на главную страницу

14 Января 2012 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

ПОЛЁТ НАД БАРЕНЦЕВЫМ МОРЕМ

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото автора и Ильи СТАДНИКА.




     Специалисты убеждены, что будущее ВВС - за разнородными авиагруппами, позволяющими отрабатывать и выполнять комплексные задачи. К этому подталкивает логика боевых действий.
     Заместитель командира авиагруппы 7000-й авиабазы гвардии полковник Игорь Ерофеев рассказывает:
     - Наша авиагруппа включает пять типов летательных аппаратов, поэтому может выполнять практически любые задачи. Ранее мой разведывательный полк выполнял полёты, особо не вникая в сферу коллег - истребителей или бомбардировщиков. Над нейтральными водами нас встречали истребители сопредельных государств, сопровождали. А сейчас самолёт-разведчик на специальном маршруте сопровождается истребителем МиГ-31, и ни у кого уже не возникает желания потренироваться в перехвате. Совместно с бригадой ВКО постоянно несём боевое дежурство по охране воздушных рубежей Родины, следим за нашими границами над Баренцевым морем. Вот и на исходе 2011 года в воздух был поднят дежурный экипаж МиГ-31 (впервые за год в ночное время). Задача выполнена успешно, самолёт-разведчик сопредельной страны обнаружен, классифицирован и сопровождался в зоне ответственности. Само присутствие рядом нашего истребителя подавляет морально и мешает вести радиолокационную разведку...
     Реальность такова, что вблизи Государственной границы России соседи стремятся прослушать переговоры, ищут подводные лодки и надводные корабли Северного флота, «прощупывают» наземные объекты. Этот постоянно растущий интерес сопредельных государств наблюдается при официальных заверениях о добрососедстве и сотрудничестве в экономической и гуманитарной сферах на международных форумах. Арктический шельф - средоточие больших природных богатств и разновекторных геополитических интересов. И там в особых сложных условиях надёжно охраняют интересы и границы Отечества особые люди...
     Северный старожил гвардии полковник Ерофеев о себе рассказывает весьма сдержанно, искусно переводя разговор на темы нового облика армии и славной истории основополагающего для авиагруппы - отдельного гвардейского Висленского Краснознамённого, ордена Кутузова разведывательного авиационного полка, созданного в мае 1942 года. На первом этапе реформирования к разведчикам перебазировали бомбардировочную авиацию. Позднее - истребительную. Сегодня в авиагруппе подобных составляющих - четыре, могучий заполярный кулак России!
     Игорь Ерофеев родился в молдавском Тирасполе 16 декабря 1967 года. С детских лет хотел стать лётчиком. Упорно шёл к цели. В школьные годы серьёзно занимался спортом - самбо и дзюдо. С первого раза лётное училище в Качинске не покорилось. Поступил на физико-математический факультет Тираспольского государственного педагогического института. И всё же после окончания первого курса института надел курсантские погоны...
     В 1989 году краснодипломник лейтенант Ерофеев начал офицерскую службу в Западной группе войск (ГДР), в истребительно-бомбардировочной авиации (Су-17). Боевая учёба проходила насыщенно, летал вдохновенно. В составе пары и звена работал по воздушным и наземным целям - стрелял из пушки, пускал ракеты, бросал бомбы... Однако жить и служить довелось в эпоху перемен. В мае 1991 года полк вывели из Германии в город Мары Туркестанского военного округа. Там было уже неспокойно, набирал обороты «парад суверенитетов», в дальнейшем стало ещё «веселее». Через три года, когда авиационную часть фактически отдали туркменской стороне, капитан Игорь Ерофеев перевёлся в Заполярье. Где и служит по сей день уже 15 лет (с перерывом на учёбу в Академии имени Ю.А. Гагарина в 1998–2000 годах). Игорь Ерофеев никогда не усомнился в правильности своего пути.
     Он ставил перед собой цели и настойчиво шёл к ним. Оптимизм и надежда помогали в самые трудные годы, когда лётчикам не давали летать и на многие месяцы задерживали выплату денежного содержания. Остался верен воинскому долгу, мечте и себе. Прошёл должности от лётчика до командира разведывательного полка. Сегодня - заместитель командира авиагруппы, лётчик-снайпер.
     Работы у него много и в соответствии с должностными обязанностями, и в связи с местом дислокации авиагруппы. Север - он же ведь всегда непредсказуемый по метеоусловиям и состоянию аэродромов (погода здесь меняется за 15 минут). Попробуй тут всё предусмотреть! Трудно это, но необходимо – во избежание нежелательных последствий...
     В багаже полковника Ерофеева 26 «календарей», так что многое он повидал. Однако на вопрос о самых ярких эпизодах службы Игорь Иванович отвечать не торопится. Добродушно улыбается: «Вспомнить можно многое, всегда стремился выполнять самые сложные задачи. Только информация эта не для широкого круга читателей». Всё-таки у лётчика разведывательной авиации - особая специфика.
     Многообразие состоящей на вооружении авиатехники предполагает и особую напряжённость, и многосторонность боевой подготовки авиагруппы. Как удаётся всё совместить? Опыт 2011 года оказался вполне успешным.
     Несмотря на разнородность авиационной техники и сложность выполняемых задач, лётчики стали лучше понимать друг друга, эффективнее взаимодействовать. Упорядочено снабжение авиадвигателями и запасными частями. Отработан высокий ритм полётов. По сравнению с прошлым годом значительно увеличился налёт часов. Более двадцати подъёмов за год - по реальным целям.
     Если 20 лет назад в Заполярье направлялись экипажи не ниже 2-го класса, то сегодня приходят лейтенанты после военного вуза (в 2011 году - пять лейтенантов: трое направлены в разведывательную эскадрилью и по одному - в истребительную и бомбардировочную). Это накладывает определённый отпечаток на подготовку.
     Мотивация у молодёжи есть. К счастью, есть кому и на чём учить, что обеспечивает нужные результаты. План повышения классности выполнен. С хорошим качеством проведены три лётно-тактических учения эскадрильи и одно ЛТУ авиационной группы, в котором все рода авиации были связаны общим замыслом и взаимодействием, действовали с использованием авиационных средств поражения. Совместно с Северным флотом состоялось учение по поддержке сил и средств ПВО в ходе передислокации на остров Кильдин. Выполнялись задачи по сопровождению дальней авиации над нейтральными водами (прикрытие зоны дозаправки топливом в воздухе)...
     Что ждёт авиагруппу в будущем?
     - Надеюсь, впереди - только развитие. Люди приходят в авиацию отборные во всех смыслах. Молодёжь очень хорошо настроена на службу. Жадно впитывает опыт «стариков» и стремится достичь большего. Наличие топлива и напряжённые планы боевой подготовки (лейтенанты даже не представляют, что такое ходить по ВПП с метлой!) позволяют летать днём и ночью, на пределе человеческих возможностей. Летом, когда 24 часа в сутки светит солнце, ничто не мешает летать в две смены, - отвечает полковник Игорь Ерофеев.
     При сложении всех навыков и умений возникает синергетический эффект. Руководящий состав авиагруппы - «сборная» всех родов авиации. Командир - полковник Андрей Можайский - истребитель. Заместители - разведчик и бомбардировщик. Впрочем, практикуется переучивание, для охвата двух типов самолётов. Так, в 2011 году разведчик полковник Игорь Ерофеев переучился на бомбардировщика...
     Что даёт человеческой душе служба за полярным кругом?
     - Север сплачивает людей. Служба здесь особая. Взаимопомощь и взаимовыручку окажут в любую минуту. Север делает людей мудрее и спокойнее. Теперь Заполярье для меня - дом родной, прикипел душой, всё вокруг своё, настоящее...
     Такая вот замечательная судьба и светлая летящая душа, не затерянная в хмуром, холодном пространстве между низким небом и свинцовым Баренцевым морем. И служба не фон, а смысл этого полёта...
     

     

     На снимках: лётчик-снайпер гвардии полковник Игорь ЕРОФЕЕВ; полёт над Баренцевым морем.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex