на главную страницу

11 Января 2012 года

Офицеры россии

Среда

Версия для печати

На стыке трёх стихий

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда». Фото автора.



Вообще-то капитан Игорь Козулин человек не сентиментальный. Наверное, сказывается несколько иное воспитание, в большей мере замешанное на принципах суровой жизни морского пехотинца. Но когда командир роты обнял последнего из первой партии увольняемых в запас матросов, комок в горле у него встал. Ротный помнил каждого из провожаемых новобранцев годичной давности. С виду те же лица, только чуточку возмужавшие, но по сути – это совсем другие парни. Капитан не просто прощался со своими моряками, он словно отрывал частицу собственной жизни размером в 365 дней, которую вложил в этих, теперь уже выпестованных и проверенных службой бойцов морской пехоты.

     – Чемпионат роты по марш-броску в составе взводов объявляю открытым, – капитан Игорь Казулин оглядел строй новобранцев, заранее по опыту зная, что треть из них до финиша не дойдет. – Зачёт по последнему.
     Традиция морской пехоты – командир, как и все, с полной выкладкой – впереди подразделения. Выносливость джейрана – это ещё с курсантской поры взвода морпехов Дальневосточного командного общевойскового училища. Методический принцип «Делай, как я!» стал привычкой уже за время службы в батальоне морской пехоты Черноморского флота. Этот первый марш-бросок нового набора для ротного был ещё и своеобразным психологическим тестом, позволяющим определить бойцовский потенциал каждого новобранца. Это уже потом три часа ежедневных занятий по физподготовке, с кроссами, отработкой приёмов рукопашного боя, силовыми упражнениями, постоянные попутные тренировки станут для матросов привычными, расправят их плечи, превратят мышцы в упругие пружины. На четвёртом месяце службы оценка «удовлетворительно» по физподготовке не будет удовлетворять моряков роты.
     Подразделения в батальоне морской пехоты комплектуются по призывам. Прошлой осенью «молодой» ротой была первая – капитана Козулина. На всё про всё вкупе с курсом молодого бойца у него было три месяца, чтобы флотские тельняшки по-настоящему прикипели к душам этих очень разных парней и чтобы они достойно могли представить батальон на межвидовых тактических учениях.
     24 часа в сутках – это досадно мало, чтобы успеть за год выковать из субтильного представителя поколения pepsi волевого и грозного для врага матроса морской пехоты. Вот и сетуют офицерские жёны, что дети месяцами не видят своих отцов, а мужские хозяйские хлопоты им приходится брать на себя. Свой семейный тыл профессионалы морской пехоты, конечно, ценить умеют, но интересы службы для них – превыше всего. Может быть, именно поэтому значительная часть прибывающих из военкоматов контрактников не выдерживает в батальоне испытательного срока. Нагрузки профессионалов морской пехоты далеко не каждому по плечу. Повышение с начала наступающего года денежного довольствия в разы уже оживило приток желающих служить по контракту. Но в батальоне морской пехоты на это есть своя точка зрения: традиции «чёрных беретов» в рублёвый эквивалент не конвертируются. Способность к самоотречению в интересах службы денежный оклад не формирует. Безусловно, он поддерживает достоинство военного профессионала. Но далеко не каждый способен стать настоящим профи морской пехоты. Поэтому и отбор кандидатов будет очень строгим. «Человеческий фактор» у морпехов традиционно измеряется качественными, а не количественными показателями. И если, к примеру, наводчик-оператор боевой машины матрос Евгений Коробейченко подписал контракт на продление службы, то капитан Игорь Козулин уверен, что в роте теперь есть не просто мастер меткого выстрела, но и инструктор по подготовке новичков в этой весьма важной для подразделения боевой специальности.
     А пока младших командиров отбирают и экстренно готовят в ротах. Работа эта сложнейшая, но окупается она сплочённостью отделений не только на полях учебных боёв, но и в повседневном укладе службы. И здесь, как считает ротный, особенно велика роль старшины подразделения. Старший прапорщик Евгений Капуста – морской пехотинец, что называется, до мозга костей. Командирских качеств в нём – кладезь.
     – Два в одном, – говорит о старшине ротный. – Он как бы мой надёжный заместитель и по тылу, и по воспитательной работе. Кроме того, это ещё и живой свод традиций морской пехоты.
     Командир батальона подполковник Олег Ковалев так комментирует нынешнюю ситуацию в учебном процессе:
     – Непросто, конечно, за 12 месяцев подготовить настоящего бойца морской пехоты. Но если сам матрос и его командиры будут ценить каждую минуту учебного времени, то и этот год даст результат, вполне сопоставимый с тем, что достигался за былые два года.
     – Перевод караульной службы военного городка в ведение военизированной охраны дал нам дополнительное время для учебных занятий в объёме до десяти процентов. Казалось бы, подумаешь, прачечное обеспечение. Но когда у командира и старшины роты по этому поводу не возникает никаких проблем, они больше внимания могут уделить боевой подготовке и индивидуальной работе с матросами. Буквально на днях матросская столовая переходит на обслуживание специализированной гражданской компанией, значит, наряд по столовой тоже отпадает. А это дополнительные возможности в подготовке наших бойцов, – считает капитан Игорь Козулин.
     Бойцы его роты на втором периоде службы уже получили опыт ротных тактических учений с боевой стрельбой как днём, так и в ночных условиях. Их уровень физической подготовки, «обкатка» морально-психологическими нагрузками полигона и выходами в море заложили прочный стержень надёжности подразделения. И именно морякам этой, так сказать, «служивой» роты доверялось несение боевой службы в составе противодиверсионных групп на кораблях в море. Совсем недавно вернулась из морского похода такая группа во главе с сержантом контрактной службы Михаилом Выходцевым. На роту в первую очередь ложилась ответственность и за сопровождение грузов в составе круглосуточных караулов. Первая рота вкусила самую солёную горбушку морпеховского хлеба полигонных будней, готовясь к тактическим учениям сначала с высадкой с десантного корабля на побережье, а затем в составе вертолётного десанта. Не зря о морских пехотинцах говорят, что они – бойцы трёх стихий. Но чтобы стать таковыми, должно быть пролито немало пота как наставников, так и самих обучаемых. Наука возмужания теоретической не бывает.
     – Год службы сделал меня совсем другим человеком, – поделился перед увольнением в запас своими откровениями матрос Дмитрий Аркалов. – Рота морской пехоты – это университет бойцовского становления. Она научила меня правильно оценивать на весах совести понятия «должен» и «хочу», а без этого не может быть настоящего мужчины. И я благодарен судьбе, что мне довелось служить с такими морпехами с большой буквы, как мои командир и старшина роты.
     Скоро капитан Игорь Козулин будет стоять перед строем нового набора роты. Та же неуклюжая мальчишеская угловатость, тревога и неуверенность в глазах – новобранцы они и есть новобранцы. Им ещё предстоит постичь нелёгкую практику возмужания в школе морской пехоты. А для командования роты всё начнётся сначала: и «чемпионатские» марш-броски, и боевая заточка каждого, непохожего на другой матросского характера, стрельбы, тренажёры, продуваемые всеми ветрами и нещадно палимые южным солнцем полигоны, учения с высадкой в морской прибой. Это и есть будни профессионалов морской пехоты. А по сути – их жизнь. Для двух командиров взводов лейтенантов Даниила Мупкина и Дмитрия Джигиря это будет ещё и первый год офицерского становления. После окончания военных вузов им тоже предстоит постигать многое из практики службы «чёрных беретов». По тому, как горят глаза командирским вдохновением у лейтенантов, командир роты делает вывод, что всё у них получится, как говорится, «по сжатому нормативу».
     Традиции первой роты капитана Игоря Козулина – это проекция выверенных годами и кровопролитными боями традиций всей морской пехоты. Тысячу раз преодолеть своё «не могу», научиться на втором, третьем дыхании выполнять поставленную перед тобой задачу, понять главенство понятия «мы» над любимым «я» – это и есть главные уроки в школе морской пехоты. Есть в ней и другие, не менее сложные бойцовские науки – владеть всем оружием роты, если надо, уметь драться и без него, и оружием противника, уничтожать врага и выживать самому даже малыми силами в невообразимой кутерьме боя. Лишь постигнувший эту науку моряк способен своими действиями в любой обстановке реализовать девиз морской пехоты: «Там, где мы, там победа!»
     На снимках: капитан Игорь КОЗУЛИН и его подчинённые на полевых занятиях; сержант контрактной службы Михаил ВЫХОДЦЕВ (слева) проводит тренировку со снайпером матросом Дмитрием АРКАЛОВЫМ; лучший гранатомётчик роты матрос Виктор ПАНФИЛОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex