на главную страницу

13 Января 2012 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Секреты безаварийного километража

Подготовили Ольга ВОРОБЬЁВА, Юрий БОРОДИН, Юрий БЕЛОУСОВ, Владимир СОСНИЦКИЙ, Шамиль ХАЙРУЛЛИН, Анна ПОТЕХИНА, Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Очередной «круглый стол» посвящён одному из важнейших предметов боевой подготовки - вождению. Подавляющее большинство наших собеседников - участники учений с погрузкой техники на ж/д транспорт и её передислокацией к месту проведения манёвров. Поэтому их опыту и мнению можно доверять. Особенно когда они рассуждают о необходимости усиления подготовки допризывной молодёжи, о качестве обучения вождению в школах ДОСААФ, о том, что для подготовки специалистов необходимы дополнительные тренажёры и автополигоны, а также о том, что доподготовка в армии практически свелась к обучению водителей с нуля. Наши собеседники не только поделились своим личным опытом, проблемными вопросами, но и предложили конкретные меры для их решения.

     
Водители ждут спецкомплекты

     Командир отдельной мотострелковой бригады полковник Дмитрий КАСПЕРОВИЧ, Центральный военный округ:

     - В минувшем году личному составу соединения в полном объёме довелось продемонстрировать имеющиеся практические навыки в вопросе погрузки гусеничной и колёсной техники на железнодорожные платформы большой грузоподъёмности. Этому, в частности, способствовало участие соединения в стратегическом учении «Центр-2011». Например, один из батальонов принимал участие в розыгрыше учебно-боевого эпизода на казахстанском полигоне Оймаша. В назначенный район сосредоточения сил подразделение следовало на железнодорожных эшелонах. Могу сразу отметить, что ни на одном из этапов перемещения личный состав батальона не превысил сроков, предусмотренных на выполнение погрузо-разгрузочных задач. Более того, не стала сложностью для мотострелков и специфика казахстанской станции разгрузки, где была всего одна - торцевая аппарель. Хоть это и создало механикам-водителям дополнительные сложности (ведь для того, чтобы «спешиться», надо было каждую из боевых машин провести через все освободившиеся до неё транспортные платформы), из лимита времени на выполнение задачи не выбился никто.
     Кстати, железнодорожные транспортные погрузо-разгрузочные задачи у меня как командира бригады никогда тревоги не вызывали. Всё потому, что данному направлению в учебном процессе соединения уделяется пристальное внимание. Для отработки практических упражнений личный состав располагает серией учебных мест (на полигоне и бригадной станции разгрузки), предусматривающих выполнение элементов захода на платформы и съезда с них как по торцевым, так и боковым аппарелям. Занятия с механиками-водителями проводятся в большей степени с доминированием персонального подхода в обучении. Много внимания уделяется тем военнослужащим, кто подвержен так называемому страху погрузки, когда солдат боится неточно завести на платформу боевую машину, опасается, что та может сорваться с платформы. С такими военнослужащими активно работают психолог и лучшие инструкторы по вождению; сомневающимся в своих навыках водителям предоставляется большее количество раз в выполнении погрузо-разгрузочного упражнения...
     Понимая важность данной учебной темы, я, в свою очередь, стараюсь контролировать каждое подобное занятие в подразделениях. Это мобилизует как обучаемых, так и командиров. Касаемо последних, присутствие комбрига на занятиях стимулирует офицеров на более качественное обучение подчинённых, и, что очень важно, мобилизует командиров на наращивание личных навыков в управлении боевыми машинам. И это не просто констатация факта.
     Сегодня с сожалением приходится говорить о том, что молодые лейтенанты - выпускники военных вузов, особенно мотострелкового и артиллерийского профиля, приходят в войска с крайне низким уровнем водительской и автотехнической подготовки. Так, в частности, результат «обкатки» группы прибывших в бригаду выпускников 2011 года показал, что из нескольких десятков лейтенантов профильную боевую технику знают и могут ею уверенно управлять лишь единицы. А ведь этим командирам взводов предстояло учить подчинённых! Но чему и как они смогли бы научить? Вот почему сразу после традиционного сбора лейтенантов в бригаде был организован этап доподготовки молодых офицеров по вопросам технической грамотности и практического вождения боевых машин.
     Вынужденной мерой в бригаде по-прежнему считаются проводимые на базе соединения трёхмесячные курсы подготовки водительского состава. Просто из выпускных потоков учебных частей нам недостаёт нужного объёма специалистов водительского профиля. Да и качество приходящего в бригаду из «учебок» контингента желает быть лучшим. Своими же силами нам удаётся готовить водителей именно того уровня, что требуют текущие задачи. Вот тому один из ярких примеров. На завершавшем учебный год бригадном занятии по ночному вождению боевых машин один из нами же выученных механиков-водителей выполнил норматив мастера вождения!
     Относительно уровня подготовки в бригаде водительского состава батальонов есть у меня и иного рода пример. На Оймаше в ходе отработки учебно-боевой задачи по выдвижению уральского мотострелкового батальона из исходного района на рубеж перехода в атаку наблюдавший за слаженным перемещением российской бронеколонны (со средней скоростью 50 километров в час!) главнокомандующий сухопутными войсками Республики Казахстан генерал-лейтенант Мурат Майкеев выразил сомнение в отношении того, что боевыми машинами пехоты в тот момент управляли солдаты-срочники. Мол, столь высокое мастерство в практическом вождении присуще лишь опытным военнослужащим по контракту. Переубедить генерала дружественной армии удалось лишь после того, как выбранные им механики-водители предъявили свои военные билеты с соответствующими отметками о прохождении службы по призыву.
     И ещё. Возвращаясь к теме о перемещении автомобильной и бронетехники бригады железнодорожным транспортом, хотелось бы заметить, что водители в войсках с нетерпением ждут массового поступления специальных швартовочных комплектов для транспортных средств. На дворе XXI век, а мы по-прежнему пользуемся дедовской жжёной проволокой и деревянными колодками, фиксируя с их помощью на платформах и БМП, и автомобили. Это трудоёмко и финансово накладно. Правда, комплекты специального многоразового крепления у нас тоже есть, но совсем в незначительном количестве - менее десяти процентов от необходимого. Для применения по прямому назначению этого объёма спецсредств для бригады мало. Но для обучения личного состава достаточно. Где мы, собственно, их и задействуем.
     
Хорошим водитель становится в армии

     Командир зенитного ракетного дивизиона зенитной ракетной бригады подполковник Дмитрий ЖУРАВЛЁВ, Южный военный округ:
     - Наверное, излишне повторять, что боевой подготовке, в том числе и вождению, в Вооружённых Силах России сегодня уделяется очень серьёзное внимание. Подразделения и части войсковой ПВО - не исключение, водить нашим механикам-водителям и водителям доводится очень много. Вот и получается, что от этой категории военнослужащих многое зависит при выполнении учебно-боевых задач. А хорошими специалистами подавляющее большинство военнослужащих становятся лишь в армии. Причём после серьёзной доподготовки.
     Из военных комиссариатов приходит немало новобранцев, у которых есть водительские права категории «В» и «С». Правда, знание материальной части у них оставляет желать лучшего. Практические навыки тоже, мягко говоря, слабоватые. Большинство военнослужащих не могут выполнить элементарные упражнения в том числе преодоление препятствии. При преодолении рва или колейного моста у них в глазах читаются страх и растерянность. Этому в автошколах их не учили. Что уж говорить о таких упражнениях, как погрузка на железнодорожные платформы и выгрузка с них! Всё это приходится нарабатывать в ходе занятий.
     Есть конечно же исключения. Например, выпускники учебных заведений ДОСААФ Краснодарского края. У них за плечами хорошая база. Да и в целом кубанцы хорошо проявляют себя - они неплохо подготовлены физически и морально-психологически, ещё до армии освоили азы военной службы, стремятся совершенствоваться. Неплохих водителей готовят учебные заведения Кемеровского ДОСААФ. Их курсанты чувствуют себя увереннее, чем выпускники учебных подразделений.
     Уже в декабре с механиками-водителями и водителями бригады были проведены занятия по вождению, после чего они совершили 100-километровый марш. Марши - серьёзное испытание, ведь вождение проводится днём и ночью, с выполнением тактических нормативов.
     В войсках ПВО всегда делали упор на вопросы взаимозаменяемости в подразделениях. Ведь и в реальной боевой обстановке, и в обычной службе возможны случаи, когда необходимо заменить выбывшего механика-водителя. Это может сделать начальник расчёта, но его нужно этому научить. Ещё несколько лет назад такая возможность имелась - программа боевой подготовки предусматривала занятия по вождению не только с механиками-водителями, но и другими номерами расчётов. Сегодня этого нет. Поэтому придётся выкраивать время и проводить занятия по вождению и для обучения смежной профессии.
     Хорошее приобретение для любого командира - те парни, которые успели до призыва поработать водителями. Случается, приходит в подразделение новобранец, до этого несколько лет работавший «дальнобойщиком». Так он и без подготовки может мастерски управляться с КамАзом с прицепом. Сейчас, например, к нам в подразделение прибыл солдат, у которого специальность «тракторист». Когда он сел за рычаги боевой машины, то сразу же почувствовал себя на своём месте. Однако в целом водители категории «D» и «Е» - огромный дефицит в войсках. А организации ДОСААФ то ли не могут, то ли не хотят обратить внимание на эту актуальнейшую для всех Вооружённых Сил страны проблему.
     Специфика боевой подготовки частей и подразделений войсковой ПВО такова, что приходится по нескольку раз в год участвовать в командно-штабных и тактических учениях, в том числе и с боевыми стрельбами. Для этого приходится перемещаться на большие расстояния и чтобы успешно погрузить технику на железнодорожные платформы, накануне проводятся дополнительные занятия с военнослужащими, отобранными для выполнения этой сложной задачи. Не каждый военнослужащий способен её выполнить. Отбираем лучших. Но это не офицеры и не контрактники, а военнослужащие по призыву. Хочу сказать, что в нынешних условиях интенсивных занятий учебно-боевой деятельностью обучить новобранца премудростям водительской профессии получается в среднем за три месяца (не случайно и учебные центры Минобороны России перешли на трёхмесячную программу обучения). А ещё через столько же времени - к очередной проверке - военнослужащий способен выполнить все нормативы на «хорошо» и «отлично».
     
Значимость технической подготовки

     
Начальник автомобильной службы соединения Воздушно-космической обороны подполковник Алексей ЗЕРНОВ, Западный военный округ:

     - В зенитные ракетные дивизионы и радиотехнические батальоны Кольского Заполярья поступает немного военнослужащих, окончивших школы ДОСААФ. В среднем их не больше 10–15 процентов от общей численности прибывших водителей. В основном должности водителей и механиков-водителей комплектуются выпускниками учебных центров городов Белгород и Острогожск.
     Молодые солдаты, призванные на военную службу и имеющие водительское удостоверение, сначала проходят дополнительную подготовку в учебных подразделениях, а затем закрепляют навыки по вождению автотехники уже непосредственно в своих воинских частях при проведении занятий по технической подготовке под руководством начальников автомобильных служб зенитных ракетных и радиотехнических полков.
     В сентябре 2011 года зенитный ракетный полк соединения успешно выполнил боевые стрельбы. Для их проведения один из зенитных ракетных дивизионов С-300 ПМ под командованием подполковника Алексея Морозова совершил передислокацию на остров Кильдин. В губе Чан-Ручей была осуществлена погрузка вооружения и военной техники зенитных ракетных войск, смонтированных на базе специальных колёсных шасси МАЗ-543, МАЗ-537, КрАЗ-260В на большой десантный корабль «Александр Отраковский» и после доставки - выгрузка их на острове Кильдин. Безусловно, чтобы успешно осуществить погрузку, водителю надо обладать хорошими навыками и определённой сноровкой. Понятно, что такое под силу только профессионалу - военнослужащему контрактной службы.
     В среднем требуется около года для подготовки водителя и механика-водителя специального колёсного шасси, чтобы они смогли выполнить на «отлично» все упражнения. В нашем соединении работу инструкторов по вождению раньше выполняли штатные специалисты. После сокращения должностей эти обязанности возложены на офицерский состав - начальников автомобильных служб зенитных ракетных и радиотехнических полков, а также командиров подразделений.
     На основании руководящих документов в соединении разработан типовой план проведения единого дня водителя. Это облегчает работу командиров подразделений по планированию занятий по технической подготовке военнослужащих и обязывает целенаправленно ею заниматься.
     В подразделениях соединения служат водители с категориями «D», «Е», но их не хватает. Думаю, что после повышения денежного довольствия появится больше желающих с такой квалификацией призваться на службу по контракту, да и у наших военнослужащих по призыву будет больший стимул пройти доподготовку и остаться служить.
     
Вся надежда на доподготовку

     Начальник отдела морской пехоты Каспийской флотилии подполковник Ильгиз ИМАШЕВ, Южный военный округ:
     - Вопрос доподготовки военных водителей колесной и гусеничной техники морской пехоты Каспийской флотилии в зимнем периоде нынешнего учебного года стоит как никогда остро в связи с поставкой с предприятий отечественного ВПК специальных машин из состава берегового ракетного комплекса «Бал-Э» в отдельный береговой ракетный дивизион КФ, которым командует подполковник Александр Черноусов. Дивизион сформирован в начале 2011 года, и допоставка техники в это подразделение осуществляется в соответствии с планом формирования береговых ракетных частей на базе нашего объединения. Дообучение водительского состава морской пехоты проходит по плотному графику и завершится в начале февраля 100- и 300-километровыми маршами (как в дневное, так и в ночное время) для колёсной техники и 50-километровыми маршами для гусеничной техники в условиях полигонов (в дневное и в ночное время).
     Такие сроки продиктованы тем, что уже в зимнем периоде с участием представителей промышленности, поставившей нам новую технику, будут проведены пробные ракетные пуски по имитаторам морских целей. А на сентябрь в рамках учений «Кавказ-2012» запланированы ракетные стрельбы отдельного берегового ракетного дивизиона.
     В связи с высокой себестоимостью ракетного комплекса на колёсах (самоходный КП управления и связи, самоходная пусковая установка, транспортно-перегрузочная машина и т.д.), водительский состав дивизиона полностью укомплектован военнослужащими по контракту, с которыми сейчас и проводится доподготовка. Её программа включает в себя как теоретические занятия по изучению Правил дорожного движения, материальной части штатной техники, так и практические тренировки по осмотрам, обслуживанию и подготовке техники к эксплуатации, зажиганию и троганию с места автомобиля или БТР (САО), по практическому вождению, проверку знаний на зачётах и т.д. Главным экзаменом для каждого военного водителя станут многокилометровые марши. А совершение марша, как известно, является выполнением тактической задачи, в ходе которой экзаменуемые должны будут не только показать навыки вождения в колонне, но и сдать установленные нормативы по РХБЗ, инженерной подготовке, выполнить различные вводные по отражению нападения воздушного противника, по рассредоточению, по противодействию радио- и спутниковой разведке «противника» и другие обязательные тесты.
     Не менее сложная и ответственная задача по доподготовке водительского состава стоит и перед командованием отдельных батальонов морской пехоты, которых на флотилии два. Ведь нужно доподготовить водителей, которым предстоит управлять техникой самых различных марок: дизельными «Уралами» и КамАЗами, работающими на бензине ЗИЛами и легковыми УАЗами, бронетранспортёрами, самоходными артиллерийскими орудиями на гусеничном ходу. Среди водительского состава, привлекаемого к доподготовке, свыше 15 процентов военнослужащих, призванных осенью 2011 года, то есть не имеющих твёрдых навыков практического вождения.
     К счастью, у наших офицеров и младших командиров имеется уже более чем 10-летний опыт по подготовке водителей, наработанный ещё во время существования 77-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты КФ. И пока не было случая, чтобы в частях администрации по доподготовке водителей не уложились в плановые сроки.
     
Как и требует «колёсная» служба

     Начальник штаба отдельного батальона материального обеспечения гвардии майор Роман Новиков, Воздушно-десантные войска:
     - Можно без преувеличения сказать, что большая часть службы нашего батальона проходит на колёсах. Рота подвоза материальных средств гвардии капитана Романа Рогозина и рота подвоза боеприпасов гвардии капитана Руслана Туренко накручивают за период обучения многие тысячи километров, обеспечивая доставку грузов в части и подразделения нашего соединения, которые расположены порой в немалом удалении от железнодорожных узлов и баз снабжения. Водитель - основная специальность в батальоне. Поэтому на его подготовку в первую очередь и направлены наши усилия.
     Благодаря чёткой работе «кадровиков» дивизии подаваемые заявки по укомплектованию штатов выполняются полностью, в том числе и водителями, имеющими категории прав «D» и «Е».
     Конечно, новобранцы-срочники приходят с разным уровнем готовности сесть за руль мощного КамАЗа. И здесь многое зависит от полученного опыта вождения. Если парень успел после школы ДОСААФ или коммерческой автошколы «пошоферить» на грузовом автомобиле хотя бы полгода - значит, как говорится, наш человек, доподготовку он проходит быстрее других. А вот с обладателями водительских «корочек» без практических навыков приходится заниматься с особым вниманием. Вот сейчас с молодым пополнением работает гвардии капитан Рогозин. Половина новичков как раз из тех, кто имеет лишь стаж учебного вождения. С ними персонально работают лучшие сержанты батальона. Кстати, у нас все командиры взводов и отделений, а также большинство старших водителей - контрактники. По опыту прошлого призыва можно сказать, что через полтора-два месяца к 100-километровому и 300-километровому круглосуточному маршу новобранцы подойдут уже с нормальным уровнем водительских навыков. Большинство из них уже через полгода сможет сдать контрольные упражнения по итогам периода обучения на оценку «отлично». Этому способствует и интенсивность выполнения задач по предназначению батальона, и чётко выстроенная боевая учёба в наших подразделениях. Сервисным обслуживанием техники теперь занимается специальная гражданская организация, и это тоже даёт нам дополнительные возможности в боевой учёбе.
     Полигон соединения оборудован отличным автодромом, который позволяет выполнять все без исключения упражнения курса вождения колёсной техники от преодоления препятствий до маршевой слаженности. Роль инструкторов могут выполнять все строевые сержанты батальона. Никакой тренажёр не заменит автомобиль в развитии навыков вождения. Разве что первичное обучение с его помощью можно проводить.
     В батальоне действует жёсткое правило: за руль автомобиля может садиться только тот, за кем он закреплён. И даже такую сложную операцию, как погрузка автомобиля на железнодорожную платформу, у нас осуществляют штатные водители. Командиры взводов и рот садятся за руль военной машины лишь в рамках командирской подготовки, раз в месяц выполняя различные упражнения по вождению. Главная их задача - подготовить умелого и ответственного военного водителя, способного и по бездорожью, и под огнём противника доставить груз по назначению и точно в срок.
     Суждения, высказанные участниками «круглого стола», явились очередным доказательством особой важности затронутой темы. В связи с этим разговор о проблемах подготовки водителей и механиков-водителей мы решили продолжить. Приглашаем к нему наших читателей.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex