на главную страницу

11 Января 2012 года

«Адъютант его превосходительства»

Среда

Версия для печати

Эпопея продолжается

Николай ПАЛЬЧИКОВ, «Красная звезда».



Издательство «Вече» в итоге 10-летнего творческого сотрудничества выпустило в свет уже седьмой (!) роман Игоря Яковлевича Болгарина из серии «Адъютант его превосходительства». Все вместе семь томов составляют эпопею Гражданской войны на Юге Украины 1919–1921 годов. Новый роман называется «Чужая луна» и описывает события вокруг и внутри врангелевской армии и русских эмигрантов, бежавших из Крыма в Турцию.

     В 1970-м телесериал «Адъютант его превосходительства» вызвал небывалый интерес сначала у телезрителей, а потом и у читателей. При первых показах он притягивал не только любителей фильмов с напряжённой интригой, но даже преступников и выпивох. У сериала был просто триумфальный успех.
     С тех пор прошло много лет, а сериал по-прежнему показывают по разным каналам не реже двух, а то и трёх раз в год. То есть телепрокатчики понимают, что кинороман всё ещё привлекает широкую аудиторию, а значит, и рекламодатели дадут под него хорошие деньги.
     Но молодёжь вряд ли в курсе того, что буквально с первого показа «Адъютанта...» в разных местных (украинских) и даже в центральных газетах появились имена претендентов-самозванцев на образ Кольцова. К тому же появились и рецензии-претензии. Они адресовались Игорю Болгарину. Суть упрёков сводилась к тому, что автор не упомянул П.В. Макарова, который в те годы проживал в Симферополе и якобы стал прототипом Павла Кольцова.
     Этот П.В. Макаров действительно служил адъютантом у генерала Май-Маевского. А ещё он был заядлым игроком, пьяницей и, возможно, предателем. Вряд ли можно считать случайностью, что именно после его визита к двоюродному брату-подпольщику белая контрразведка вскоре арестовала весь подпольный ревком Севастополя...
     А в период НЭПа Макаров решил воспользоваться неразберихой и опубликовал свои похождения в роли генеральского адъютанта. Он представил себя публике тайным агентом ЧК, сменив «масть» прохиндея-выпивохи на «горячее сердце, чистые руки и холодную голову».
     Однако крымские большевики-подпольщики во главе с дважды Героем Советского Союза Иваном Папаниным обратились в ЦК и в другие высокие инстанции с опровержением подобных поползновений: им не хотелось видеть свои имена рядом с этим аферистом. И тогда, ещё 41 год назад, по поручению председателя Комитета партийного контроля Арвида Пельше компетентные органы подтвердили: не был П.В. Макаров ни чекистом, ни разведчиком, ни порядочным человеком. В частности, работой в архивах ВЧК-ОГПУ и проверкой личности претендента занимался полковник КГБ Коваленко, консультировавший создателей фильма.
     После этого 5 декабря 1970 года газета «Советская культура» и опубликовала открытое письмо И. Болгарина, автора сценария телефильма «Адъютант...», и Е. Ташкова, режиссёра-постановщика этого фильма. (Кстати, режиссёр Евгений Ташков известен многим по фильму «Приходите завтра», в котором рассказана история самобытной певицы Фроси Бурлаковой.)
     Тогда - 41 год назад! - авторы открытого письма с фактами в руках отвергли все претензии самозванцев и объяснили, что Павел Кольцов - образ собирательный.
     Так, белую агентуру в Киеве раскрыл и ликвидировал чекист Ф.Т. Фомин с товарищами. Они же разоблачили вражеского агента Басова, ставшего одним из руководителей штаба 1-й Украинской Красной Армии.
     Авторы указали, что есть документы, подтверждающие операцию, в результате которой был уничтожен вышедший на фронт из Новороссийска эшелон с английскими танками, вот только конкретных имён героев, осуществивших акцию, в архивах не отыскалось.
     Были отвергнуты и другие попытки, например доказать, что даже артиста Юрия Соломина якобы гримировали под неизвестного автору и режиссёру П.В. Макарова. Или что в фильм, где нет ни единого документального кадра, были вмонтированы кадры кинохроники, сохранённые этим же деятелем. (Оцените наглость претендента на славу и гонорар!)
     Итак, минуло 40 лет. И вот вместо того, чтобы поздравить и похвалить авторов замечательного фильма, чемпиона среди долгожителей по рейтингу и кассовости, телеканал «Россия-1» показывает часовую передачу «Адъютант его превосходительства. Личное дело». Уже и название-то для профессионалов странное: все «тайны» авторов и героев «Адъютанта...» раскрыты, равно как давным-давно разоблачены и напрасные потуги самозванцев на их роль. Об этом не знают лишь те, кто знать ничего не хочет или кто задумал попросту подзаработать на лжи.
     Например, телеинтервью режиссёра Евгения Ташкова - с претензиями в адрес автора сценария «Адъютанта...», где он отстаивает... права упомянутого самозванца. Может, г-н Е. Ташков запамятовал, что был соавтором того самого открытого письма в «Совкультуре» и доказывал обратное?
     Вот только в данном случае «дежа вю» не просто напоминает смешную комедию о неудачах киллера американской мафии в молодой Советской России. Странные, мягко говоря, провалы в режиссёрской памяти здесь скорее диагностируют не склероз, а поражение совести и сознания меркантильной интоксикацией.
     Не меньшее удивление вызывают и авторы телепередачи, а также редакторы канала. Они-то, профессионалы, почему не поинтересовались исходными материалами? Почему они, акулы микрофона и телекамеры, доверились тающим в эфире словам г-на Е. Тишкова? (Разве что сами захотели обмануться и других ввести в заблуждение). В дискуссии, какой бы ни была её цель, самым весомым аргументом служат семь томов-кинороманов эпопеи «Адъютант его превосходительства», написанные одним и тем же человеком - Игорем Яковлевичем Болгариным. (Первые два тома написаны в соавторстве с Георгием Северским, автором идеи сценария и прототипом сына полковника царской армии Юры.)
     Напомним читателям, что же написал Игорь Болгарин (кроме сценариев к 60 фильмам, среди которых - «Девять жизней Нестора Махно», «Дума о Ковпаке», «На графских развалинах», «Полумгла» и т.д.). Итак, серия «Адъютант...»
     Книга первая, «Под чужим знаменем». 1919 год. Войска Деникина, как волны, захлёстывают Украину, рвутся к Харькову, Киеву, Орлу... И в это время у генерала Ковалевского появляется новый адъютант - капитан Павел Андреевич Кольцов. Думаем, вряд ли среди читателей нашей газеты найдётся человек, который не знал бы до деталей и эпизодов все перипетии сериала «Адъютант...»
     Книга вторая, «Седьмой круг ада». К сожалению, она не смогла быть сразу экранизирована, а между тем события книги (как и всё, написанное Игорем Яковлевичем Болгариным, - это готовый киносценарий для сериала) просто просились на экран.
     ...После уничтожения Кольцовым эшелона с английскими танками его бросают в каземат севастопольской крепости. В камере-одиночке он из месяца в месяц, сутками напролёт, каждый час ожидает исполнения приговора о смертной казни. В течение суток бряцает тяжёлыми ключами охранник и заключённый не знает, то ли это несут ему воду и пищу, то ли сопровождают важного посетителя из окружения Врангеля, то ли это вместе с охранником идёт палач...
     В это же время в Петрограде и Москве чекисты думают о вариантах его спасения. В итоге Кольцова обменивают на мать барона Петра Врангеля, попутно уничтожая белое подполье в Петрограде и в Москве. Однако на этом испытания смертельными опасностями для Кольцова не заканчиваются: по возвращении он попадает в армию Махно.
     Этому посвящена книга третья, «Милосердие палача». Кольцов встречается с батькой гуляй-полевских анархистов, которые не очень жалуют пленных комиссаров. Однако судьба милостива к чекисту. Более того, познакомившись с начальником махновской контрразведки Лёвой Задовым, Кольцов налаживает с ним взаимовыгодные отношения - как для махновцев, так и для красных - для совместной борьбы против белых.
     А между тем дороги Гражданской войны разводят Старцева, Наташу, Красильникова, Юру. Совершенно неожиданный путь выбирает и полковник Щукин...
     Книга четвёртая, «Багровые ковыли». Это роман об одной из самых драматичных страниц Гражданской войны - боях под Каховкой. Там судьба по-шекспировски сводит явных и непримиримых врагов: комиссара ЧК Павла Кольцова и белого генерала Слащёва. Первому выпало взять на себя исполнение обязанностей командира полка, занявшего оборону в монастыре. Кроме красноармейцев там находятся пленные, среди них - боевая подруга Слащёва «юнкер Нечволодова», ожидающая ребёнка. Генерал лично прибывает ночью в монастырь, чтобы предложить красному командиру обмен: он остаётся в плену, его беременную жену отпускают. Кольцов отпускает их обоих, но выбор нелёгкий, а решение смертельно опасное, поскольку за ним самим давно охотится сама Розалия Землячка, бесполое существо с комплексом убийцы-садиста.
     Книга пятая, «Миссия в Париже». Этот роман рассказывает о секретной операции под грифом «Бриллиантовая дипломатия», к которой прибегло молодое правительство Советской Республики для скорейшего завершения Гражданской войны, а также об операции «Засада», не менее трудной и головоломной, проведённой Павлом Кольцовым незадолго до последних сражений на Южном фронте, в октябре 1920 года.
     Книга шестая, «Расстрельное время». Роман страшный и беспощадный по своей документально-убийственной правде. В нём рассказывается, как Розалия Землячка и Бела Кун с такими же оголтелыми и бесчеловечными убийцами превратили Крым и южное побережье России в огромное кладбище... Не отставали от них в жестокости и белые...
     И вот книга седьмая, «Чужая луна». Среди знакомых читателям белых генералов Врангеля, Кутепова и Слащёва и его боевой подруги - жены «юнкера Нечволодовой», комиссара ЧК Павла Кольцова, московских соратников Кольцова и многих других персонажей появляются новые образы, весьма колоритные и значимые.
     Например, таков дьякон церкви в турецком поселении потомков казаков-беженцев, соратников донского атамана Булавина - некрасовцев. Три века жившие по наказу своего предводителя - «не возвращаться в Россию, пока в ней сидит царь», направляют в советскую Москву к патриарху Тихону своего дьякона, чтобы тот получил сан священника. Без этого некому осуществлять акты венчания, отпевания, крещения и т.п. После смерти батюшки в безбожии останавливалась сама жизнь беженцев. Чекисты способствуют необычайному путешествию дьякона в опасном пространстве и разделённом веками времени, получая взамен через турецких некрасовцев доступ к армии Врангеля и открывая самим беженцам возможность вернуться на родину.
     Умиротворительное влияние на полки армии Врангеля было необходимо не только ставшей советской Москве, но и Франции, Турции, Болгарии, Греции, да и всей Европе. Врангель же и его генералы жаждали возвращения в Россию и реванша. А это означало неизбежность новых многотысячных жертв и продолжения Гражданской войны.
     Ситуация в Галиполи была взрывоопасна: около двухсот тысяч вооружённых русских солдат и офицеров голодали и мучались от безделья. Но всем известно: даже ружьё, висящее на стене, непременно должно выстрелить. А тут свыше 200 тысяч ружей и пулемётов, пушек, обученные и опытные воины, профессионалы беспощадной войны, которым жизнь не оставила особого выбора - с кем и за что воевать.
     Взрыв на Балканах - простым выстрелом в Сараево - уже вызывал мировую войну. А тут могла «выстрелить» целая озлобленная армия...
     ВпроЧем, пересказывать книги Игоря Болгарина - занятие напрасное. Разве можно, к примеру, пересказать многотомные «Тихий Дон» Шолохова или «Хождение по мукам» Алексея Толстого? К тому же если они были экранизированы? «В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с эпосом способно соперничать лишь киноискусство» - признаёт энциклопедия. Это в полной мере относится к Игорю Болгарину, чьё творчество романиста и кинодраматурга неразрывно.
     Возможно, за своё творчество, намного превосходящее по значимости то, что сегодня обычно номинируется и награждается (теми же премиями «Большая книга»), он и расплачивается - облыжными нападками или старательным замалчиванием кино-, теле- и литературными критиками. Такое отношение коллег из цехов, где он работал и работает, - прозаиков, сценаристов, режиссёров - для Игоря Болгарина уже стало не то чтобы привычным, но явно неприятным. И это при том, что в Администрации Президента РФ все его книги не обходят вниманием, шлют поздравительные телеграммы от имени Президента России или вызывают для вручения очередного ордена. Только всё же любого автора (а не только мастера) греет открытое, а не кулуарное признание.
     Но я не собираюсь никого обвинять. Просто призываю прочитать романы Игоря Болгарина. И тогда будет вам польза: вы узнаете историю своих дедов и прадедов, а также причину «проклятых проблем», которые столь сложны для разрешения во всех постсоветских государствах, в том числе России. И заодно узнаете, почему это так.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex