на главную страницу

14 Января 2012 года

События. Комментарии

Суббота

Версия для печати

ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ВОЕННЫХ ДЕЛ




     13 января страна отметила День российской печати. Он учреждён постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года, вскоре после распада СССР, и приурочен к исторической дате – началу издания первой отечественной российской газеты, созданной по указу Петра I. Газета, кстати, называлась «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Так что отчасти её можно считать предшественницей «Красной звезды», призванной решать в основном те же задачи, что и первое печатное издание Российской империи.
     К сожалению, с каждым годом праздник отечественной печати отмечается всё более формально и невыразительно. Виновато в этом и само журналистское сообщество. Ведь, признаем, мы основательно потеряли в своём авторитете в глазах общества. Не случайно падают тиражи периодических печатных изданий. И не только из-за распространения Интернета, но и из-за неумения нашего брата, журналиста, в изменившихся социальных условиях утолять читательский голод в правдивой информации, помогать ориентироваться в происходящем в обществе и государстве.
     ...И всё же не всё так плохо. Российская печать живёт, журналистские коллективы большинства изданий, и общероссийских, и региональных, научились выживать в новых экономических реалиях. Профессия журналиста не умерла, не свелась к примитивным информационным заметкам и выполнению «политзаказов». Отрадно, что дух отечественной журналистики сохранился в регионах. Нам, краснозвёздовцам, было приятно, что накануне Дня российской печати наши коллеги с радиостанции «Эхо Москвы» нашли возможность разместить на своём сайте материал пензенского журналиста Павла Арзамасцева, племянника фронтового корреспондента нашей газеты Александра Полякова.
     Александр Поляков, рассказал Арзамасцев, родился в 1908 году в селе Александровка Башмаковского района Пензенской области. В 1928-м окончил престижное тогда артиллерийское училище имени Красина в Москве и служил командиром батареи на Лужском испытательном полигоне под руководством будущего маршала артиллерии Воронова.
     В 1932 году при испытании нового орудия разорвало ствол, Поляков получил тяжелейшую контузию. Был комиссован вчистую. В 24 года жизнь фактически пришлось начинать сызнова.
     Вначале работал заведующим клубом, затем – заместителем начальника агитационной эскадрильи имени Максима Горького, с которой облетел весь Советский Союз. Познакомился со многими известными лётчиками, потихоньку стал писать о них книги, в частности о Валентине Гризодубовой. А в 1938 году стал корреспондентом газеты «Красная звезда». И уже 17 сентября 1939-го попал на свою первую войну – советско-польскую, официально названную освободительным походом в Западную Украину и Белоруссию.
     Поход отнюдь не был лёгкой прогулкой, как его принято представлять. Только убитыми РККА потеряла 1.173 бойца.
     Поляков был прикомандирован к отдельному разведывательному батальону и на основе собранного материала выпустил книгу «Разведчики в бою».
     А в ноябре того же 1939-го уехал на другую войну - финскую, которую впоследствии назовут «незнаменитой». И здесь особо следует подчеркнуть такой момент: воинского звания Поляков не имел. Комиссован он был в 1932-м, персональные звания ввели в 1935-м. До этого звания соответствовали занимаемой должности. Поэтому на Карельский фронт он попал хотя и в военной шинели, но с чистыми петлицами, по сути, рядовым бойцом. Был направлен в 420-й полк 9-й армии, которой ставились весьма амбициозные задачи: пересечь Центральную Финляндию и выйти к Ботническому заливу. Кончилось это катастрофой - две из четырёх дивизий, входивших в состав армии, попали в окружение и почти полностью погибли.
     И так получилось, что Полякову пришлось взять на себя командование батальоном, попавшим в окружение. Командир батальона погиб. Но имелись командиры рот, командиры взводов. И тем не менее батальон подчинился не имевшему воинского звания журналисту. «Случай в общем-то уникальный, - делится мыслями Арзамасцев, - ни о чём подобном мне слышать не доводилось. Поляков командовал батальоном двое суток и сумел вывести его из окружения. Спустя несколько дней он был тяжело ранен в ногу и на самолёте отправлен в Ленинград. В марте 1940 года награждён орденом Красного Знамени. Орден ему в Кремле вручал сам Калинин. Кстати, 420-й полк также был удостоен ордена Красного Знамени.
     Весной 41-го Александр прошёл переаттестацию и получил воинское звание батальонного комиссара.
     А 22 июня встретил на западной границе.
     И снова попал в окружение. Выходил в составе 24-й стрелковой Самаро-Ульяновской Железной дивизии, которая прошла по тылам врага более 500 километров. И снова журналисту приходилось больше воевать, чем писать.
     Выйдя из окружения, Поляков опубликовал в «Красной звезде» документальную повесть под названием «В тылу врага». Она впоследствии была издана отдельной книгой и переведена на 14 языков. Её выпустили в Великобритании, США, даже в Китае.
     За мужество, проявленное в тылу врага, Поляков был награждён вторым орденом Красного Знамени.
     В январе 1942-го Поляков воевал в составе экипажа тяжёлого танка КВ. КВ поначалу, честно говоря, был танком весьма ненадёжным. И ему нужна была своего рода реклама, дабы танкисты в него поверили. Что Поляков и сделал, написав книгу «Белые мамонты». Книга интересна, в частности, тем, что в ней приведён своеобразный «прайс-лист» немецкой армии - за подбитый Т-34 немецкому солдату полагался отпуск 8 дней, а за КВ - 14.
     Всё лето и начало осени 1942-го Поляков провёл подо Ржевом, где шли тяжелейшие бои. Серия его очерков о тяжёлой артиллерии в «Красной звезде» попалась на глаза Сталину, и он приказал перепечатать их в «Правде» - при тогдашней иерархии в прессе случай по-своему тоже уникальный.
     Но последствия давней контузии и ранений давали о себе знать. Вернувшись в октябре в Москву, Александр Поляков неожиданно скончался прямо в редакции за рабочим столом от кровоизлияния в мозг».
     В 2008 году, рассказал далее Павел Арзамасцев, был учреждён областной журналистский конкурс имени Александра Полякова. Нашлись и спонсоры, и просто неравнодушные люди - помогли с призами, с организацией. Постоянно поддерживала конкурс и редакция «Красной звезды», где Полякова хорошо помнят. А в прошлом году краснозвёздовцы предложили сделать этот конкурс всероссийским. К сожалению, областное правительство идею не поддержало. В наше время такое бывает.
     Краснозвёздовцы ещё раз благодарят Павла Арзамасцева за то, что бережно хранит память об одном из наших самых ярких фронтовых коллег. Наша признательность и радиостанции «Эхо Москвы», которая тепло и обстоятельно рассказала о том, кто в дни войны равнял перо к штыку. Именно фронтового образца, фронтовой солидарности нам порой так не хватает в ХХI веке.
     В День российской печати «Красная звезда» получила немало поздравлений. Одно из них прислал председатель Комитета Государственной Думы по обороне адмирал В.П. Комоедов. Он в свою очередь напоминает, что первая российская газета, учреждённая Петром Первым, называлась «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах», и выражает уверенность, что «дела военные» для журналистов «всегда будут на первом месте ибо обороноспособность страны была, есть и будет всегда краеугольным камнем политики России».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex