на главную страницу

11 Января 2012 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Власть и сила любви

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В преддверии Нового года в Центральном академическом театре Российской Армии на Суворовской площади столицы с успехом прошла премьера одной из самых известных пьес XX столетия «Лев зимой» американского драматурга, обладателя кинопремии «Оскар» Джеймса Голдмена. Впервые она была поставлена на Бродвее в 1966 году и с тех пор постоянно вызывала интерес зрителей на сценах разных театров мира. В кинематографе острая драматургия пьесы по крайней мере дважды привлекала к ней внимание известных режиссёров. В 1968 году одноимённый фильм снял в Великобритании Энтони Харви, а в 2003 году пьеса легла в основу фильма Андрея Кончаловского, снятого в США. По накалу страстей, где любовью связаны война и мир, нежность и ненависть, предательство и непомерная жажда власти, это, пожалуй, одна из самых сильных пьес теперь уже прошлого века. И совершенно не утратившая актуальности.

     К этой истории отношений в семье двух могущественных супругов - короля Англии Генри II и Элинор Аквитанской, одной из знаменитейших королев прошлого, где близкие люди люто ненавидят друг друга, и обратился режиссёр ЦАТРА народный артист России Александр Бурдонский, и подошёл к её сценическому воплощению с неожиданной стороны. Да, по пьесе королевское семейство объединяет лишь одно - непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради обладания ею. И кажется, что зрители должны выходить из зала с ощущением безысходности и тоски. Но Бурдонский, с подобающей бережностью относясь к оригинальному тексту, сумел так расставить акценты, что эту лавину зла останавливает сила любви, не только супружеской, но больше - материнской. И её воплощение - королева Англии, которую блистательно играет народная артистка СССР Людмила Чурсина. Сильный характер её венценосной героини присущ и самой Чурсиной. Именно вокруг неё, её воли и умения создавать кажущиеся совершенно неосуществимыми коммуникации между остальными героями пьесы создаётся постоянный калейдоскоп действия. Поэтому режиссёр счёл возможным изменить название пьесы на «Элинор и её мужчины».
     С одной стороны, мы видим на сцене некую историческую хронику борьбы за корону и престол, с другой - тяжелейшую семейную драму героев. И ни на минуту режиссёр не забывает, что от их личных взаимоотношений зависят судьбы государств. Присущие подобным сюжетам надрыв и шекспировский накал страстей Бурдонский нивелирует привнесением точно отмеренного юмора и сарказма в игру актёров по ходу развития сюжета. И здесь они все оказываются на высоте.
     Великолепный Сергей Колесников, король Англии, известный в истории как жестокий и властолюбивый правитель. Будущие возможные наследники престола - его с Элинор сыновья: Ричард, впоследствии известный как Ричард Львиное сердце (заслуженный артист России Игорь Маряченко), коварный и амбициозный Джефри (Сергей Кемпо), слабохарактерный и недалёкий Джон, якобы любимец короля (Денис Дёмин). Молодой, умный и мстительный король Франции Филипп II Август (Сергей Смирнов). Его сестра, воспитанница Элинор и нынешняя любовница короля Генриха II принцесса Элис, характер которой точными и тонкими штрихами показала Татьяна Морозова. Благодаря столь великолепному актёрскому ансамблю и замыслу режиссёра вся трагическая и даже детективная история ненавязчиво переходит в некий трагифарс.
     На самом деле задача у королевы Элинор сложнейшая. Она понимает, что «разбудить от зимней спячки своего льва» - Генриха II, дни которого уже идут к закату, чтобы сохранить королевство, спасти земли Англии от возможного раздела и захвата, она может только через возвращение любви своего могущественного супруга. И в её власти Женщины и Королевы, отправленной в заточение на долгие десять лет волею охладевшего к ней короля, объединить их усилия, чтобы спасти мир в королевстве. Именно она, как любящая мать, видит все сильные и слабые стороны своих венциносных детей, чтобы точно знать, кто же из них сможет в будущем возглавить королевство. Она ведь понимает, что Генрих и вызвал её ко двору в канун Рождества 1183 года, чтобы назвать имя того, кто унаследует трон.
     Цельность режиссёрского замысла органично подчёркивается не только эффектными костюмами актёров, но и сценографией, которая образно определяет суровую простоту средневекового замка, его мощь и красоту. И дело не в том, что декораций как таковых практически нет. Но одинокий стул-кресло на сцене и игра света на полотнах-колоннах, образность музыкальных метафор дают ошеломляющее ощущение присутствия «там и сейчас». Это чудо сотворили художник-постановщик, заслуженный художник России Валерий Фомин, художник по костюмам Андрей Климов, художник по свету Андрей Абрамов, композитор Владимир Багров.
     У поэта Фёдора Тютчева есть такие строки, которыми Бурдонский начинает спектакль. И к его окончанию понимаешь, что это не просто стихи, объясняющие посыл автора пьесы и данной постановки, а в некотором смысле рецепт для всех нас.
     Единство, - возвестил оракул наших дней, -
     Быть может спаяно железом или кровью,
     Но мы попробуем спаять его любовью,
     А там посмотрим, что прочней.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex