на главную страницу

18 Января 2012 года

Десантный характер

Среда

Версия для печати

Романтики из разведки

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
Фото автора и Дениса МОКРУШИНА.




     Каждый день к командиру разведывательной роты десантно-штурмовой дивизии гвардии старшему лейтенанту Михаилу Жунину идут доброхоты с одинаковой просьбой: «Возьмите в разведчики!» Вакансий в подразделении немного, а «балласт» здесь очень обременителен. Поэтому ротный обстоятельно беседует с каждым, перво-наперво интересуясь целью подобной профориентации. Учитывается и гражданская профессия, и военная, вернее даже конкретные достижения в прежних сферах деятельности. Жунин считает, что человек с привычкой трудиться абы как в разведке не приживается. Здесь предпочтительнее самоустановка на постоянное развитие. Потом ротный пропускает кандидата через так называемый комплекс Купера – тест по физической подготовленности. Вроде ничего сложного – четыре упражнения по десять подходов на силу рук, пресса, выносливость, прыгучесть. Всего семь кругов. Романтики, неспособные отжаться с десяток раз, рассчитывающие, что в роте из них кто-то будет делать супермена, отсеиваются сразу. Трудяги, даже чуть не дотянувшие до норматива, но работающие на результат из последних сил, имеют шанс стать разведчиком.
     – «Физику» добрать можно всегда, если есть бойцовский задел в характере, – считает командир разведроты. – Сила воли, готовность к самопреодолению – вот без этого в разведке не обойтись.
     Не скрывает от добровольцев Михаил Жунин и «прелестей» повышенных нагрузок в процессе боевой подготовки подразделения. Большую часть занятий разведчики проводят на дивизионном полигоне и в горных учебных центрах – служат ведь они в десантно-штурмовой дивизии, предназначенной для боевого применения в горной местности. А этому в теории не научишься. Точный глазомер, наблюдательность, умение ориентироваться на незнакомой местности, следопытские навыки, способность бесшумно передвигаться по любому рельефу – всему этому может научить только обильно политая солдатским потом каменистая полигонная земля. И всё равно отбоя от желающих нет.
     В чём же приворотная сила разведроты? Скорее всего, именно в насыщенной боевой подготовке – здесь она традиционно носит культовый характер. Аутсорсинг при этом играет свою немаловажную роль, избавляя десантников от множества повседневных хозяйственных забот, позволяя сосредоточиться на главном – освоении всего спектра навыков по боевому предназначению. А спектр этот весьма обширен. И бесшумное снятие вражеского часового – это далеко не первый навык по своей значимости. Сегодня на вооружении разведчиков – элементы компьютеризированной единой системы управления тактического звена, разработанной специально для десантных войск. В ближайшем будущем она будет дополнена комплексами воздушной беспилотной разведки – в роте уже сформирована группа разведчиков для обучения их применению. Взвод радиоэлектронной разведки гвардии старшего лейтенанта Александра Лазаренко имеет на вооружении технические средства, позволяющие вести дистанционную разведку днём и ночью, в сложных погодных условиях.
     Впрочем, и в рукопашном бою разведчики умеют себя показать. Многие владеют навыками боевых единоборств на уровне высоких спортивных разрядов. В подразделении все контрактники, и в первую очередь офицеры, не ограничивают свой уровень владения приёмами рукопашного боя рамками наставления по физподготовке. Наращивание навыков в этом деле – установка общая.
     И всё же главная сила в разведке, как считает гвардии старший лейтенант Михаил Жунин, – это профессиональный солдат с разносторонней выучкой. Безусловно, с ним работать командирам сложнее. Как правило, это тёртый калач, кое-что повидавший в своём уже не мальчишеском возрасте, освоив военную профессию, он знает себе цену как специалист, да и житейские проблемы у него «взрослые», их с наскока не очень-то и решишь. И, наверное, если речь идёт о профессиональном комплектовании подразделений, определяющих боевую готовность частей и соединений, то и человеческим фактором призваны ведать спецы-профессионалы. И будь на то воля Михаила Жунина, он непременно вернул бы в роту офицера по работе с личным составом. Индивидуальный подход – штука тонкая, и его результаты имеют конкретную выраженность в ратном ремесле, а уж в его элитарном разделе – войсковой разведке – тем паче. Ведь если уж стал боец настоящим профи, то служить с ним – одно удовольствие для командира и очевидная польза для боеготовности. Он и к делу относится с искоркой, и нагрузки хорошо держит, и с полуслова понимает, что от него по службе требуется. И таких контрактников в разведроте большинство. Техник роты сержант Виктор Лахин боевую машину знает как свои пять пальцев и механикам-водителям может всё растолковать доходчиво, настроить их на хозяйское отношение к технике. Заместитель командира взвода сержант Сергей Пальман служит уже по второму контракту. Одним из первых освоил новый тип парашюта, ас в тактико-специальной подготовке. Снайпер сержант Вадим Васильев – виртуоз меткого выстрела. Владеет всем стрелковым оружием роты и умело применяет его в различных видах снайперской борьбы. И, что немаловажно, щедро делится своими опытом и знаниями с коллегами-снайперами в условиях высокой состязательности между ними. В списочном составе роты сейчас – половина контрактников. Михаил Жунин уверен, что их должно быть 100 процентов. Дилетантство в разведке губительно. Каким бы крепким ни был костяк группы, уходящей на задание, в боевой обстановке один промах «неумехи» не только осложнит выполнение задачи, но и поставит под удар жизни сослуживцев.
     Особая забота командира роты – подготовка альпинистского взвода. Жунин в былые времена и сам командовал этим весьма специфическим подразделением, прошёл подготовку на горных учебных комплексах, стал инструктором по альпинизму, участвовал со своим подразделением в нескольких перевальных походах с полной боевой выкладкой – комплексном виде войсковой горной подготовки. Поэтому каждая тренировка альпвзвода лейтенанта Андрея Павленко на полосе горной подготовки планируется и разрабатывается командиром роты с максимальным приближением к боевым условиям.
     – Чем сложнее обстановка на занятиях, тем выше боевой задор у разведчиков, – делится своими наблюдениями Михаил Жунин. – Когда у человека появляется волевое желание стать сильнее, ловчее, на пределе возможности выполнить поставленную перед ним задачу, тогда в нём и закаляется внутренний стержень настоящего бойца войсковой разведки.
     Командиры разведывательных взводов – лейтенанты выпуска нынешнего года Дмитрий Авдонин и Вячеслав Задорожний – сразу же попали в крутую динамику подготовки к дивизионному тактическому учению, которое и стало для них своеобразным командирским крещением. Конечно, им ещё многое предстоит постичь в премудростях войсковой разведки, но притяжение этой настоящей мужской работы на грани человеческих возможностей они уже успели испытать. А значит, и новые профессиональные качества не заставят себя ждать. Тем более что командир роты и его заместитель гвардии старший лейтенант Герман Арутюнян дают понять взводным и значимость их роли в обучении разведчиков, и обязательность личного профессионального совершенствования.
     Есть в ротном обиходе такой термин: «Нарастить обстановку». Это значит ввести в общепринятые упражнения учебных стрельб дополнительную мишенную обстановку, к примеру «залёгшего противника». Чтобы попасть в такую мишень величиной с каску даже со ста метров, надо очень постараться. Другой раз при выезде на стрельбище разведчики высаживаются из машины за пять километров. Марш-бросок на огневой рубеж, оружие – к бою, огонь! Попробуй не промахнись, когда дыхание сбито, тело налито усталостью, а пот заливает глаза. Но это и есть путь преодоления, который по-хорошему «заводит» бойцов, заставляет по-настоящему биться за результат.
     В своё время при распределении из военного училища Михаила Жунина спросили, где бы он хотел служить.
     – Географически – в любом месте, но только в разведподразделении, – коротко ответил он, все годы учёбы готовясь именно к этому.
     На третьем году службы старшему лейтенанту Жунину предложили капитанскую должность вне войсковой разведки и, как говорится, без личного состава. Он даже не стал взвешивать все «за» и «против» – отказался сразу. Видимо, сработала всё та же приворотная сила разведки. За четыре года службы разведрота стала для Михаила Жунина своей. И его радуют эти ежедневные просьбы «взять в разведку». Значит, служба в его роте считается престижной. Настоящая ратная пахота на склонах гор даёт всходы. А плодами становятся закалённые характеры всесторонне обученных и надёжных бойцов войсковой разведки.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex