на главную страницу

13 Января 2012 года

Оружие России

Пятница

Версия для печати

Минобороны поддержало «Авиакор»

Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Самарский авиазавод передал заказчику первый отечественный самолёт Ан-140-100 для Военно-воздушных cил России.


     Первый лёгкий транспортный самолёт Ан-140-100 из партии в восемь машин, заказанной Минобороны РФ для ВВС у авиазавода ОАО «Авиакор», был принят 23 декабря военной приёмкой. Об этом «Красной звезде» сообщил начальник 2-го отдела 5-го территориального военного представительства Минобороны РФ на этом самолётостроительном предприятии подполковник Эдуард Буренок. Экипаж лётчиков-испытателей из состава военной приёмки без единого замечания совершил на этой машине с новой окраской, утверждённой главнокомандующим Военно-воздушными силами генерал-полковником Александром Зелиным, пять полётов по программе приёмо-сдаточных испытаний.
     30 декабря самолёт должны были перегнать с заводского аэродрома на подмосковный аэродром Чкаловский. Это своевременно не произошло лишь потому, что в Самару прибыл не полностью укомплектованный экипаж из Государственного лётно-испытательного центра. На чкаловской авиабазе начнётся программа опытной эксплуатации Ан-140-100. После его принятия на снабжение Вооружённых Сил он пополнит парк военно-транспортной авиации и придёт на замену устаревшим транспортным самолётам. Самарский «Антонов» будет заниматься перевозкой личного состава, грузов, почты и других специальных задач на расстояние до 2.300 км как с аэродромов с искусственным покрытием, так и имеющих грунтовые взлётно-посадочные полосы. В ближайшее время ВВС России получат ещё два самолёта Ан-140-100 из Самары. По словам подполковника Эдуарда Буренка, одна из этих машин уже находится в цехе главной сборки, а вторая – на предварительной сборке в ОАО «Авиакор».
     Напомним, что в мае прошлого года Министерство обороны РФ подписало с ОАО «Авиакор – авиационный завод» трёхлетний контракт на строительство партии самолётов Ан-140-100 в грузовом варианте, рассчитанном на перевозку пассажиров и до 6–7 тонн груза. По нынешним меркам в российской авиапромышленности это достаточно серьёзный госзаказ. По условиям контракта первые машины должны были передать заказчику уже к концу года.
     Следует отметить, что самарский авиазавод – единственное предприятие в стране, которое выпустило тысячу самолётов взлётной массой свыше 100 тонн каждый. В лучшие времена здесь за месяц передавали заказчикам до 8 новых лайнеров Ту-154М и стратегических ракетоносцев Ту-95МС. В результате произошедших в российской гражданской авиации преобразований и раздробления на 154 компании прежнего «Аэрофлота», ежегодно заказывавшего многие десятки пассажирских лайнеров Ту-154, их выпуск снизился до единиц. Гособоронзаказ на новые самолёты для предприятия упал до нуля. В итоге количество работающих на «Авиакоре» сократилось более чем на порядок – с 25 тысяч до 2,2 тысячи человек. Претерпели изменения и производственные мощности завода. Предприятие выпускало по одному 20-тонному «Антонову» раз в два года вместо прежнего темпа – один-два 100-тонных «Туполевых» каждую неделю. За последние годы завод построил и сдал в эксплуатацию авиакомпании «Якутия» три новых самолёта Ан-140-100, призванных заменить морально устаревшие, исчерпавшие свой ресурс Ан-24, Ан-26 и Як-40. В декабре 2009 года Управление развития и организации заказов авиационной техники и вооружения Минобороны РФ подписало контракт на выполнение самарским авиазаводом госзаказа по строительству первого самолёта Ан-140-100. Предприятие его должно было собрать, испытать под контролем военной приёмки и сдать заказчику до 25 ноября 2010 года. Однако произошли изменения конструкторской документации в процессе достройки, и он был сдан заказчику год спустя.
     В 2007–2008 годах, как раз во время мирового финансово-экономического кризиса, «Авиакор» получил от Минобороны спецзаказы на три самолёта Ту-154М и сдачу их в первом и четвёртом квартале 2010 года. Но завод сумел в 2010 году передать заказчику лишь один самолёт Ту-154М в варианте «Салон». Справедливости ради отметим: на сроках сдачи негативно сказались изменения техусловий в процессе строительства и задержки финансирования.
     Понятно, что в обстановке незавершившегося экономического кризиса на 100 процентов частный «Авиакор» без господдержки и оборонзаказа обойтись не может. На предприятии была проведена необходимая финансовая «санация». В отличие от входящих в ОАК предприятий завод дополнительных средств не получал и Ан-140-100 запустил в серию без помощи государства. Генеральный директор корпорации «Русские машины», председатель совета директоров ОАО «Авиакор – авиационный завод» Александр Филатов заявил: «Авиакор» вошёл в кризис с долгом свыше 3 миллиардов рублей, сейчас внешний долг предприятия составляет всего 100 миллионов рублей. Это беспрецедентно мало для любого машиностроительного предприятия, к тому же долг реструктурирован на 5 лет. «Авиакор» должен впервые с 1989 года отпраздновать положительную рентабельность по чистой прибыли. В этом году будет построено четыре самолёта Ан-140».
     Генеральный директор ОАО «Авиакор – авиационный завод» Алексей Гусев заметил журналистам, что «заключение контракта с Министерством обороны – стратегически важный этап развития «Авиакора». Для оперативного и качественного выполнения этого заказа на предприятии будет произведено локальное переоснащение производства, внедрены новые современные технологии. Изготовление самолётов Ан-140 предполагает создание на заводе новых рабочих мест». По оценке Алексея Гусева, самый позитивный фактор для компании в том, что «государство в лице Минобороны обратило внимание на основной продукт предприятия – самолёт Ан-140. Под заказ будут созданы новые рабочие места, он во многом оздоровит ситуацию на заводе».
     Такая реакция руководителя предприятия и оценка им этого долгожданного события понятны: впервые за более чем два десятилетия самарский авиазавод получил большие госзаказы на производство новых самолётов для Вооружённых Сил. Минобороны пошло на подписание контракта с «Авиакором» по выпуску серии Ан-140-100, взвесив всё, что сделано на предприятии для его оздоровления.
     Вместе с тем заводчанам не следует забывать, что новый контракт с военным ведомством «Авиакор» заключил, не сдав предыдущие заказы Минобороны. Выполнение контрактов станет своеобразным экзаменом для самарского авиапредприятия. И в большей степени – на профессиональную пригодность для его менеджмента. Вооружённым Силам необходимы полностью оснащённые и функционирующие авиационные комплексы. Сегодня для предприятия Министерство обороны – стратегический партнёр, который ждёт от «Авиакора» выполнения госзаказов на 10 новых «Туполевых» и «Антоновых» для Вооружённых Сил.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex