на главную страницу

14 Января 2012 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

В ритме учебных задач

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



По словам начальника отделения подготовки младших специалистов и резервов Управления подготовки войск ЦВО подполковника Андрея Краснолобова, состоявшийся год назад этап реорганизации военного округа существенных изменений в сферу практической деятельности возглавляемого им отделения не принёс. Даже вошедшая в состав ЦВО сибирская территория не стала в этом плане обременительной.


     Сегодня в поле внимания трёх офицеров отделения находятся учебные части, дислоцирующиеся в пяти гарнизонах Урала и Поволжья. Если говорить языком цифр, то речь идёт о разовом потоке обучающихся, насчитывающем шесть с лишним тысяч курсантов, занимающихся по пяти десяткам военно-учётных специальностей. Однако половина каждого выпуска пяти «учебок» направляется в войска Центрального военного округа, остальные убывают на доукомплектование соединений и частей других военных округов.
     - Конечно, того объёма выпускников учебных подразделений, что оказывается в распоряжении войск ЦВО, недостаточно, - комментирует ситуацию Андрей Краснолобов. - Но делу сопутствует отлаженный механизм, если можно так выразиться, взаимообмена. В поствыпускные периоды к нам приходят более трёх тысяч специалистов из «учебок» соседних военных округов. Это военнослужащие востребованных в ЦВО специальностей, по которым в наших учебных подразделениях обучение не ведётся.
     Интересуюсь в ходе беседы: в выпускниках каких специальностей больше заинтересованы соседи ЦВО?
     - Столь чёткой градации нет, что этот ВУС пользуется большим спросом, а этот - меньшим, - поясняет подполковник Краснолобов. - Войскам в принципе нужны хорошо подготовленные специалисты - мотострелкового и танкового профиля, войск связи, РХБЗ, ПВО и даже военные повара. Например, месяц назад мы направили соседям более 50 специалистов поварского профиля.
     - Поступают ли вам из войск отзывы о качестве обученности урало-поволжского контингента?
     - Поступают. И довольно часто. Отклики от представителей командования частей и соединений бывают просто в виде телефонных звонков, реже - в письменном виде. Гораздо чаще - в период личных встреч с офицерами линейных частей. В частности, хороший отзыв о наших выпускниках Еланского окружного учебного центра дал по итогам стратегического учения «Центр-2011» командир Чебаркульской отдельной танковой бригады полковник Сергей Комбаров.
     - Но в войсках об уровне выучки выпускников учебных центров, бывает, звучат и иного рода мнения. Они вам знакомы?
     - Конечно, знакомы. И в данной ситуации нет ничего удивительного. Ведь у каждого командира взвода, роты, батальона за период офицерской службы складываются свои, сугубо индивидуальные требования к степени обученности приходящих в его подразделение военнослужащих. Причём, заметьте, уровень задаваемой ими условной планки подготовленности всегда чрезмерно высок: все хотят иметь в подчинении, по крайней мере, опытного «пользователя» аппаратуры, боевой машины, вооружения. Но это, увы, нереально. Достаточно вспомнить, что за плечами вчерашнего курсанта всего лишь три месяца службы в армии. Вот и представьте: приходит такой парень в линейное подразделение, а там - новый командир с иным комплектом требований, новые члены экипажа, расчёта, отделения. Хоть и идентичные, но всё же пока ещё «неродные» боевые машины, вооружение, средства связи и так далее. Новичку на адаптацию необходимы как определённое время, так и конечно же всесторонняя поддержка. Если её нет, начинаются сложности. Невнимательный командир, не определив проблему, делает, как правило, скоропалительное заключение: мол, солдата в «учебке» так ничему и не научили.
     - Наверное, столь неудобную ситуацию сегодня отчасти нивелирует процесс комплектования учебных центров призывниками, имеющими высшее образование?
     - Отчасти - не то слово. Вчерашние студенты - это тот контингент, который нам интересен в первую очередь. Во-первых, потому что это уже не вчерашние школьники, а вполне взрослые люди. Во-вторых, они уже имеют определённый базовый уровень знаний, в целом ряде случаев родственный получаемой воинской специальности. В-третьих, они умеют работать с учебной литературой, имеют навыки в системе практического обучения, обладают долей так называемой усидчивости. Наконец, в-четвёртых, это привитые навыки дисциплинированности. Сложение данных факторов в процессе обучения даёт на выходе специалиста на порядок лучше подготовленного, чем его же сослуживец того же призыва, но из числа вчерашних школьников. В качестве примера я могу вспомнить недавнюю публикацию в «Красной звезде», где рассказывалось о призванном на службу выпускнике гражданского вуза связи, успевшем освоить в «учебке» материальную часть сразу двух разнопрофильных станций связи, а затем, уже в войсках, оснащение и принцип работы на третьем для себя типе спецмашин.
     - Каков процент таких «индиго» в учебных центрах ЦВО?
     - Нам есть чем похвалиться: этой осенью в учебные центры ЦВО пришли две с половиной тысячи новобранцев с высшим образованием. В тот же период год назад их было 2.000 человек. Идем вперёд по нарастающей. Потому из войск стало звучать гораздо меньше нареканий в отношении уровня подготовки личного состава в «учебках».
     - Войсковых командиров, наверное, смущает тот факт, что срок службы специалистов сегодня весьма непродолжительный...
     - Именно поэтому в стартовавшем учебном году мы уже включились в реализацию программы по информированию переменного контингента учебных центров о привлекательности контрактной службы. И в этом деле нам, не сомневаюсь, серьёзную поддержку с нового года будут оказывать сами условия, складывающиеся в войсках для прохождения контрактной службы, - повышенное денежное довольствие, жилищное обеспечение контрактников, улучшаемое материально-техническое оснащение.
     Правда, применительно к учебным центрам, в отношении последнего, как тут же заметил подполковник Краснолобов, «есть ещё насущные моменты». Например, отдельные образцы матбазы «учебок» морально устарели на фоне тех, что уже стоят на вооружении в линейных частях. Подобные моменты можно встретить в системе обучения разведчиков, специалистов связи. И это неправильно. Хотелось бы, чтобы «учебки» наравне с линейными частями обеспечивались современными образцами вооружения и техники. Так, за последние два года существенное наращивание учебной материально-технической базы прошло на базе Еланского ОУЦ, где не осталось устаревших тренажёрных образцов по обучению механиков-водителей, наводчиков-операторов танков и БМП. Серьёзно обновилась линейка тренажёрных комплексов стрелкового оружия. Причём речь в данном случае идёт как об отдельных тренажёрных единицах, кинотренажёрах, так и об учебных классах в целом.
     Одновременно в учебных центрах была уплотнена программа обучения курсантов. Прежний пятимесячный этап саккумулировали в объёме одного квартала. В беседе подполковник Краснолобов откровенно признался: «Сначала мы полагали, что три месяца - это совершенно недостаточный срок для освоения программы обучения. Допускали, что может пострадать и качество подготовки личного состава. Однако первый же выпуск курсантов, обученных в новых условиях, показал, что наши опасения были напрасны».
     В этом, конечно, положительную роль сыграла проведённая корректировка прохождения этапа военной службы. С курсантов сняли бремя нарядов. Более насыщенным стал процесс боевой подготовки. Свою лепту внесло наличие новейшей тренажёрной базы. Плюс к этому заметно увеличилась численность новобранцев с высшим и средним профессиональным образованием.
     - В итоге, - отмечает подполковник Краснолобов, - возрос уровень выучки личного состава. За летний период обучения подготовка младших специалистов в четырёх учебных центрах из пяти оценена на «хорошо». Например, подразделение разведчиков в ходе выпускных экзаменов большинство задач отработало на отличную оценку. Заметно повысилась степень физподготовки военнослужащих. Вдобавок ко всему нами впервые был отмечен тот факт, что в среде военнослужащих снизился уровень правонарушений. Только представьте: в 2011 году не было отмечено ни одного случая самовольного оставления курсантами места службы.
     Но при всём сопутствующем напряжении 2011 года новый, 2012 год для учебных центров ЦВО, считает подполковник Краснолобов, потребует гораздо больших усилий. Так, в дополнение ко всему в плановый режим войдёт процесс подготовки на базе войсковых «учебок» военнослужащих по контракту.
     – Справимся и с этой задачей, - не сомневается Андрей Краснолобов. - Просто у нас нет иного выхода. Линейным частям нужны хорошо подготовленные специалисты. И мы их для войск подготовим.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex