на главную страницу

13 Января 2012 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Войсковой этап замминистра

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Год назад «Красная звезда» рассказала о случившемся на Урале прецеденте со статусным призывником. Тогда на срочную службу был призван Андрей Зайцев - госчиновник в ранге заместителя министра информационных технологий и связи Свердловской области. В день отправки на областной сборный пункт новобранец Зайцев охотно ответил на ряд вопросов «Красной звезды», рассказав в том числе о том, чего он ожидает от службы в рядах Вооружённых Сил.
И вот минул год. В настоящий момент Андрей Зайцев вновь гражданский человек. Но буквально за сутки до его увольнения в запас, нашему корреспонденту вновь довелось встретиться с ещё рядовым Зайцевым и расспросить Андрея о том, насколько оправдались его ожидания от «похода в армию».


     - Не собираюсь ничего приукрашивать, но годом службы в Вооружённых Силах России я остался доволен, что называется, на все сто, - заметил рядовой Зайцев в начале встречи. - Моя армейская служба на самом деле удалась. К тому же очень рад, что те естественные опасения, я бы даже сказал - страшилки об армии, что сопровождают любого из парней на призывном этапе, процессе моей службы не подтвердились. На первом месте службы - в ЦБРТ (центральная база ремонта танков) Андрей Зайцев оказался не единственным из возрастных и уже определившихся в гражданской жизни новобранцев.
     - Одновременно со мной в ЦБРТ на правах призывников пришли старший лейтенант МЧС, лейтенант-связист из милиции и лейтенант-медик из системы ГУФСИН, - рассказывает рядовой Зайцев. - Им быстро нашлись соответствующие профильные должности. А меня назначили водителем «Урала». Вот и всё войсковое отношение к так называемой гражданской статусности. Но на сей счёт сожаления у меня не возникло. Хотя изначально хотелось, чтобы и мой профессиональный практический опыт хоть в чём-то был полезен армии. Однако максимальная востребованность в моих навыках возникала при отработке технических актов, где надо было владеть компьютерной грамотностью.
     По-настоящему дух армейской жизни рядовой Зайцев прочувствовал спустя два месяца, когда был переведён в одно из подразделений уральской бригады управления Центрального военного округа.
     - Наверняка ни для кого в коллективе не была секретом ваша гражданская должность? Как проходила адаптация в кругу новых сослуживцев?
     - Если честно - не без казусов. То меня с кем-то из знаковых людей «роднили» либо просто не верили, причисляя к рядовым помощникам замминистра. Когда же узнавали истинную должность, удивлялись и интересовались: мол, неужели «откосить» не мог? Но пару дней спустя интерес к моему прошлому спадал и я с облегчением вздыхал: наконец-то я в глазах окружающих такой, как и все. Подобное - естественно. В сплочённом коллективе при совместном быте и единых задачах всё былое быстро уходит на второй план. Формируются иные общие взгляды, интересы, живо обсуждаются текущие события. И они никак не связаны с моментами жизни, оставшимися за периметром воинской части. Зато я понял важный момент: в воинском коллективе не следует кичиться ранее достигнутым.
     - Чем именно для вас запомнятся «тяготы и лишения воинской службы»?
     - Информационным вакуумом. Правда, не в том смысле, что у нас не было телевизора, газет и общего информирования. Конечно, всё это присутствовало. Просто лично для меня буквально в разы снизился объём событий, сопровождающих жизнь. Даже в какой-то момент возникло чувство невостребованности. Ведь в региональном министерстве у меня служебный день был расписан буквально по минутам. Надо было многое успеть, где-то побывать, с кем-то обсудить, скорректировать текущие планы, обмозговать перспективные наработки. Пять, а то и шесть дней в неделю с 9 утра и до 22 вечера - стандартный график нашей работы. И вдруг ничего подобного не стало. «Не рвёт на части» бесконечная череда мероприятий, срочных задач. Не надо изо дня в день «кумекать» за целый коллектив подчинённых. Как же мне этого не доставало!..
     С другой стороны, постепенно осознал, что армия для меня стала некоей отдушиной в эмоциональном плане. Та работа, которой я занимался, несла весьма серьёзную психологическую умственную усталость. И войсковой период в этом плане лично для меня стал неким «отпуском в мозговой деятельности». Однако в профессиональном плане даже армейский период для меня впустую не прошёл. Было достаточно времени поразмышлять о том, что было мною в должности замминистра уже сделано. И надо ли было это делать. Проанализировать эффективность и пользу от приложенных усилий. Прикинуть новые планы и возможные проекты на будущее.
     - Наверняка не просто будет начинать профессиональное восстановление в должности...
     - Я тоже так думаю. И до службы в моей сфере деятельности ежемесячно происходило много того, что, упустив, нелегко было наверстать. А тут - целый год отсутствия. Это действительно огромный период. Придётся приложить немало усилий, чтобы войти в колею. К счастью, мне присущи такие профессиональные качества, как умение определять перспективные направления и быстро принимать верные решения. Думаю, они помогут мне на этапе восстановления.
     ...Но, скорее всего, и сам Андрей Зайцев согласен с данным тезисом, он не поспешит прямо из части в свой министерский кабинет. Не только потому, что после ратной службы даже по закону надо немного «прийти в себя». Есть в жизни Андрея Зайцева обстоятельства, куда серьёзнее постармейского отдыха. Дело в том, что в период службы в армии рядовой Зайцев стал отцом!
     - Был обычный день моего третьего месяца службы, - вспоминает Андрей. - Вдруг звонок от жены: «Я, похоже, рожаю». А вечером пришло СМС - у меня родился сын! Каждое увольнение я проводил с семьёй. Но отведённые часы на визит в город - разве это тот объём должного внимания к новорождённому? К нуждающейся в помощи супруге? Вот я и хочу первое время после увольнения в запас посвятить только им. Ведь парню уже 9 месяцев - настоящий солдат!
     - Кстати, возвращаясь вновь к армейской тематике. В профессиональном плане служба в армии вам что-нибудь дала?
     - Конечно. Мне, как человеку, занимавшемуся вопросами управления, было интересно посмотреть, как ведётся разработка аналогичных моментов в системе силовой структуры. Из увиденного целый ряд направлений я обязательно позаимствую. Плюс ко всему мне импонируют процессы войсковой субординации и воинской дисциплины. Конечно, я не собираюсь их копировать на гражданскую жизнь «один в один», но отдельные моменты авторитарного управления наверняка будут востребованы.
     - Год назад в день вашего убытия на областной сборный пункт вы не стали скрывать, что в душе у вас доминирует негативное отношение к армейской среде. Теперь от вас звучат отзывы о службе в мажорных тонах...
     Зачастую, и к большому сожалению, формируемый в отечественных СМИ продукт не всегда, что называется, проверенного на себе «качества». Я же испытал всё лично! И теперь на правах военнослужащего запаса могу сказать однозначно: мне будет обидно, если кто-то станет говорить надуманные вещи, в частности о тех воинских коллективах, где мне довелось отслужить.
     

     

     На снимке: рядовой Андрей Зайцев запечатлён в свой крайний день армейской службы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex