после этого навсегда связали свою судьбу с авиацией и космонавтикой.
     – После распада СССР слово «авиация» в названии организации странным образом попало в скобки. ДОСААФ было переименовано в РОСТО (ДОСААФ). Для аэроклубов наступили непростые времена. Как удалось преодолеть лихие девяностые?
     – Это было действительно непростое время. С крахом Советского Союза была фактически разрушена сеть аэроклубов огромной страны. Масштабы разрушений наглядно характеризуются такими цифрами: в авиационном парке ДОСААФ СССР было свыше 10 тысяч воздушных судов. Сегодня – 1.300, из них исправных менее половины. Как видите, сокращение было весьма существенным.
     И тем не менее большинство наших авиационных организаций удалось сохранить. Сегодня аэроклубы действуют практически в каждом субъекте РФ. Самая важная практическая задача, которую удалось решить в 1990-х годах, – это сохранить костяк организаций на местах, выжить и создать предпосылки для роста и развития.
     – За счёт чего это удалось? За счёт преданности и энтузиазма людей?
     – Вы совершенно правильно ставите вопрос. Наши аэроклубы выживали именно на энтузиазме преданных небу и своей профессии людей. Уровень их денежного содержания был, мягко говоря, невысоким. В те непростые годы мы сделали ставку на качество персонала. У нас были и есть люди – истинные патриоты авиации, профессионалы с большой буквы. К сожалению, мы длительное время не получали должной государственной поддержки. Это неизбежно привело к деградации инфраструктуры и авиационного парка.
     – В условиях рыночных отношений любое развитие предполагает как минимум вложение денежных средств. Авиационная отрасль традиционно весьма затратная...
     – В настоящее время мы делаем ставку на самофинансирование – выполняем большой объём авиационных работ в интересах экономического комплекса Российской Федерации, привлекаем инвестиционные ресурсы. Главный объект инвестиций – инфраструктура аэроклубов ДОСААФ, создание необходимых условий для базирования и обслуживания малой авиации, которая сегодня интенсивно развивается. Мы обоснованно рассчитываем, что экономическая активность позволит нам не только сохранить авиационную организацию, но и создать предпосылки для роста.
     – Когда, на ваш взгляд, руководители и персонал авиационной составляющей Оборонного общества увидели наконец «свет в конце тоннеля»?
     – Это было в конце 2009 года. Именно с этого времени организация начала меняться качественно, чему предшествовали принципиальные для нас решения, принятые на самом высоком уровне. 28 ноября вышло 973-е постановление Правительства РФ о преобразовании РОСТО (ДОСААФ) в ДОСААФ России. На государственном уровне было подтверждено, что такая организация нужна, что у неё нет альтернативы, что только она способна полноценно готовить граждан к военной службе, практически заниматься военно-патриотическим воспитанием через авиационные и технические виды спорта. Сегодня у ДОСААФ России хорошие перспективы развития.
     – Что вы подразумеваете, когда говорите о развитии?
     – Прежде всего перенастройку деятельности наших авиационных организаций. Она уже завершена. Мы создали нормативно-правовую базу и взяли курс на масштабное выполнение авиационных работ. Это во многом улучшило финансово-экономическое положение и создало предпосылки для развития в русле решения уставных задач.
     Сегодня у нас снова появилась возможность выделять средства на поддержку влюблённых в небо юношей и девушек, которым не по карману заниматься авиационными видами спорта. Масштабы такой деятельности пока скромны, но они с каждым годом будут расти.
     – Вы упомянули о нормативно-правовой базе. Какими основными документами вы руководствуетесь?
     – Уставом ДОСААФ России, который был принят на I Внеочередном учредительном съезде в декабре 2009 года. А фундаментом деятельности организации в новом формате стало уже упомянутое выше 973-е постановление правительства.
     – Как понимать общественно-государственный статус ДОСААФ России?
     – Такой формат для нас означает то, что, являясь по сути общественной организацией, мы выполняем очень важные государственные задачи, которые определены для нас правительством. К сожалению, федерального закона об общественно-государственных организациях пока нет. Но мы активно, в том числе и на уровне Государственной Думы, выступаем за его создание и принятие. Ведь сегодня мы уже выросли из формата только общественной организации. Отсутствие федерального законодательства, которое регламентирует характер деятельности общественно-государственной организации, оставляет нас за пределами правового поля, что существенно ограничивает наши возможности. Поэтому мы обоснованно рассчитываем на уточнение нормативно-правовой базы и принятие федерального закона об общественно-государственных организациях. Над этим сейчас работаем, и надеюсь, что в ближайшее время такой закон будет принят.
     – Каким стал 2011 год для авиационного комплекса ДОСААФ?
     – 2011 год был для нас удачным. Впервые за многие годы мы направляем в авиационные организации летательные аппараты и парашютную технику. Подчёркиваю, впервые. Они были закуплены на субсидии, которые мы получаем от Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. Это позволит укомплектовать авиационной техникой наш Центральный аэроклуб, на базе которого тренируется сборная команда страны по самолётному спорту. Сейчас наши спортсмены проводят тренировки на аэродроме Дракино под Серпуховом. Туда мы направим один Су-26 и два Су-31.
     В Подмосковье есть прекрасный аэродром Ступино. Распоряжением правительства он обозначен как аэродром двойного базирования. Сегодня ведутся переговоры с Министерством обороны о возможности разместить там часть нашего Центрального аэроклуба.
     – Как помогает авиационному комплексу Оборонного общества Министерство обороны?
     – Ещё раз повторю, что основной источник финансирования авиационного комплекса ДОСААФ – это выполнение авиационных работ. Министерство обороны в 2010-2011 годах выделило нам 15 самолётов Л-410 и более 30 вертолётов различной степени лётной готовности. Мы получаем определённое количество финансовых средств от Минобороны, которые направляются преимущественно на подготовку граждан по военно-учётным специальностям для Вооружённых Сил.
     – А парашютно-десантная подготовка?
     – Что касается авиационного комплекса, и в частности подготовки призывников для Воздушно-десантных войск, то пока Министерство обороны такой задачи нам не ставит. ДОСААФ может готовить специалистов и для ВДВ, и для ВВС. В недалёком прошлом (до 2006 года) ряд наших авиационных организаций, в частности Вяземский авиационный учебный центр, выполнял задачи в интересах Минобороны. В Вязьме готовили лётный состав по программе повышения классной квалификации.
     Мы рассчитываем, что по мере актуализации проблем подготовки допризывной молодёжи к службе в армии такие задачи перед ДОСААФ будут поставлены. Новый облик армии подразумевает службу по призыву в течение одного года. Это накладывает более высокие требования к призывному контингенту, направляемому в войска. При таком сроке службы по призыву Вооружённые Силы не могут и не должны готовить специалистов непосредственно в войсках. На это просто нет времени. Я думаю, что объём задач, которые решает ДОСААФ по подготовке допризывников, будет возрастать. Могу ответственно заявить, что авиационный комплекс Оборонного общества готов к решению таких задач.
     – Расскажите об авиационной технике, закупленной для тренировок сборной России.
     – Это самолёты Су-26, Су-31, «Экстра», планер и около 400 образцов парашютной техники, которая направлена в наши авиационные организации.
     – Какова сегодня структура авиационного комплекса ДОСААФ?
     – Это авиационные организации, аэроклубы, два авиационных ремонтных завода – один в Балашихе, другой в городе Шахты Ростовской области. С прицелом на будущее мы начали формировать перспективные структуры. Уже реализован пилотный проект авиационного учебного центра на базе аэроклуба «Аэроград Коломна». Полагаю, что сеть таких учебных центров будет расти и развиваться.
     В настоящее время на территории России мы имеем 116 авиационных организаций. В обозримом будущем их станет меньше. Но не за счёт расформирования, а за счёт укрупнения, совместного пользования инфраструктурой.
     – Какие ещё важные события произошли в 2011 году? Чем он знаменателен?
     – 2011 год, несомненно, стал годом развития. Это видно по росту показателей в основных видах деятельности. Общий налёт составил более 30 тысяч часов. По сравнению с прошлым годом рост на 5 тысяч. В этом году выполнено рекордное количество прыжков с парашютом – около 300 тысяч. Впервые за долгие годы началась подготовка пилотов. Открыт Коломенский авиационный учебный центр. Мы приступили к подготовке частных пилотов для гражданской авиации.
     В ряду спортивных достижений – победа на чемпионате мира в Италии сборной команды по самолётному спорту, которая традиционно тренируется на базе нашего Центрального аэроклуба. И мужская, и женская команды стали чемпионами мира. Наши спортсмены победили и в личном зачёте. У мужчин – Михаил Мамистов, у женщин – Светлана Капанина.
     В парашютном спорте тоже есть знаковое и важное для нас достижение – построение «большой формации» – 201 человек. Рекорд России зафиксирован на базе аэроклуба ДОСААФ «Аэроград Коломна» в августе этого года.
     Всё это свидетельства начала роста, развития. И ещё один, возможно, самый важный показатель – впервые за долгие годы к нам пошла молодёжь, которая с удовольствием занимается авиационными видами спорта, хочет получить интересную авиационную профессию.
     – Во времена СССР молодой человек приходил в аэроклуб, затем на аэродром, совершал прыжок с парашютом бесплатно. После трёх прыжков ему присваивали третий спортивный разряд и выдавали свидетельство парашютиста. Сегодня такое возможно? Или теперь всё на платной основе?
     – Бесплатных возможностей сегодня, как я уже говорил, немного. Наши авиационные организации бюджетного финансирования не получают. Чтобы предоставить услугу, а тем более бесплатную, они сначала должны заработать деньги. Но вот деньги заработали, что дальше? А дальше нужно их разумно потратить. В современных условиях это означает первоочередное финансирование поддержания исправности и технической годности авиатехники. Если не будет исправных самолётов и квалифицированного персонала, не будет и авиационной деятельности.
     Многие наши авиационные организации уже не первый год привлекают в аэроклубы юношей и девушек, которые совершают прыжки с парашютом бесплатно. Как это работает?
     Активно взаимодействуя с распорядителями региональных бюджетов, наши организации создают лагеря военно-патриотического воспитания. На лагерных сборах в течение месяца юноши и девушки проходят военно-историческую, страноведческую и парашютную подготовку. По окончании совершают 2-3 прыжка с парашютом. Это важное направление военно-патриотической работы, которое, я надеюсь, будет развиваться. Потому что параллельно мы решаем важную социальную задачу по программе «Трудный подросток». Статистика говорит, что до 90 процентов «трудных» подростков, которые имели приводы в милицию (полицию), проблемы с законом, после занятий в наших аэроклубах в прежнюю неблагополучную среду не возвращаются. Кстати, именно из таких ребят, как показывает практика, нередко вырастают выдающиеся спортсмены.
     – Расскажите об основных проблемах, с которыми вы сталкиваетесь.
     – Главная проблема, безусловно, финансирование. Поэтому сегодня мы ставим на первое место финансово-экономическую стабильность наших организаций. Вторая проблема – кадровая. Многие люди работают в авиационных организациях ДОСААФ ещё с советских времён. Мы нуждаемся в молодых, перспективных профессионалах.
     При подготовке кадров для наших авиационных организаций мы делаем ставку на молодёжь. Молодой человек получает необходимые теоретические знания, налёт. Затем ему присваивается квалификация пилота, после чего его зачисляют в штат на должность лётчика авиационной организации ДОСААФ.
     Недавно мы начали подготовку гражданских пилотов по нормативам Росавиации. Наши организации, получившие соответствующие лицензии, после теоретического курса и лётной подготовки в объёме 42 лётных часов выдают пилотские свидетельства. Масштабы этой работы будут только расти. Будущие пилоты сегодня охотно идут в наши авиационно-учебные центры.
     – Вы перечислили знаковые события в авиационном комплексе ДОСААФ. А могли бы вы назвать, скажем так, человека года? Кто, на ваш взгляд, достоин такого звания?
     – Я не стану называть отдельного человека. Назову несколько фамилий и несколько организаций, которые действительно являются нашими маяками. В первую очередь «Аэроград Коломна», которым руководит Роман Леднёв, Мензелинский филиал Центрального аэроклуба Татарстана, где фактическим руководителем является Сергей Серендеев. Я бы назвал в числе лучших созданный в этом году Сибирский парашютный клуб, возглавляемый Андреем Барабашем, Самарский аэроклуб под началом Геннадия Черковского и, конечно же, Центральный аэроклуб, начальником которого является Гарри Георков. Вот те, кто сегодня эффективно решает практические задачи.
     Особо отмечу нашу организацию в городе Куртамыш Курганской области. Территориально и административно она привязана к районному центру с населением менее 20 тысяч человек. Понятно, что у местной организации ДОСААФ, мягко говоря, не такие богатые возможности, как у тех, кто базируется вблизи мегаполисов. Однако это не мешает руководству аэроклуба успешно решать задачи как военно-патриотического воспитания, так и чисто экономические. Возглавляет организацию Александр Стенников.
     – Каковы перспективы и направления развития авиационного комплекса в обозримом будущем?
     – Перспективы, уверен, благоприятные. Говоря о направлениях, выделю следующие. Это развитие авиационно-технических видов спорта, увеличение масштабов и расширение перечня авиационных работ в интересах экономики Российской Федерации, подготовка лётного состава для решения кадровых вопросов Оборонного общества, подготовка лётчиков для гражданской авиации.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex