на главную страницу

18 Января 2012 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

Первым делом самолёты...

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командир авиационной группы гвардейской авиационной базы, лётчик-снайпер полковник Валерий КНЫШ.


     - Начнём нашу беседу с небольшого экскурса в историю?
     - Наша авиационная группа существует в своём нынешнем составе в течение последнего года. Она входит в состав авиационной базы, которая была образована из истребительного полка, имеющего большую и интересную историю. Полк был образован в 1942 году из состава третьей эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка после тяжёлых боёв под Одессой. В мае 1942 года он провёл первые воздушные бои в районе Батуми, Поти. За время войны полком было сбито 260 вражеских самолётов. Но основной задачей полка было сопровождение штурмовиков. Весь смысл вылетов был не в том, чтобы вступить в воздушный бой, а в возвращении на базу штурмовиков из боевого вылета. По количеству сохранённых штурмовиков и оценивались заслуги лётчиков полка. Основная же масса сбитых нашими пилотами самолётов приходится на период операции по взятию Кёнигсберга. В районе нынешнего Калининграда полк и закончил свои боевые действия в 1945 году.
     После окончания войны полк был перебазирован в Белоруссию, а затем в район посёлка Хотилово Тверской области. Сначала на аэродром, который находился возле трассы. Самолёты тогда были винтовыми, соответственно, и новой полосы строить не требовалось. В 1952 году был построен новый аэродром, который так и называется - Хотилово-новый. Полк был перевооружён на новые истребители МиГ-15 и в то же время передан в состав войск противовоздушной обороны. Основной задачей полка стала охрана воздушного пространства центрального района и в первую очередь Москвы. В дальнейшем поступали новые истребители. Долгое время основными истребителями полка были МиГ-25.
     Лётчики полка переучились на самолёты МиГ-31, а в процессе последних преобразований Вооружённых Сил в состав полка вошла эскадрилья на самолётах Су-27. То есть сейчас в составе авиационной группы два типа истребителей, которые, взаимодополняя, взаимозаменяя друг друга, могут решать широкий спектр задач. Это истребители противовоздушной обороны. И их основная задача - защита воздушного пространства, государственных границ Российской Федерации, и в первую очередь центрального района, Москвы.
     - Что можно сказать о последних организационных изменениях? Ваша база по сравнению с полком - это примерно одна и та же единица?
     - Авиационный полк - это лётчики, истребители, технический состав. Авиационная база - это тыл, связь... В советские времена практически не было полков разнотипного состава. Теперь почти все авиационные группы смешанного состава. Если у меня группа только истребительная, то есть группы, куда входит и бомбардировочная, и истребительная, и разведывательная, и даже вертолётная авиация.
     Организация стала более гибкой. Она позволяет решать многие вопросы. Когда я учился в академии, мы с коллегами с удовольствием отрабатывали темы взаимных боевых действий самолётов Су-27 и МиГ-31. Сегодня эти самолёты в одной авиационной группе. Если МиГ-31 - это истребитель дальнего ракетного боя, то Су-27 - ближнего воздушного боя. Группами этих самолётов можно решать задачи более качественно. Боевая эффективность реально повышается. И в этом основной плюс преобразований. Конечно, в каждой реформе наряду с положительными моментами есть и какие-то минусы. Их необходимо устранять.
     - А как сами офицеры отнеслись к преобразованиям?
     - Все, кто хотел служить, остались. И таких, кто сказал, что он не хочет продолжать службу, практически не было...
     - Одно дело, когда кто-то не хочет, а другое, когда не может...
     - Те, кто не смог работать в новых структурах, плавно ушли на пенсию, на заслуженный отдых. Объём обязанностей лётчика сильно не изменился. Он выполняет те же задачи. А вот, к примеру, у специалистов тыла произошли перемены. Многие из них ушли. Ведь часть тыловых вопросов теперь решают гражданские структуры. В частности, занимаются обеспечением питания личного состава...
     - А как, кстати, кормят теперь?
     - Лучше стало. Они ведь заключают контракты. И если будут кормить плохо, то новых контрактов с ними заключать не будут. Потому и заинтересованы в качественной работе. Если раньше на каком-то складе могли сказать, что какого-то вида продуктов, условно говоря, колбасы или шоколада, попросту нет, то теперь всё есть. В перспективе гражданские структуры будут заниматься и заправкой самолётов. У меня пока такого нет, но в некоторых других частях это уже практикуется. Авиация, как принято говорить, воюет вперёд тылом. Если не будет боекомплекта, топлива, лётчик не будет накормлен, то и решать боевые задачи будет крайне сложно.
     Конечно, в новых условиях у командира иной объём обязанностей, стало больше работы. Если раньше я в 18.00 мог с чистой совестью идти домой, то теперь и в 21.00 могу находиться на рабочем месте. Поменялся стиль работы. Раньше я был только лётчиком. И основной моей задачей было летать, а сейчас я ещё и менеджер, хозяйственник, причём достаточно высокого звена.
     - В бизнесе за это требуют повышения оклада...
     - Как вы знаете, с 1 января поменялась структура денежного довольствия военнослужащих. К концу января на карточку начислят первую повышенную получку, которая должна по размеру отличаться от декабрьской.
     Хотя некоторые отрицательные моменты в новой структуре денежного довольствия, на которые стоит обратить внимание, на мой взгляд, есть. Лётчик обязан расти, и должна меняться его классность. Класс - это его уровень подготовки. Раньше класс учитывался в должностном окладе. Чем классность лётчика выше, тем больше он получал. Теперь надбавка за классность стала несколько иной...
     - Вы - лётчик-снайпер. Что это значит?
     - Это высший класс лётчика. Есть третий, второй, первый... Условно говоря, лётчик-снайпер - это мастер. То есть каждая ракета, каждая бомба - в цель. Оценка «четыре» здесь не проходит.
     - Один из наших слушателей, Роман, пишет, что его отчим летал на МиГг-31 ещё в 1988 году, в частности на Новой Земле. Прошло уже 24 года. Не устарел ли этот тип самолётов?
     - Если взять МиГ-31 простой, который был выпущен в 1978 году, то да, конечно, он устарел. Но ведь у этих самолётов был ряд модификаций. Нынешние самолёты отличаются от тех, что были раньше. Кроме того, аналогов этому самолёту никто ещё не создал. Когда в своё время устарел МиГ-25, ему на смену пришёл МиГ-31. А для замены этого истребителя другого самолёта пока нет. Конечно, МиГ-31 достаточно дорогой в эксплуатации, с большим расходом топлива. Только за час полёта уходит порядка 10 тонн топлива. Но самолёт настолько удачно выполнен, он так мощно способен решать поставленные перед ними задачи, что заменить его крайне сложно.
     - Как осваивается новая техника?
     - Всё достаточно просто. Есть авиационное училище. До него - ДОСААФ.
     Училище - это теоретическая и практическая подготовка. Раньше, к примеру, когда я учился, на первоначальном этапе обучения использовались чешские учебные самолёты. Потом на третьем-четвёртом курсах - уже боевые машины. Когда я поступал в училище, было сразу понятно, что буду служить на истребителях. Теперь система обучения изменена. Все поступают в одно Краснодарское училище. Проходят теорию, высшую подготовку и на старших курсах начинают летать. А заканчивают обучение уже на тех типах самолётов, на которые их отобрали.
     - Каковы результаты новой системы подготовки лётных кадров?
     - В более поздней специализации, конечно, есть здравое зерно. Но они же не учатся на тех типах самолётов, которые есть у меня. Они осваивают более простые самолёты. У нас же молодые выпускники начинают практически всё с нуля. Я их отправляю на теоретическое переучивание. В течение двух месяцев они изучают новый для себя самолёт. Только после этого приступают к практическим полётам. К концу года я уже вижу: лётчик это или нет. Если лётчик, то какого уровня он может достичь.
     Чтобы реально подготовить лётчика как хорошего специалиста, требуется 3—5 лет. За это время он и опыта наберётся, и в классе вырастет. Сегодня уже нет, как это было раньше, проблем с топливом. И молодые лётчики сразу после училища летают очень интенсивно.
     Когда-то мой инструктор спрашивал меня, чем отличается лётчик третьего класса от лётчика первого класса. Я ему отвечал, что лётчик третьего класса держит высоту плюс-минус 20 метров, а первого - по нулям. А он мне говорил: «Нет. Лётчик первого класса также может держать высоту плюс-минус 20 метров, вписываясь в оценку «хорошо». Но при этом в аварийной ситуации лётчик первого класса будет действовать всегда в три раза быстрее, разумнее и грамотнее». Всё то, чему учат лётчиков, у них должно быть доведено до автоматизма. Я сам иногда ловил себя на том, что в какой-то нештатной ситуации у меня руки уже всё сами сделали и только после этого голова начинала осмысливать, а правильно ли я всё выполнил. Оказывалось, что правильно. Вот к этому, пожалуй, и надо вести молодых лётчиков.
     - Не столкнётесь ли вы с нехваткой кадров в связи с тем, что некоторое время назад был приостановлен набор курсантов в военные вузы?
     - Пока об этом сложно говорить. Но, на мой взгляд, решение о приостановке набора было не совсем верным. Ведь убыль лётного состава предсказать достаточно сложно. Я не могу сказать точно, например, в следующем году у меня один лётчик уволится или пятеро уйдут по здоровью. А надо ведь заранее готовить себе замену. Но я слышал, что вроде бы в этом году планируется возобновить набор курсантов. Тем не менее надо учитывать, что из-за того, что два года курсантов не набирали, профессорско-преподавательский состав простаивал, терялись определённые навыки. Кого-то из них отправили на пенсию. Если мы опять возобновим приём, то окажется, что кого-то не хватает...
     Ещё в академии ловил себя на мысли, что нашему высшему военному образованию присущи некоторые недостатки. Уровень слушателя академии должен быть достаточно высоким. Я, к примеру, поступал с должности заместителя командира полка. Понятно, что я что-то прошёл, что-то видел, и, когда мне рассказывали о том, как общевойсковая армия идёт в бой, хоть что-то понимал. Но в этой же аудитории рядом со мной сидели штурман или командир отряда, и для них всё, о чём говорили, было, грубо говоря, на уровне космических войн. То есть система подготовки должна быть гибкой, просчитанной. И учить надо не поверхностно, а так, чтобы приобретаемые знания могли реально пригодиться в службе.
     - В ряде западных стран считается, что лётчику необязательно инженерное образование...
     - Я всё-таки считаю, что у лётчика оно должно быть. Современная техника - это настолько сложные комплексы, что, посадив в них простого оператора, задачи решить проблематично. Пока всё работает хорошо, проблем никаких не будет. Но как только возникнет аварийная ситуация, случится какое-то повреждение в ходе того же воздушного боя, понимая ситуацию, можно предпринять самостоятельно какие-либо действия. Не понимая, не зная, как действует техника, всё это сделать гораздо сложнее. Самый простой пример - наш гражданский «Аэрофлот». Там сейчас на самолётах сидят операторы, компьютерщики. И как только возникала в каких-то нештатных ситуациях необходимость перехода на ручное управление, сразу возникали проблемы. У нас же лётчик летает, он сам работает, управляет самолётом, держит ручку... То есть лётчик должен быть ещё инженером.
     - Один из наших слушателей как раз спрашивает, а не могут ли всех заменить беспилотники?
     - Наверное, могут, чтобы уйти от человеческого фактора. Но не всегда человеческий фактор - это плохо. Пожалуй, в нестандартных ситуациях именно человек, грамотный лётчик, способен быстро найти правильное решение.
     Профессия лётчика - особая. Меня иногда как бы в шутку спрашивают: «А не боишься ли ты высоты?» Если глянуть с балкона шестнадцатого этажа вниз, реально может быть страшно. Но то другая ситуация. В самолёте же пилот в закрытом пространстве. И потом я ведь работаю, а не просто любуюсь голубым пространством. Я занят конкретным делом, когда о страхе и думать некогда...
     - У лётчиков и здоровье должно быть отменным...
     - У меня немало друзей, которые не получили определённых должностей, звёзд только потому, что, приехав на ВВК, услышали: «Извините, но вы уже не лётчик». Конечно, надо очень внимательно следить за своим здоровьем, беречь его. Быть осторожным в этом плане. Ведь даже при игре в футбол возможна травма, способная поставить крест на лётной карьере...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex