на главную страницу

19 Января 2012 года

События. Комментарии

Четверг

Версия для печати

Дипломатия: прагматизм. Многовекторность

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».



Россия и впредь будет оставаться одним из основных центров силы в многополярном мире. Об этом в ходе итоговой пресс-конференции заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. На встрече с журналистами ведущих мировых СМИ глава внешнеполитического ведомства прокомментировал основные происходящие в мире события, раскрыл позицию России в ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке, отношения со странами Запада и дал оценку деятельности российской дипломатии в прошедшем году.

     Он, по оценке главы российского МИД, был непростым, о чём свидетельствует мощное ускорение темпов международной жизни. По его словам, мир вступил в полосу глубоких преобразований, в результате чего радикально меняется геополитический ландшафт. Эти перемены сопровождаются возросшей турбулентностью на глобальном и региональном уровнях, накоплением кризисных явлений в мировой экономике. Россия в этих условиях действует в интересах обеспечения международной стабильности, активизации поиска коллективных решений тех проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество. В качестве основополагающих принципов внешней политики России глава МИД отметил «прагматизм, многовекторность, открытость, настойчивое, но без конфронтации отстаивание национальных интересов».
     - Мы будем продолжать делать всё, чтобы и далее укреплять авторитет и влияние России как одного из основных центров силы и влияния формирующегося полицентричного мироустройства, - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
     Важнейшим итогом года российское внешнеполитическое ведомство считает продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ. В качестве примеров глава МИД привёл подписание договора о зоне свободной торговли, углубление союзнических отношений в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, а также договорённости России, Белоруссии и Казахстана о переходе с 1 января текущего года к единому экономическому пространству и в перспективе созданию евразийского экономического союза. Эти интеграционные процессы, по его словам, способствуют широкому и плодотворному сотрудничеству между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, отношениям с которым Россия уделяет особое внимание. При этом он отметил, что все интеграционные структуры на постсоветском пространстве открыты и для других участников, для взаимодействия с другими политико-экономическими объединениями.
     В международных отношениях с западными странами глава российского внешнеполитического ведомства развеял опасения большинства иностранных журналистов о неразрешимости существующих противоречий и нарастании напряжённости. В частности, отношения с США Россия рассматривает в числе ключевых направлений российской внешней политики. Глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил, что минувший год был отмечен вступлением в силу Договора о стратегических наступательных вооружениях, соглашения о сотрудничестве в сфере мирной атомной энергетики. Расширилось взаимодействие России и США по международной повестке дня: активно работает двусторонняя президентская комиссия, в которой функционируют 20 рабочих групп, охватывающие все возможные сферы нашего российско-американского сотрудничества.
     Вместе с тем глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил, что остаются вопросы по которым взгляды наших стран не совпадают. Прежде всего, это касается планов США по развертыванию в Европе системы противоракетной обороны. По словам министра, если США продолжат развертывание ПРО в запланированной конфигурации, то могут возникнуть риски для наших стратегических ядерных сил, чего российская сторона не допустит. В этой связи Лавров выразил надежду, что США всё же услышат и учтут законные озабоченности российской стороны. По его мнению, мы сможем выйти на качественно новое партнёрство, если решим проблему создания в Евроатлантике архитектуры равной и неделимой безопасности на основе взаимного учёта интересов. Этот тезис верен и применительно к отношениям России с НАТО.
     - Рассчитываем, что выбор наших партнёров будет сделан в пользу объединения усилий в работе по поиску солидарных ответов на вызовы современности, которые у нас общие, - подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.
     Одновременно Сергей Лавров призвал третьи страны не вмешиваться во внутренние процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По его словам, нельзя пытаться «подстраивать ситуацию под чьи-то интересы и строгать режимы». По оценке российского МИДа, если кто-то вознамерится любой ценой применить силу, а призывы ввести арабские войска в Сирию уже звучали, то едва ли Россия сможет воспрепятствовать этому. И если арабские страны выберут такой путь решения конфликтной ситуации, то и всю ответственность за последствия они автоматически берут на себя. При этом российская сторона на всех уровнях, в том числе и на площадке Совбеза ООН, будет отстаивать политику неприменения силы и мирного урегулирования конфликтной ситуации в арабской республике.
     Аналогичную позицию невмешательства во внутренние дела государства Россия занимает и по отношению к Ирану. По мнению главы российского МИД, санкции стран Запада против Ирана не имеют ничего общего с сохранением режима нераспространения ядерного оружия. Однако то, что это подольёт масла в пока ещё тлеющий огонь суннито-шиитского противостояния, сомнений не вызывает. С принятием последней резолюции по Ирану полгода назад те санкции, которые могут повлиять на поведение Ирана в ядерной области, были исчерпаны. Односторонние санкции, по оценкам российских дипломатов, уже рассчитаны на оказание удушающего давления на иранскую экономику и на положение иранского населения в надежде спровоцировать его недовольство. При этом Сергей Лавров отметил, что абсолютно неприемлемо распространение ливийского опыта на другие страны. В противном случае, предостерег российский дипломат, последствия военного вмешательства будут тяжелейшими.
     Кстати, говоря о Ливии, Сергей Лавров отметил, что США не были сторонним наблюдателем в ливийских событиях и держали операцию НАТО под своим полным контролем. «Сейчас американские политологи продвигают концепцию leading from behind, то есть «лидерство из второго ряда, из-за спины», - сказал министр. - Эта концепция впервые была упомянута во время ливийских событий, а термин был придуман, чтобы описать более активную роль европейских членов НАТО, нежели США». Но США не были сторонним наблюдателем, потому что в первые дни бомбардировок они задействовали по полной программе свой потенциал, когда практически вывели из строя ливийскую ПВО, да и в дальнейшем обеспечивали своих европейских союзников разведывательной информацией и огневой поддержкой, в том числе с беспилотников. «Наверное, этим вызвана и такая обостренная реакция американцев на наше предложение в ООН расследовать факты гибели во время натовских налётов мирных ливийцев, включая и детей», - подчеркнул Сергей Лавров.
     По его словам, Россия стремится максимально использовать возможности Азиатско-тихоокеанского региона для подъёма Восточной Сибири и Дальнего Востока. «Сотрудничество со странами региона, которое и раньше занимало очень высокое место в наших приоритетах, в последние годы стало гораздо более интенсивным, - констатировал министр. - Во-первых, потому, что возрастает влияние АТР в мировых делах, сюда смещается центр развития мировой экономики». «Во-вторых, есть наше стремление максимально использовать возможности этого региона, соседних стран для подъёма Восточной Сибири и Дальнего Востока, - подчеркнул Лавров. - У нас есть соответствующая программа. В решении наших внутренних задач мы открыты к самому широкому взаимодействию с нашими международными партнёрами».
     Глава МИД напомнил, что Президент РФ Дмитрий Медведев определил линию на продвижение позиций нашей страны в АТР, включая самое эффективное и самое тесное подключение районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, других наших регионов к азиатскотихоокеанской интеграции. Это открывает дополнительные возможности для перевода нашей экономики на инновационные рельсы, потому что потенциал региона весьма перспективен для подъёма социально-экономического положения наших восточных территорий.
     Российское руководство не раз подчеркивало, продолжил далее Сергей Лавров, что нынешний уровень российско-китайского сотрудничества является самым высоким за всю историю наших двусторонних отношений. Мы, как и Китай, заинтересованы в углублении нашего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, взаимодействия в целях модернизации. Москва и Пекин не рассматривают друг друга в качестве геополитических конкурентов, убеждён глава российской дипломатии. Мы не делим сферы влияния ни в близких к нам регионах, ни тем более за тысячи километрах от наших границ. «Знаю, что и Китай нацелен на углубление связей с Российской Федерацией», - подчеркнул Сергей Лавров.
     «Взаимное уважение, доверие, учёт ключевых интересов друг друга - это всё стало неотъемлемой частью нашего двустороннего диалога, - заметил российский министр. - И наше партнёрство по глобальным делам носит естественный, неконъюнктурный характер и выстраивается на длительную перспективу, потому что оно опирается на совпадение или близость национальных интересов наших стран». Он отметил, что обе страны поддерживают друг друга в вопросах обеспечения суверенитета и территориальной целостности.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex