на главную страницу

18 Января 2012 года

Специальный репортаж

Среда

Версия для печати

Граница в аэропорту

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».
Фото автора.




     «Здравствуйте!»
     Этим добрым словом встречают контролёры отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево каждого пассажира, прилетевшего в нашу страну из-за границы. С иностранцами и возвратившимися на Родину обладателями паспортов с двуглавым орлом обхождение одинаково вежливое, ведь и для гостей России, и для сограждан контролёр-пограничник - первое встретившее их лицо, представляющее органы власти. И если в прежние времена на лицах пограничников читалось лишь строгое «Предъявите документы!», то теперь, по уверению начальника отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево полковника Александра Крылова, всё иначе. Контролёры улыбнутся каждому заходящему в кабину паспортного контроля пассажиру, затем вежливо попросят предъявить документ, дающий право на въезд в нашу страну. Столь же такое обходительное обращение в Шереметьеве и с выезжающими из России.
     Одинаково тактично и вежливо пограничники стараются разговаривать и с обычными туристами, и со знаменитостями. При этом с людьми, облечёнными некоторыми должностными полномочиями в системе органов власти, работать бывает сложнее.
     Не так давно, например, один из помощников депутата Госдумы счёл возможным вести себя крайне несдержанно, когда пограничники попросили предъявить оформленное у нотариуса согласие на выезд его ребёнка за рубеж. Этот порядок депутатского помощника не устраивал, он козырял своим служебным удостоверением... Естественно, пограничники в Шереметьеве своё дело знают и ни на йоту от установленных правил не отступают. Предъявлять им по этому поводу претензии - не по адресу. Они отвечают за соблюдение правил пересечения границы Российской Федерации, но не они их устанавливают.
     Поскольку Шереметьево - запасной аэропорт для правительственных делегаций, самолёты с высокими гостями здесь тоже иногда приземляются. Недавно, например, тут встречали премьер-министра Индии Манмохана Сингха.
     В теленовостях вы конечно же видели репортажи о прибытии глав государств и правительств. Они сходят по трапу на ковровую дорожку, здороваются с принимающей стороной, степенно проходят перед почётным караулом... Однако вряд ли кто знает, что разрешение на высадку из самолёта пассажиров любого, в том числе самого высокого уровня в аэропорту также дают пограничники. И мало кто обращал внимание, что и в случае прибытия высоких гостей первым встречающим оказывается пограничник. Как правило, он находится прямо за трапом, по которому спускаются прибывшие официальные лица. Эту миссию приходилось выполнять и начальнику отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево полковнику Александру Крылову, и его заместителю полковнику Михаилу Поштанову.
     Каких-либо нарушений в ходе встречи иностранных делегаций высокого уровня в Шереметьеве нашими пограничниками ни разу не фиксировалось. Иное дело - работа с обычными пассажирами. За всю историю отряда пограничного контроля ФСБ России в аэропорту Шереметьево случалось всякое, при том что абсолютное большинство наших гостей и сограждан - добропорядочные и законопослушные люди.
     
* * *

     История отряда ведёт отсчёт с 5 января 1932 года. Ровно 80 лет назад в тот зимний день для организации пропуска через государственную границу СССР пассажиров и воздушных судов первого регулярного авиарейса «Москва - Берлин» на центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле был образован контрольно-пропускной пункт Пограничной охраны и войск ОГПУ, штат которого включал всего три человека. Они вполне справлялись с тогдашним небольшим пассажиропотоком.
     Постепенно расширялись связи нашей страны с другими государствами, возрастал объём международных авиаперевозок. Так, с 1946 по 1960 год было оформлено свыше 77 тысяч самолётов и около 1 миллиона пассажиров.
     К 1960 году воздушное сообщение было налажено уже с 23 государствами, аэропорт Шереметьево получил статус международного. Накануне Московской Олимпиады, весной 1980 года, был введён в строй аэровокзальный комплекс «Шереметьево-2», который на долгие годы превратился в крупнейшую воздушную гавань нашего государства.
     Рос пассажиропоток, работы у пограничников становилось всё больше, штатная численность Отдельного контрольно-пропускного пункта «Москва» увеличивалась. За весомый вклад в дело обеспечения защиты государственной границы в 1981 году ОКПП «Москва» наградили орденом Красной Звезды, а 8 января 1982 года впервые в истории пограничных контрольно-пропускных пунктов ему было вручено Боевое Знамя части. Значит, на особом рубеже пограничники и в те времена правили службу бдительно и результативно.
     Завершая исторический экскурс, отметим, что переформированный в 1990 году в отдельный отряд пограничного контроля ОКПП «Москва» в 2007 году был расформирован. Фактически его разделили на три самостоятельных подразделения. Одно из них стало базироваться в аэропорту Шереметьево, другое - во Внукове и третье - в Домодедове. При этом правопреемником ООПК «Москва» стал отряд пограничного контроля в аэропорту Шереметьево.
     
* * *

     Сегодня в состав отряда в Шереметьеве входят контрольно-пропускные пункты в терминалах А, С, D, E, F, а также пост пограничного контроля «Туношна-аэропорт» в Ярославле.
     С ростом международных перевозок (за два последних года пассажиропоток вырос на 4 млн. человек) увеличивалась пропускная способность терминалов, и к настоящему времени она достигла 7.600 человек в час. Для их пропуска в Шереметьеве установлено около 250 кабин, одна половина которых предназначена для оформления граждан России, а вторая - иностранцев. В 2011 году, по словам полковника Александра Крылова, через эти кабины прошло свыше 13 миллионов человек.
     
* * *

     В огромном потоке пассажиров было выявлено 87 нарушителей госграницы.
     Насколько сложно было их обнаружить? Что должен знать и уметь контролёр, чтобы в массе законопослушных соотечественников и иностранцев выявить нарушителя за те три минуты, которые внутриведомственными правилами отпущены для работы с одним человеком в кабине пограничного контроля? Нюансов здесь много.
     Очевидно, что прежде всего пограничник идентифицирует личность, то есть сверяет лицо вошедшего в кабину пассажира с фотографией на документе, который пассажир предъявил. Это только на первый взгляд кажется элементарным. На самом деле увидеть разницу между фото и лицом, скажем, африканца или коренного жителя Индокитая неопытному человеку было бы во многих случаях трудно. Однако у пограничников, как говорится, глаз намётан.
     В истории Отряда был уникальный случай, когда контролёр понял, что перед ним нарушитель, только по выражению его глаз. Обнаружить нарушение по каким-то другим признакам в тот раз было практически невозможно, поскольку в паспорт пассажира при его оформлении ошибочно вклеили фотографию брата-близнеца. Сами владельцы паспортов об этом знали, но ошибку решили не исправлять: мол, похожи как две капли воды, и никто подмену не распознает. Но не тут-то было: контролёр почувствовала разницу не в форме или расположении глаз, а именно в их выражении!
     Вторая задача контролёра - проверка документа на подлинность. У каждого государства обычно имеется несколько документов, позволяющих его гражданам выезжать за рубеж. К примеру, в Австрии их 13, в Эфиопии - 11. Для того чтобы знать, как выглядит снаружи и внутри каждый такой документ любой страны, пограничники-контролёры штудируют Атлас паспортов, в котором изображены образцы всех разрешающих выезд за границу документов всех государств. Сейчас этот атлас состоит из 7 томов. При этом пограничники обязаны знать не только общий вид каждого документа, но и то, какие данные о хозяине на какой именно странице указывают.
     Печати на документах - отдельная тема. Их образцы контролёр также обязан знать, как «Отче наш», чтобы не пропустить «липовую».
     Наконец, контролёр Погранслужбы ФСБ России должен знать соответствующие положения международных договоров РФ, определяющих порядок въезда в нашу страну граждан других государств и их пребывания на нашей территории. К примеру, знать о том, что граждане Украины обладают правом безвизового въезда в Россию, граждане Сербии могут приезжать к нам без визы на 30 суток и т.д.
     Естественно, заподозрив при оформлении пассажира неладное, контролёр использует специальную технику для проверки своих подозрений или, как говорят пограничники, внутреннего чутья. Для этого отряд оснащён техническими, информационными комплексами и системами, криминалистической аппаратурой последнего поколения.
     Это оснащение в 2012 году станет ещё более современным. Уже в начале года на базе отряда планируется ввод в эксплуатацию автоматизированной системы пограничного контроля, аналогов которой в России нет (на фото внизу слева). С внедрением этой системы российские граждане - владельцы паспортов с биометрическими данными смогут проходить паспортный контроль без непосредственного участия пограничника.
     Если за смену одному контролёру приходится оформлять от 100 до 500 пассажиров, то нетрудно представить, как он устаёт к концу смены. Но расслабляться во время проверки пассажиров нельзя: промах может обойтись очень дорого, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
     - Даже после установки автоматических кабин, в которых контроль будет осуществлять техника, главным в охране границы всё равно останется человек, - убеждён полковник Крылов. - Ведь любая техника требует высокого профессионализма при её использовании. Мы не забываем и о том, что совершенствуются не только средства пограничного контроля, но и средства и способы, позволяющие их обмануть. И только профессионалы, хорошо знающие особенности той или иной категории пассажиров, могут вычислить злоумышленника - нарушителя государственной границы, в том числе и по поведенческим признакам. Для того чтобы стать таким профессионалом, надо пройти многоступенчатую систему подготовки, затем под руководством опытных наставников приобрести нужные навыки.
     Система подготовки кадров для контрольно-пропускных пунктов работает весьма эффективно, случайные люди в отряд практически не попадают. И всё-таки одна кадровая проблема имеется. Она обусловлена отпусками по уходу за ребёнком, в которых сейчас находятся около 12 процентов женщин-военнослужащих отряда. Остальным приходится работать и за себя, и за отпускниц.
     
* * *

     О высоком профессионализме личного состава отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево говорят результаты оперативно-служебной деятельности. За сухими цифрами оформленных пассажиров и задержанных нарушителей скрываются весьма интересные факты.
     Так, в 2005 году на участке КПП «Шереметьево-2» женщина, следовавшая из Дубая, предъявила контролёру на первый взгляд обычный паспорт Российской Федерации. Однако контроль выявил частичную подделку документа. Печать УВД № 670, скрепляющая фото владелицы в паспорте РФ, отличалась от настоящего образца, имеющегося в распоряжении пограничников. Выяснилось, что эта пассажирка на самом деле гражданка Молдовы, её ранее вывезли в ОАЭ, где она незаконно занималась проституцией. Липовый российский паспорт она приобрела, чтобы избежать наказания по прибытии.
     Другую частичную подделку документа - замену ламинирующей плёнки на странице с установочными данными и фото владельца в болгарском паспорте - контролёр подразделения пограничного контроля обнаружил в 2006 году у гражданина Ирака, вылетавшего из Шереметьева в Дамаск рейсом № 517.
     В 2008 году, дабы уйти от уголовного преследования, гражданин Сербии, вылетавший в Париж, предъявил на контроле паспорт Чешской Республики, в котором имелись признаки частичной подделки - замена форзацной страницы с установочными данными.
     4 июня 2009 года на участке КПП «Шереметьево-2» удалось выявить вылетавшего в Париж гражданина Эритреи, предъявившего национальный паспорт гражданина Марокко, в котором также обнаружились признаки частичной подделки: замена фотографии владельца, дорисовка печати, скрепляющей фотографию предъявителя. При этом вместо российской визы в его паспорте была вклеена её цветная ксерокопия.
     Гражданка Республики Того, вылетая 13 мая 2010 года в Дюссельдорф, предъявила не принадлежащий ей паспорт гражданки Франции.
     А вот прошлогодняя история, свидетельствующая о новом виде частичной подделки документов. Двое граждан, прибывших из Киева рейсом № 407, предъявили в качестве основания для пересечения государственной границы национальные паспорта граждан Израиля, в которых пограничный контроль обнаружил замену вкладки-стикера, содержащей фотокарточку и установочные данные владельца.
     Случай иного рода произошёл совсем недавно.
     Молодой человек вполне обычной наружности целый день ходил по трём соединённым между собой терминалам аэропорта Шереметьево и всё время задавал попадавшимся навстречу работникам различных служб аэропорта один и тот же вопрос: «Как улететь в Санкт-Петербург?» Столь странное поведение молодого мужчины не осталось без внимания пограничников, однако поскольку он ничего не нарушал, оставалось лишь держать его в поле зрения. Около 22.00 он подошёл к пункту досмотра, в очередной раз поинтересовался, как улететь в Северную столицу. Было непонятно, удовлетворил ли его ответ, но от пункта досмотра он отошёл в ту часть здания, где вне режимной зоны производился частичный ремонт. Оттуда этот «странник» смог незаметно от службы безопасности аэропорта подойти к пожарной лестнице и вскарабкаться по ней на крышу. По крыше он направился в сторону международного терминала...
     Кто он - террорист, любитель экстрима или человек в состоянии невменяемости? Что у него на уме? Ответа на эти вопросы никто не знал, и стало понятно, что медлить нельзя. Пока служба безопасности аэропорта организовывала его преследование, он подошёл к естественной преграде - перепаду высот (следующий участок крыши был на несколько метров ниже того, по которому он двигался). Прыгать верхолаз-любитель не стал, а открыл первую попавшуюся дверь в здание. Она вела в режимную зону, и прямо на входе его задержали пограничники.
     Оказалось, что парень в самом деле из Санкт-Петербурга и гостил в Москве у сестры. И что в городе на Неве он состоит на учёте в психоневрологическом диспансере...
     Раньше, по словам заместителя начальника отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево полковника Михаила Поштанова, такие странные люди доставляли хлопоты пограничникам в основном весной и осенью, однако в последнее время их стало больше, и досаждают они во все времена года.
     
* * *

     Служба на границе сложна тем, что пограничник всё время на переднем крае. Даже если граница в столичном аэропорту. В отряде пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево все это прекрасно понимают. И гарантируют безопасность Отечества на вверенном им участке.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex