11 Января 2012 года |
Эхо войны |
Среда |
|
||
Международная подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» вот уже восьмой год занимается поиском и обследованием подводных «братских могил», которыми стали затонувшие в годы Второй мировой войны суда и боевые корабли. Этот поисковый проект Российской подводной федерации и Российского Географического общества под патронатом Комитета по делам ветеранов Государственной Думы РФ при поддержке Министерства обороны и Главного командования ВМФ преследует несколько целей: во-первых, дайверы стараются не просто открыть объект времён Великой Отечественной войны на дне моря, но и найти документы, по которым можно было бы идентифицировать имена погибших на нём моряков, во-вторых, участники экспедиции выступают против так называемых «подводных чёрных копателей», поднимающих со дна раритеты для продажи.
- Наша главная задача - установление точных координат гибели экипажей советских кораблей и подводных лодок, - рассказывает руководитель проекта Константин Богданов, - и, как следствие, проведение идентификации и сокращение списков моряков и солдат, числящихся пропавшими без вести. А ещё - создание на побережье Чёрного моря и других морей мест поминовения военнослужащих, отдавших свои жизни за Родину. Устанавливая мемориальные таблички и памятные знаки на советские корабли, навсегда оставшиеся в глубинах Чёрного моря, поисковики-аквалангисты подтверждают, что никто из героев Великой Отечественной не забыт. Кроме того, своими находками им удаётся приоткрыть некоторые неизвестные события тех лет. Так, в ходе экспедиции, посвященной 100-летию подводного флота России, была идентифицирована подводная лодка, затонувшая недалеко от острова Змеиный. Ею оказалась Щ-212. Другим результатом работы экспедиции было обнаружение места гибели советского штурмовика Ил-2. Дайверы Сумбат Александров и Александр Литтиг работали под водой уже больше двух часов, когда на экране прибора появилась небольшая отметка. Опустившись на дно, они не поверили своим глазам: из сумрака вдруг появился силуэт угловатой кабины самолёта, плавные обводы фюзеляжа, винт, крылья. Следующие дни работы на самолёте показали, что штурмовик Ил-2 лежал на дне моря практически в музейном состоянии. Были видны крылья с пулемётами, местами даже заводская покраска, сохранились элементы управления и хвостовые горизонтальные рули. Даже пулемёт стрелка, лакомая добыча любого «любителя раритетов», а проще говоря, мародёра, оказался на своём штатном месте. Значит, поисковики оказались на этом объекте первыми. И теперь их задачей было провести фото- и видеосъёмку. А вот что рассказал об обследовании одного из катеров класса «малый морской охотник», погибшего в районе мыса Мысхако во время обороны Малой земли, участник погружений Юрий Шалимов: - В ходе экспедиции мы уже привыкли к тому, что бортовой номер судна и имена членов экипажа зачастую приходится восстанавливать по косвенным данным. Поэтому, когда при изучении останков рубки морского охотника среди обломков показались страницы судовых документов, эмоции от находки захлестнули нас через край. Здесь вся история боевого корабля. Невероятной казалась находка на фоне следов пожара на борту. Однако мощный взрыв на корме потопил катер в считаные минуты. Судовые документы обгорели, но оставшейся части было достаточно для восстановления данных о погибшем судне и судьбе экипажа. В канун годовщины освобождения Новороссийска от немецких войск на тральщике Новороссийской военно-морской базы в море вышли родственники членов экипажа погибшего в 1943 году катера СКА-098 - командира «охотника» лейтенанта Виктора Шпанько и матроса Алексея Дикарёва. И вот вместе с дайверами экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» и ветеранами Малой земли потомки героев опустили венки и цветы на воду над тем местом, где на дне моря лежит катер СКА-098. Потом торжественная церемония продолжалась уже на глубине 40 метров: аквалангисты осуществили погружение к погибшему катеру и установили на нём памятные таблички и венки. Всего же в ходе поисковых работ в Цемесской бухте было обнаружено пять катеров класса «малый морской охотник», погибших в годы войны. В рамках экспедиции ведётся работа по увековечению памяти экипажей советских подводных лодок, погибших в годы Великой Отечественной войны у берегов Болгарии. Всего за годы войны здесь погибло пять лодок. Из них две - Щ-204 и Щ-211 - были найдены водолазами Черноморского флота. Аквалангисты экспедиции на глубине 60 метров идентифицировали Л-24, погибшую в 1942 году у мыса Шабла вместе с 57 членами экипажа. Были открыты верхний и нижний рубочные люки, проведена видеосъемка внутренних отсеков лодки и поиски судовых документов. После окончания исследований люки были задраены и лодка официально объявлена братской могилой. В присутствии представителей МИД России и аппарата правительства Болгарии на корпусе лодки была установлена мемориальная табличка с именами членов экипажа Л-24, на воду спущены венки от имени правительств двух стран. Найдены и оповещены родственники некоторых членов экипажа лодки. В 2010 году к нашим поисковикам в установлении места гибели другой подлодки - С-34 - присоединились и болгарские аквалангисты. В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась. Тогда же южнее болгарского города Сазополя море вынесло тела двух советских моряков в гидрокостюмах. На борту С-34 в последний поход вышло 48 членов экипажа. Благодаря сотрудничеству с одним из ведущих разработчиков отечественного гидроакустического поискового оборудования - НИИ им. Тихомирова - в ходе экспедиции удалось обследовать порядка 300 квадратных километров у мыса Эмине в районе предполагаемого места гибели подводной лодки. При этом были обнаружены предположительно фрагменты кораблей более раннего исторического периода, что стало отправной точкой работы экспедиции в 2011 году. Благодаря совместной работе болгарских, российских, белорусских и украинских историков и дайверов удалось установить, что обломки одного из обнаруженных кораблей относятся к временам Первой мировой войны. И действительно, погибшим кораблём оказался эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин», получивший свое имя в честь героя-моряка русско-турецкой войны Леонида Петровича Пущина. Участники экспедиции тщательно изучили останки эсминца. А затем большой десантный корабль Черноморского флота России «Цезарь Куников» и болгарский минный тральщик «Прибой» вышли в море. С борта российского корабля дайверы совершили погружение и закрепили на корпусе эсминца «Лейтенант Пущин» памятную табличку. В рамках экспедиции Федерацией подводного спорта России и Русским Географическим обществом были проведены памятные мероприятия и патриотические акции. Одна из таких акций состоялась в родовом имении Пущиных в белорусском селении Паричи. Начало второго этапа экспедиции 2011 года было ознаменовано мото-автопробегом, маршрут которого пролёг по территориям четырёх стран - участниц экспедиции: России, Болгарии, Белоруссии и Украины. Масштабы деятельности поисковиков-подводников экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» расширяются с каждым годом. Сегодня в реализации её планов участвуют дайверы Москвы, Татарстана, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новороссийска, Мурманска, Севастополя, Варны, Минска, учёные-историки четырёх государств. Самое главное в работе экспедиции - это то, что её подводные и мемориальные акции становятся настоящими подарками ветеранам, греют их души преданной сыновьей памятью. А для молодёжи мероприятия экспедиции становятся уроками практического патриотизма. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|