на главную страницу

13 Января 2012 года

Тема номера

Пятница

Версия для печати

Председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир КОМОЕДОВ: МЫ ВСЕ СЛУЖИМ РОССИИ!

Материал подготовил Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».



Сегодня депутаты Государственной Думы 6-го созыва проведут своё первое в этом году пленарное заседание. Нынешняя Дума существенно отличается от предыдущей. В частности, Комитет по обороне теперь возглавляет адмирал Владимир Комоедов. Его хорошо знают наши военные читатели. В преддверии Дня российской печати, который отмечается 13 января, Владимир Петрович встретился с группой журналистов «Красной звезды», одной из старейших газет России, чтобы поздравить их с профессиональным праздником и ответить на волнующие наших читателей вопросы. Речь шла в первую очередь о планах председателя думского Комитета по обороне на наступивший год.

     

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.


     Владимир Петрович Комоедов родился 14 августа 1950 года. Окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, Военно-морскую академию, Военную академию Генерального штаба. Проходил службу на командных и штабных должностях на Балтийском и Северном флотах. В 1998-2002 годах - командующий Черноморским флотом РФ. В 2007 году избран депутатом Государственной Думы пятого созыва по избирательному списку КПРФ, был членом Комитета по обороне. В июле 2011 года избран председателем Общероссийского общественного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки». В декабре минувшего года вновь стал депутатом Государственной Думы. Награждён орденами и медалями СССР и Российской Федерации. Женат.


     

     

     - Владимир Петрович, каковы для вас, как говорят моряки, реперные точки в деятельности Комитета по обороне?
     - Разумеется, речь прежде всего пойдёт о совершенствовании законодательной базы функционирования военного организма государства, и в первую очередь Вооружённых Сил. Депутатами Думы предыдущего созыва было сделано в этом плане немало, но жизнь не стоит на месте. Сегодня влиять на военное строительство мы, депутаты, прежде всего должны через деятельное участие в рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной год. Это ведь не только задача профильного комитета по бюджету и налогам. Кстати, во всех парламентских странах, включая США, законодатели влияют на строительство вооружённых сил именно через обсуждение проекта военного бюджета. И наш Комитет по обороне не должен быть пассивным наблюдателем в этом процессе. В частности, необходимо свежим взглядом посмотреть на проблему соотношения открытых и закрытых статей военной части бюджета, которая в свою очередь влияет на общественное мнение относительно военной политики государства.
     - Сегодня открыто признаётся, что одна из болевых точек в системе национальной безопасности - состояние оборонно-промышленного комплекса...
     - И это состояние не может не сказываться негативно на Вооружённых Силах. О проблеме мне хорошо известно ещё по работе в Комитете по обороне Думы прошлого созыва, понятен и комплекс объективных и субъективных причин, приведший к отставанию нашего ОПК по целому ряду критически важных для обеспечения безопасности страны направлений. Поэтому в числе моих самых приоритетных задач - тесное взаимодействие с заместителем председателя Правительства Российской Федерации Дмитрием Олеговичем Рогозиным и поддержка его работы по наведению порядка в этой сфере усилиями наших законодателей.
     Разумеется, мы будем сотрудничать по этим вопросам с коллегами из думских комитетов по промышленности, по науке и наукоёмким технологиям. Важно для нас также наладить взаимодействие с общественными организациями. Будем опираться на потенциал Клуба военачальников, возглавляемого Анатолием Сергеевичем Куликовым, Академии военных наук во главе с Махмутом Ахметовичем Гареевым, Общероссийского общественного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки». Должен сказать, что потенциал общественных организаций и объединений в плане экспертных оценок и предложений - это наш далеко не использованный пока резерв. Мнение заинтересованной общественности мы, несомненно, будем самым внимательным образом учитывать в своей работе.
     Меня, не скрою, тревожат и отсутствие должной координации между оборонно-промышленным комплексом и силовыми ведомствами страны, и эффективность работы Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации и её аппарата, и сбои в финансировании гособоронзаказа.
     Скажу откровенно, когда мы сетуем, что разработки наших конструкторов уступают изделиям их западных конкурентов, надо задаться вопросом: а в каких условиях работают сегодня наши конструкторские бюро? Многие из них стали пасынками у новых холдингов, управляемых так называемыми эффективными менеджерами, не имеющими ни малейшего представления о реальных потребностях современного военного дела и озабоченными преимущественно личным обогащением. Надо не умалять сохранившиеся возможности отечественной конструкторской мысли и не преклоняться перед западными технологиями, а помочь своим КБ, повысить их роль в структуре «оборонки». Почему бы не вернуть к жизни, например, совет генеральных и главных конструкторов?
     Требуется, видимо, разобраться и с участием парламентариев в вопросе приватизации многих предприятий оборонной промышленности, которые в лихие 1990-е перешли в руки частных владельцев, обеспокоенных отнюдь не интересами обороноспособности России. Мне представляется, что необходим закон, который бы регламентировал порядок ренационализации промышленных предприятий. И не надо бояться этого слова - «ренационализация». Во многих европейских страх, включая Великобританию, законодательно предусмотрен механизм установления контроля над целыми промышленными отраслями, если их положение угрожает национальной безопасности и социальной стабильности.
     - В читательской почте «Красной звезды» доминируют письма по социальным вопросам. С одной стороны, военнослужащие и ветераны с оптимизмом приняли известие о существенном повышении денежного довольствия и военных пенсий, с другой - высказывается беспокойство по поводу ожидаемой новой волны экономического кризиса, роста цен и инфляции...
     - Времена действительно непростые с точки зрения перспектив мировой экономической погоды. И хорошо, что государство наконец пошло на повышение денежного довольствия. Мне думается, что делать это было надо не в выборный год, а значительно раньше, ведь цены на нефть на мировом рынке давно бьют рекорды. Но наш Минфин, ставший неким государством в государстве, упорно препятствовал улучшению социального положения военнослужащих. Хотелось бы напомнить этим господам, что один из факторов, определяющих вес любого государства в мире, - это способность защитить себя от внешних угроз. Слабая армия - слабая страна. Армия - это инструмент политики и символ государственного могущества. Разве натовцы рискнули бы бомбить Ливию, будь у этой страны современная система ПВО, эффективные комплексы береговой обороны? Во многом именно экономия на армии привела Джамахирию и её лидера к большой национальной трагедии...
     Что касается финансового обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров, то, по моему мнению, нельзя останавливаться на достигнутом. Государство лишь начинает отдавать свои застарелые долги защитникам Отечества. Во-первых, надо чётче прописать законодательно механизм индексации денежного содержания военнослужащих, исходя из реального индекса потребительских цен. Если экономическая ситуация будет по объективным причинам ухудшаться, возможно, индексация должна проводиться дважды в год. Многие положения из данного закона должны обладать прямым действием.
     Далее важно обеспечить одинаковый подход к военнослужащим всех силовых ведомств в вопросах финансового и пенсионного обеспечения. Я не хочу обидеть своих коллег из правоохранительных органов, но давайте признаем, что добросовестный офицер Вооружённых Сил, внутренних войск, Пограничной службы, сотрудник органов безопасности делает для обороноспособности нашей страны не меньше, чем судья или прокурор. Поэтому требуется уже в 2012 году законодательно определить поэтапность уменьшения так называемого понижающего коэффициента, применяемого для исчисления пенсии для военнослужащих Вооружённых Сил и внутренних войск МВД. К этому взывает вековой принцип социальной справедливости, который был всегда присущ менталитету нашего народа.
     Не могу не сказать и о том, что нам, законодателям, пора заняться вопросами зарплаты гражданского персонала силовых ведомств, условий функционирования профсоюзных организаций в Вооружённых Силах. Здесь в законодательном плане немало пробелов. В Германии, к примеру, существует Союз военнослужащих бундесвера. Коль Россия уже двадцать лет идёт по пути западных демократий, почему бы нам не изучить опыт бундесвера, традиционно одной из лучших западноевропейских армий. Планирую в этом году побывать в Германии, встретиться с её парламентариями, детально разобраться в механизме организации социальной защиты немецких военнослужащих.
     - В своих предвыборных выступлениях вы немало говорили о роли воинского духа, поиске новых инструментов его поддержания.
     - Знаете, порой новое - это хорошо забытое старое. Высокий воинский дух испокон веков, по крайней мере с Петровских времён, был присущ Российской Армии и Флоту. В мотивации службы солдата, матроса, офицера и даже генерала доминировала высокая идея верного и бескорыстного служения Отечеству, она всегда была объединяющим началом в воинских коллективах, и прежде всего в офицерском корпусе.
     Сегодня много говорится о материальном стимулировании военной службы. Да, повторюсь, поднимать уровень денежного довольствия военнослужащих, безусловно, необходимо. Хороший заработок, премии - это, конечно, инструмент мотивации. Но, считаю, ошибаются те, кто думает, что за деньги солдаты и офицеры будут добросовестно воевать. За деньги служат, а умирают в бою, в схватке с противником всё-таки за идею. Николай Гастелло, Александр Матросов, сотни тысяч других, оставшихся безвестными советских и российских военнослужащих шли на самопожертвование во имя Отечества, а не ради денег. Пришедший к нам с Запада постулат о том, что военнослужащий оказывает услуги государству, обществу и за это получает денежное вознаграждение, видится мне применительно к России ущербным. Это, знаете ли, психология наёмника.
     Напрямую законодатели не могут влиять на сложившуюся ситуацию в этой сфере. Но при обсуждении федерального бюджета на 2013 год я намерен просить членов комитета внимательно подойти к обсуждению тех его статей, которые касаются финансирования информационно-разъяснительной и воспитательной работы с военнослужащими, что в современных условиях должно быть одним из приоритетных направлений. Сейчас отдельной строкой в бюджете предусмотрено финансирование телеканала «Звезда». Это хорошо, хотя содержание его передач, на мой взгляд, должно быть перенацелено на удовлетворение в приоритетном порядке информационных потребностей личного состава Вооружённых Сил, его воинское воспитание. Этого, к сожалению, пока не наблюдается.
     Кроме того, почему нельзя выделить в отдельную статью финансирование ведущих культурно-просветительных учреждений, библиотек, музеев, да и «Красной звезды», являющейся сегодня единственным печатным изданием военного ведомства, позволяющим оперативно информировать армию и флот?
     Проблем, принимать участие в рассмотрении которых придётся нашему Комитету по обороне, много, так как международная обстановка не позволяет нам расслабляться. Поспешные эксперименты в такой сфере, как безопасность государства, вообще недопустимы - ни с точки зрения военно-стратегических реалий, ни с точки зрения судеб военнослужащих, которых, как известно, за время различного рода экспериментов в этой сфере сломано немало.
     Армия и флот, безусловно, должны меняться, чтобы быть готовыми ответить на новые вызовы. Отсюда потребность в боеготовых войсках Воздушно-космической обороны, в самых современных средствах радиоэлектронной борьбы, в высокомобильных и компактных соединениях Сухопутных войск. В этом же ряду увеличенные на порядок возможности Военно-транспортной авиации, способной оперативно перебросить из одного конца России в другой бригады нового облика.
     О Военно-морском флоте поговорим как-нибудь отдельно. Скажу только, что наш комитет намерен этим летом провести парламентские слушания по военно-морской политике государства с приглашением к разговору представителей всех заинтересованных сторон, включая судостроительную промышленность, и независимых экспертов, чтобы выработать рекомендации, которые мы представим на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. Нам не обеспечить на мировой арене национальные интересы без боеспособного Военно-морского флота. Разумеется, соразмерного экономическим возможностям государства.
     Роль Ракетных войск стратегического назначения, авиационной и морской составляющих Стратегических ядерных сил также очевидна для всех. Сегодня Российская Федерация, ослабленная экономически реформами и так называемой приватизацией 1990-х, сохраняет субъектность как игрок на мировом поле геополитики и статус великой державы во многом только потому, что имеет ядерный меч возмездия. В силу этого деятельность Росатома будет под нашим постоянным парламентским контролем. Это тем более необходимо, так как научное сообщество выражает беспокойство сложившейся там кадровой ситуацией.
     Наконец, силы специального назначения, спецназ, без участия которых не обходится сегодня ни один локальный конфликт. Важное место в системе обеспечения военной безопасности России занимают Воздушно-десантные войска - резерв Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами. В прошлом году мы заслушивали на заседании Комитета по обороне командующего ВДВ, Героя Российской Федерации генерал-лейтенанта Владимира Анатольевича Шаманова, военачальника с огромным опытом управления войсками в боевой обстановке. Его твёрдая позиция, убедительные аргументы в пользу сохранения и дальнейшего развития проверенной временем и боевой практикой структуры ВДВ не могли не найти понимание и поддержку у членов Комитета по обороне.
     Отдельный и очень болезненный вопрос - состояние мобилизационной системы страны. Что если волею исторических событий России придётся быть втянутой в крупномасштабную войну? Есть ли у нас в резерве миллионы солдат и офицеров запаса, способных по призыву военкоматов быстро стать в строй? Существуют ли в стране чёткие, детально разработанные планы мобилизации, мобилизационные мощности на промышленных предприятиях? Предвижу, что по этим вопросам в стенах Думы предстоят нелицеприятные разговоры с руководством Минэкономразвития и Минпрома...
     Возвращаясь к вопросу о престижности офицерской профессии, хочу добавить, что для профессионального военного важны далеко не только деньги для содержания семьи. Важную роль играет признание государством его заслуг в защите Отечества. А это и справедливость в выдвижении по службе лучших офицеров, и поощрение их государственными наградами, и присвоение очередных воинских званий. Мне известно, что по этим вопросам есть немалые резервы. Например, если офицер назначен на вышестоящую должность, зачем тянуть с присвоением ему очередного воинского звания? Дело, повторюсь, не в деньгах, а в особой психологии настоящего кадрового офицера, душу которого очередная, заслуженно полученная звёздочка на погоне греет куда больше, чем материальные блага.
     - Владимир Петрович, как вы оцениваете военно-политическую ситуацию вокруг России и в мире в целом?
     - Разве ослабли внешние угрозы для России? Вовсе нет! Союзников у нас немного, да и не у всех у них достаточно боеспособные армии. А вот количество потенциальных противников всё растёт. Среди них уже появились бывшие республики СССР, пустившие войска НАТО на свою территорию. Американские базы ныне размещаются в странах, которые ещё недавно были нашими союзниками по Варшавскому договору. Это Польша, Румыния, Болгария. НАТО всё ближе подходит к нашим границам. То есть потенциально военная опасность для России возрастает. Осложняется военно-политическая ситуация на евразийском континенте. Не случайно ведь начальник Генерального штаба генерал армии Николай Егорович Макаров на недавних слушаниях в Общественной палате признал, что при определённых условиях локальные и региональные вооружённые конфликты могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия.
     С учётом всего этого придание Вооружённым Силам нового облика должно сопровождаться чётким формулированием задач, которые они призваны решать в текущем десятилетии. Очевидно, что борьба с международным терроризмом и обеспечение безопасности мирового судоходства - не самые приоритетные задачи для армии и флота. Главное для Вооружённых Сил любого государства, считающего себя суверенным, быть готовым к отражению внешних угроз, откуда бы они ни исходили, защита территориальной целостности и национальных интересов. Это аксиома.
     В складывающихся условиях Комитет Государственной Думы по обороне призван оказывать посильную поддержку органам исполнительной власти, и прежде всего Министерству обороны, в реализации мероприятий по повышению боеспособности Вооружённых Сил. С большинством членов коллегии военного ведомства я знаком и рассчитываю на деловое взаимодействие с ними в интересах укрепления обороноспособности государства. Ведь мы все служим России!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex