на главную страницу

11 Января 2012 года

Ворота в космос

Среда

Версия для печати

Три века на службе Отечеству

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
  Фото автора.



Далеко не каждый вуз имеет такую историю: 16 января Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (ВКА) отмечает 300-летие. Хотя по большому счёту речь о юбилее общероссийского масштаба. Ведь с основания в 1712 году Петром I Инженерной школы в Москве началось формирование всего отечественного инженерного образования. Именно на это в начале беседы с корреспондентом «Красной звезды» обратил внимание начальник академии генерал-майор Станислав СУВОРОВ.

     - Действительно, история академии - это летопись становления инженерного образования в России. Не случайно к юбилею мы издали уникальный труд авторского коллектива учёных «Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского: исторические предшественники (1712 - 1941)». Книга охватывает период с создания Петром I Инженерной школы в 1712 году и до начала Великой Отечественной войны. Ранее он не был в достаточной степени освещён, многие документы и иллюстрации впервые представлены широкому кругу читателей.
     Инженерная школа стала первым в России военно-учебным заведением, в котором осуществлялось политехническое обучение. Впоследствии она в 1800 году была преобразована во Второй кадетский корпус, который в начале XIX века превратился в крупнейший в стране центр по подготовке офицерских артиллерийских и инженерных кадров для русской армии. В числе его выпускников наш великий соотечественник и главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал М.И. Голенищев-Кутузов. Генералы К.Ф. Левенштерн, В.Г. Костенецкий, Л.М. Яшвиль в разное время командовали артиллерией всей русской армии. По официальным данным, из всех офицеров гвардейской, полевой и конной артиллерии, принимавших участие в боевых действиях в Отечественной войне 1812 года, около 70% были выпускниками Второго кадетского корпуса.
     После Октябрьской революции 1917 года в зданиях бывшего 2-го кадетского корпуса были размещены два военно-учебных заведения ВВС - Военно-техническая школа и Военно-теоретическая школа Красного Воздушного Флота. В учебных заведениях готовили офицеров для Военно-воздушных сил Красной Армии. В разные годы выпускниками школы стали прославленные авиаторы Герои Советского Союза А.В. Ляпидевский, Н.П. Каманин, Г.Ф. Байдуков, В.А. Коккинаки, М.Т. Слепнёв.
     Приказом народного комиссара обороны СССР № 0812 от 27 марта 1941 года на базе школ Красного Воздушного Флота была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны только в 1941 году академия успела сделать три выпуска и дать фронту 246 квалифицированных инженеров, а всего за годы войны академия подготовила около 2 тысяч военных авиационных специалистов. Девять выпускников академии в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза.
     19 марта 1955 года приказом министра обороны СССР Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии присвоено имя Александра Федоровича Можайского. В 1960 году она начала подготовку офицеров-специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники.
     Мы гордимся историей вуза и эту гордость стремимся воспитывать у нынешнего поколения курсантов. Наши выпускники - это офицеры, инженеры и патриоты своей Родины. Историческая и научная база предшественников - тот фундамент, на котором строится разноплановая работа с курсантами в течение пяти лет учёбы. Сегодня академия осуществляет полную военно-специальную подготовку офицеров на девяти факультетах по 39 военным специальностям и 1 специализации.
     - Каковы приоритетные направления развития академии сегодня?
     - Таких направлений несколько. Прежде всего продолжается работа по приведению академии к новой организационной структуре - здесь ещё предстоит немало сделать. Совершенствуем образовательную деятельность: укрепляем фундаментальность академического образования за счёт его соединения с научной работой. Речь о полноценном вхождении ВКА им. А.Ф. Можайского в состав научно-исследовательских учреждений, осуществляющих научное сопровождение опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа. Это в том числе позволит обеспечить опережающий характер образования за счёт качественной подготовки самих преподавателей, знания ими того, что будет поставляться в войска в перспективе.
     - Думаю, тут уместно сказать о том, что в структуре академии находится Военный институт (научно-исследовательский). Какова его роль и какие задачи перед ним поставлены?
     - Все ранее разрозненно существовавшие научные подразделения академии с 15 июля 2009 года были объединены в Военный институт (научно-исследовательский). Основа научного потенциала ВИНИ - 31 доктор и 115 кандидатов наук. Коллектив института занимается выпуском научно-технической продукции по актуальным и перспективным направлениям исследований. Их эффективность обусловлена не только упомянутой выше кадровой составляющей, но и уникальными образцами лабораторно-экспериментальной и моделирующей базы. В их числе - радиолокационный измерительный комплекс «Цунами-3», комплексная самолётная лаборатория «ФОТОН», экспериментальный баллистический стенд и т.д.
     Причём проводимые исследования и вся работа ВИНИ в целом тесно увязаны с образовательной деятельностью академии. В частности, это позволяет актуализировать знания преподавателей - они чётко представляют, что ждёт выпускников в войсках через несколько лет, и с учётом этого строят учебный процесс.
     Кроме того, преподавательский состав, как это и предписано руководящими документами, тоже активно занимается научной работой. И здесь тесный контакт с сотрудниками ВИНИ на пользу общему делу: есть возможность совместно решать конкретные задачи и вносить определённый вклад в те или иные исследования. Иными словами, максимально эффективно используется весь научный потенциал академии.
     При этом, когда научная работа предполагает командировки на учения или на промышленные предприятия, туда выезжают и преподаватели. И отнюдь не в роли сторонних наблюдателей, а выполняют совершенно конкретные должностные обязанности. То есть преподаватели получают опыт, который впоследствии передают курсантам. Только такая форма объединения науки и образования позволяет обеспечивать полноценное образование будущих офицеров.
     - Практические навыки отрабатываются и на полевой учебно-материальной базе академии. Она тоже развивается?
     - Безусловно. База обеспечения учебного процесса во Всеволожском районе Ленинградской области позволяет проводить практическую подготовку курсантов и слушателей по оперативно-тактическим, тактико-специальным, военно-техническим, военно-специальным и общевоенным дисциплинам по всем установленным для академии специальностям подготовки в объёме действующих учебных планов и программ, а также обеспечивает проведение смежных научных исследований.
     База оснащена рабочими местами учебных боевых расчётов подготовки и пуска РКН и управления космическими аппаратами, испытательным полигоном, тактическим учебным полем, войсковым стрельбищем, химическим учебным городком, общевойсковой и штурмовой огневой полосами препятствий, сооружениями и полигонами по правилам и мерам безопасности, спортивным городком с футбольным полем и беговыми дорожками. Общая площадь базы более 900 гектаров. Она постоянно поддерживается в работоспособном состоянии и обеспечивает требуемую пропускную способность для качественной отработки задач практического обучения слушателей и курсантов в отведённое учебным планом время.
     - Академия занимается переподготовкой офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Что можно сказать об этом направлении работы?
     - Факультет переподготовки и повышения квалификации в прошлом году отметил 70-летие: он был создан 29 июня 1941 года на основании директивы Генерального штаба Красной Армии как трёхмесячные курсы подготовки инженеров. За многие годы существования это подразделение претерпело множество изменений и реорганизаций, в результате которых 1 сентября 2009 года был создан факультет переподготовки и повышения квалификации с новой штатной структурой.
     Переподготовка офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой проводится по 11 специальностям, повышение квалификации специалистов из войск - по 85. Кроме того, на факультете занимаются профессиональной переподготовкой увольняемых военнослужащих.
     Приведу некоторые цифры. За время существования факультета (академических курсов) здесь прошли переподготовку и повысили квалификацию более 20 тысяч специалистов. Повышение квалификации специалистов видов и родов войск в 2009-2011 годах прошли 802 офицера. Профессиональную переподготовку получили 969 увольняемых в запас военнослужащих.
     - Насколько успешно в академии идёт подготовка сержантов - специалистов со средним военно-специальным образованием?
     - Это направление работы с самого начала не вызывало у нас беспокойства - трудностей тут не предвиделось. Практика подтвердила ожидания: мы провели два набора, молодые люди шли к нам довольно охотно. Сегодня можно сказать, что система подготовки этой категории курсантов отлажена. В 2013 году состоится первый выпуск, и, уверен, в войска мы направим всесторонне подготовленных специалистов.
     - Не секрет, что поступление в Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского - мечта многих молодых людей. Будет ли осуществляться приём в нынешнем году?
     - Как вы знаете, в своё время состоялось решение высшего военно-политического руководства о приостановке приёма на два года. Этот период закончился, поэтому готовимся летом набирать первый курс.
     - Если говорить о выпуске лейтенантов в 2011 году, то все они были назначены на должности?
     - Да, все они получили назначения - мы отслеживали ситуацию по каждому человеку. Причём именно на офицерские, а не на сержантские должности. Это ещё одно свидетельство востребованности наших выпускников. При том, что дипломы получили 838 лейтенантов, в том числе 13 окончили академию с золотой медалью, 86 получили диплом с отличием.
     - Знаю, что ВКА им. А.Ф. Можайского поддерживает связь с войсками и вы имеете достаточно полную информацию о становлении молодых офицеров. Как в целом характеризуется уровень их подготовки?
     - Сразу оговорюсь, что мы здесь опираемся на вполне объективные данные - есть отработанная форма получения информации о качестве подготовки выпускника вуза. Такой документ приходит в академию после года службы молодого офицера. Так что командиры и начальники могут дать вполне обоснованную характеристику качеству подготовки лейтенанта. Ежегодно мы рассматриваем поступившие отзывы - это плановая работа. Если коротко, то качество подготовки специалистов, выпущенных из стен ВКА им. А.Ф. Можайского, остаётся традиционно высоким.
     Нам приятно, что выпускников академии уважают и ценят в войсках за фундаментальные знания и высокие деловые качества. Им свойственна высокая внутренняя культура - ведь они учились в Санкт-Петербурге. Частенько навещая альма-матер, выпускники благодарят преподавателей и командиров, а мы гордимся, что продолжаем готовить специалистов, за которыми космическое будущее России.
     На снимках: в музее академии; генерал-майор Станислав СУВОРОВ; трудные километры марш-броска; главный корпус академии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex