![]() |
![]() |
![]() |
18 Января 2012 года |
Возвращаясь к напечатанному |
Среда |
|
||
В начале октября 2010 года газета «Красная звезда» одной из первых среди российских СМИ рассказала о подвиге матроса Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова, ценой собственной жизни спасшего 300 человек экипажа эсминца «Быстрый». ![]() В 9 час. 10 мин. оперативному дежурному военной прокуратуры Тихоокеанского флота от дежурного по медицинской службе ТОФ поступило сообщение о травмировании матросов Алдара Цыденжапова, Александра Коровина и Павла Осетрова. Из сообщения следовало, что указанные военнослужащие пострадали «24 сентября 2010 г. в 4 часа во время пожара в машинном отделении войсковой части 40074 (эсминец «Быстрый»), дислоцированной в г. Фокино Приморского края, который по состоянию на 7 час. 30 мин. тех же суток ликвидирован». По получении сообщения военный прокурор гарнизона залив Стрелок полковник Гавришенко с группой подчинённых прокурорских работников немедленно выехал на место происшествия для проверки исполнения должностными лицами корабля законодательства, направленного на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, обеспечения безопасных условий их службы. Одновременно в военном следственном отделе этого же гарнизона была создана следственная группа. Осмотр членами следственной группы показал, что в помещении носового машинно-котлового отделения (НМКО) имеются следы возгорания. При этом предметов, которые могли бы воспламенить топливо, там не обнаружилось. Однако в ходе тщательной проверки оборудования выяснилось, что втулка измерительной трубы расходной топливной цистерны № 12 (футштока) закручена только на 1,5-2 оборота, в верхней части имеются следы горения, чего не обнаружено в её нижней части. Резьба втулки и вся измерительная линейка были в мазуте. Дальнейший осмотр выявил факты, на основании которых уже складывались первые версии случившегося, поскольку между средней площадкой НМКО, на которой находилась топливная цистерна, и нижней площадкой, разделённой металлической решетчатой пайолой (съемным полом), были обнаружены остатки электролампочки, а также следы обгоревшей проводки. По всему выходило, что выплеснувшийся из расходной цистерны № 12 мазут протёк через пайолу вниз и попал на проводку и лампочку электроосвещения НМКО и в результате короткого замыкания воспламенился. Опрос свидетелей и очевидцев произошедшего подтвердил эту версию. Из информации, полученной от членов расчёта ходовой вахты носового эшелона, стало известно, что 24 сентября 2010 г. около 4 часов утра матрос Микишев, являвшийся вахтенным по мазуту, вместе с матросом Цыренпилуном производил перекачку топлива в расходную цистерну № 12. При этом Микишев, находясь возле цистерны № 12, следил за её наполнением, а Цыренпилун, перейдя в другое удалённое от НМКО помещение и включив нештатный топливоотдающий насос (штатный в НМКО не работал), производил перекачку топлива из цистерны № 1. После того, как уровень топлива в цистерне № 12 достиг нужного уровня, Микишев закрутил крышку футштока закачанной цистерны и побежал к Цыренпилуну, чтобы дать команду на отключение насоса. После ухода Микишева из футштока топливной цистерны № 12 на пайолы средней площадки, под которой находилась кабель-трасса, начало разливаться топливо. Заметивший это старшина котельной вахты старшина 1-й статьи контрактной службы Турутин побежал к ПДУ и доложил о растекании мазута вахтенному инженеру-механику. Вернувшись на свои расчётные места Микишев, Цыренпилун и Турутин обнаружили в НМКО пожар. Находившийся на своем посту возле цистерны № 12 вахтенный по питанию матрос Цыденжапов вместе с матросами Павлом Осетровым и Александром Коровиным, получив ожоги, эвакуировались из горящего помещения. После чего, убедившись, что из носового машинного отделения выбрались все, капитан-лейтенант Алексей Коноплев лично задраил люки горящего помещения и включил систему объёмного пожаротушения, ликвидировав пожар. ![]() Проведённым впоследствии посмертным судебно-медицинским исследованием Цыденжапова выявлено около 100% термических ожогов пламенем: наличие ожоговых ран на голове, туловище, конечностях, в промежности, ожоги дыхательных путей, ожоговая болезнь в стадии ожоговой токсемии, ДВС-синдром (свертывание крови при ожогах), выраженные дистрофические изменения внутренних органов, отёк легких и головного мозга. Судмедэкспертами было также отмечено наличие копоти на слизистой оболочке языка, ротовой полости, гортани, трахеи и бронхов, свидетельствовавших о том, что герой находился в атмосфере горения и там дышал. Причиной его смерти стали термические ожоги, ожоговая болезнь. При перекачивании топлива произошла утечка мазута через футшток и его попадание на кабель-трассу с последующим воспламенением из-за короткого замыкания – вот первичные данные доследственной проверки, проведённой военной прокуратурой и военным следственным отделом гарнизона залив Стрелок. Однако военным юристам предстояло установить конкретные причины произошедшего: как это стало возможным, кто виновен в доведении до критической ситуации, из-за которой пострадали матросы и один из них погиб. Если подойти к случившемуся формально, то раз пожар произошёл в носовом машинно-котельном отделении корабля в результате натекания мазута и короткого замыкания кабель-трассы, виновен командир электромеханической боевой части корабля капитан 2 ранга Козачук. Однако настойчивость и профессионализм военных юристов дали положительные результаты и позволили установить истинного виновника произошедшего. Старшина и матросы трюмной группы Эник-оол, Микишев, Цыренпилун вспомнили, что ранее, в течение 2010 года в НМКО уже имели место два аналогичных факта разлива мазута из горловины футштока топливной цистерны № 12. Матрос Микишев, давая пояснения по поводу перекачки топлива, пояснил, что, закрывая втулку футштока, он смог провернуть её только 2 раза, поскольку больше крышка не проворачивалась. Непосредственный осмотр изъятой с места происшествия указанной втулки показал, что из имеющихся на крышке восьми резьбовых нарезок две в самом начале сорваны, крышка покрыта налётом сажи. Командир трюмной группы корабля Иванисеня пояснил, что об этих фактах утечки мазута он докладывал командиру дивизиона живучести корабля Шинкаренко, а также о необходимости ремонта крышки футштока этой цистерны, у которой внутри появилась механическая неисправность: резьба частично сорвана, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, обеспечивающая герметичность. Кроме того, в его присутствии задачу выявить и устранить неполадку перед Шинкаренко ставил командир электромеханической боевой части корабля Козачук. Командир корабля Огнев и его старший помощник Петрачков показали, что за топливную систему корабля отвечает командир живучести корабля капитан 3 ранга Шинкаренко, назначенный на эту должность 6 июля 2007 года и имеющий большой опыт службы в занимаемой воинской должности. В период подготовки корабля к выходу в море и накануне его выхода, 24 сентября 2010 г., Шинкаренко был на корабле. Рапортов о неисправности футштока топливной цистерны № 12 от него не поступало. Исполнявший обязанности командира дивизии капитан 1 ранга Сапрыкин подтвердил факт поступления ему 23 сентября 2010 года. доклада Огнева о готовности «Быстрого» к выходу в море. Все эти установленные в ходе проверки факты дали основание для возбуждения 31 марта 2011 года уголовного дела в отношении капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, т.е. неисполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть человека. В ходе предварительного следствия показания свидетелей были объективно подтверждены результатами пожарно-технической, комплексной судебно-технической экспертизы измерительной трубки расходной цистерны № 12, которые полностью опровергли доводы обвиняемого об исправности измерительной втулки и невозможности возникновения пожара в результате разлива мазута и последовавшего из-за этого короткого замыкания электропроводки при попадании на нее мазута. Эксперты установили, что очаг пожара располагался на средней площадке НМКО, в эпицентре которого находился футшток цистерны № 12. Непосредственной причиной пожара явилось возгорание распылённого мазута от дуги короткого замыкания в кабельной линии, проходящей под пайолами средней площадки. Эксперты констатировали, что возгорание жидкого мазута марки Ф-5 от источника открытого огня возможно при температуре мазута не ниже 80 градусов по Цельсию, однако в состоянии воздушно-взвешенной смеси мазут способен воспламеняться при более низких температурах. Сразу вспоминаются показания свидетеля Микишева о том, что он, закрутив крышку футштока на 1,5-2 оборота, побежал предупреждать Цыренпилуна о наполнении цистерны. Естественно, пока он бежал, Цыренпилун не выключал насоса, продолжая перекачку, тем самым переполняя цистерну и создавая излишнее давление в ней. Через неисправную крышку топливо не вылилось, а брызнуло под давлением, создав указанную «воздушно-взвешенную смесь». Не оставило никаких надежд Шинкаренко и экспертное исследование неисправной измерительной втулки от измерительной трубы расходной топливной цистерны № 12. Эксперты подтвердили, что указанная втулка несправна, т.к. нарушена её герметичность и прочность: резьба пробки сорвана, целая часть резьбы забита закоксованным мазутом, отсутствует прокладка. Неисправность (негерметичность) измерительной втулки и явилась причиной разлива топлива в НМКО. Непосредственной причиной выброса топлива из измерительной трубы топливной цистерны № 12 стало её переполнение при негерметичности измерительной втулки измерительной трубы вследствие неисправности втулки. 6 июня 2011 года уголовное дело по обвинению капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, было направлено для рассмотрения по существу в Фокинский гарнизонный военный суд. Им 7 июля 2011 года по результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор. Шинкаренко признан виновным в инкриминированном ему деянии и осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. 1 сентября 2011 года Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев кассационные жалобы осуждённого и его защитника на незаконность приговора, признал, что действия Шинкаренко судом квалифицированы правильно и своим кассационным определением оставил вышеуказанный приговор без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения. Конечно, виновное лицо понесло заслуженное наказание, однако, как говорится, «осадок остался». При знакомстве с материалами в отношении Шинкаренко А.С. бросились в глаза слова одного из свидетелей о том, что «о протечках мазута он знал, видел, их, однако о данных обстоятельствах никому не доложил и причины не выяснял, т.к. за топливную систему он не отвечает». Вот на этой благодатной ниве равнодушия, с одной стороны, процветают расхлябанность, халатность, а с другой – возникает необходимость чьего-то подвига. ... Россия в ХХ веке потеряла немало крупных кораблей: «Императрица Мария», «Пересвет», «Новороссийск», «Комсомолец», «Курск». Все они нашли свой печальный конец либо во время войны вдали от морских сражений, либо в мирное время. Эсминец «Быстрый» мог бы войти в этот скорбный список. Но спас его бурятский парень Герой России Алдар Цыденжапов. Навечно вписано его имя в историю российского флота. Он стал первым моряком-надводником, получившим звание Героя России в мирное время. На эсминце «Быстрый» в 2010 году с участием родителей Алдара открыта мемориальная доска. В расположении соединения ракетных кораблей ему установили памятник. По решению администрации Бурятского округа одну из улиц посёлка городского типа Агинское назвали в его честь, в средней школе, где он учился, установлена мемориальная доска, на мемориальной Аллее Героев открыт бюст Алдара Цыденжапова. Но всё-таки лучшая память о нём – строгое выполнение всех требований по безопасности на любом морском судне. Сохранение бдительности в любых условиях обстановки как непременное условие жизни флота, его безопасности и боеготовности. ![]() ![]() |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|