на главную страницу

20 Января 2012 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Секреты безаварийного километража

Подготовили Константин ЛОБКОВ, Александр ХРОЛЕНКО, Олег ПОЧИНЮК, Андрей БОНДАРЕНКО, Кирилл БЛИНОВ, Анна ПОТЕХИНА, Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Опубликованный неделю назад в «Красной звезде» «круглый стол», посвящённый одному из основных предметов боевой подготовки - вождению, был с интересом воспринят нашими читателями. В связи с этим мы продолжаем начатый разговор о проблемах подготовки водителей и механиков-водителей и о том, как эти проблемы решаются в различных частях и подразделениях наших Вооружённых Сил.

     «Круглый стол» «Красной звезды»


     
Инструктором должен быть профессионал

     Командир учебной
     автомобильной роты
     майор Денис МАНАКОНОВ, Восточный военный округ:


     - Моё подразделение занимается подготовкой механиков-водителей гусеничных тягачей МТ-ЛБ. В принципе этот процесс у нас ничем не отличается от учёбы танкистов или мотострелков: от простого к сложному. Сначала курсанты изучают общее устройство МТ-ЛБ, порядок запуска боевой машины, мероприятия контрольного осмотра. После знакомятся с органами управления, трогаются с места, переключают передачи.
     Далее наступает период виртуального вождения. В одном из учебных классов у нас смонтированы тренажёры, полностью копирующие место мехвода тягача. В общей сложности каждый курсант должен пройти 54 виртуальных километра.
     Хочу сказать, что компьютерные тренажёры - серьёзное подспорье при организации учебного процесса. Я не говорю об экономии ГСМ, моторесурса техники и прочих вещах, которые лежат на поверхности. На мой взгляд, тренажёры ценны в психологическом плане. За управление реальной боевой машиной курсанты садятся без мандража. К тому же обучаемые могут детально изучить «симптомы» наиболее распространённых поломок. На трассе это сэкономит время механикам-водителям. Конечно, хотелось бы, чтобы в роту поступали более новые образцы. Но я реалист и достаточно трезво смотрю на вещи. В общем, мы рады тому, что имеем.
     После того как личный состав приступает к реальному вождению на танкодроме, военнослужащие изучают более сложные элементы, такие как преодоление водных преград, погрузка на железнодорожную платформу и прочее. К моменту выхода на выпускные экзамены в активе каждого курсанта должно быть не менее 250 пройденных километров, с учётом стокилометрового марша. Считаю, что при трёхмесячном цикле подготовки данный показатель оптимален. Конечно, если в будущем для мехводов выделят на вождение больше часов, это пойдёт им только на пользу.
     Хватает ли трёх месяцев для того, чтобы курсанты вышли на отличные показатели? Здесь многое зависит от индивидуальных качеств. Кому-то достаточно двух месяцев напряжённых занятий, а кто-то и за год не сможет стать отличником. Но базовые знания, необходимые для службы, мы даём в полном объёме.
     С отменой ряда отсрочек в армейском строю всё чаще можно увидеть выпускников вузов. Приходят бывшие студенты и к нам в роту. Особо мы рады «технарям». Материал они схватывают быстро. Особо понятливые уже через пару месяцев самостоятельно проводят занятия. Стараемся оставлять таких ребят у себя на сержантских должностях.
     Сейчас много говорят о нехватке в войсках молодых солдат - выпускников специализированных школ ДОСААФ. В линейных частях это, несомненно, проблема. Но, учитывая специфику, у нас она стоит не столь остро. Да, за призыв к нам приходят один-два курсанта с удостоверениями механика-водителя МТ-ЛБ. Они проходят учебный цикл наряду со всеми, но заниматься с ними проще.
     А вот с кем действительно сложности, так это с подготовленными инструкторами по вождению. Я пришёл в подразделение в 2001 году, когда оно было ещё развёрнуто до штатов учебного автомобильного батальона. Помню, как мы по году пестовали инструкторов, ведя каждого с курсантской скамьи, для того чтобы они качественно могли передавать свои знания молодым солдатам следующие 18 месяцев.
     Сейчас ситуация осложнилась. Будущие инструкторы просто не успевают набрать базовый багаж, необходимый им для полноценных занятий. Выход я вижу в одном: на данные должности должны прийти профессионалы. И сейчас этот процесс идёт. За год мы взяли четверых контрактников. С увеличением денежного довольствия, думаю, количество желающих возрастёт. Но приоритет мы всё же будем отдавать нашим «воспитанникам».
     Что касается офицерского состава, то с 2007 года к нам не пришёл ни один лейтенант. Связано это с тем, что количество должностей по нашей специальности в войсках ограниченно. Сейчас их стало ещё меньше. Поэтому люди просто служат, на время забыв о карьере. Офицерский коллектив у нас небольшой, но устоявшийся. Подчинённые - профессионалы своего дела. Помимо руководства учебным процессом, что само по себе предусматривает определённый уровень знаний, своё мастерство подтверждают ежемесячными зачётами на штатной колёсной и гусеничной технике.
     
Подготовка нуждается в коррекции

     Командир отдельного инженерного батальона
     майор Вячеслав Ржавцев, Западный военный округ:


     - Отдельный инженерный батальон Западного военного округа (временного штата) под моим командованием в январе - ноябре 2011 года выполнял задачу по утилизации боеприпасов на полигоне Погоново. Десять месяцев без выходных батальон действовал на большой территории как единый организм.
     Ежедневно подрывалось от 200 до 300 тонн боеприпасов, то есть несколько железнодорожных вагонов устаревших бомб, ракет и снарядов. Естественно, весь этот груз надо было вначале погрузить и перевезти.
     Как правило, процесс утилизации начинался с вечерней погрузки автоколонны и кропотливых расчётов по специальным таблицам. Подрывное поле - это 14 точек подрыва, и в каждой из них - 14 ям для закладки боеприпасов. Рано утром, после инструктажа и доставки «расписанных» уже боеприпасов на полигон, начиналась ликвидация. Рабочий цикл завершался очисткой площадок вечером.
     Выше всяких похвал действовала авторота старшего лейтенанта Дмитрия Беляева. Работать требовалось быстро и безошибочно. За рулём автомобилей находились только штатные водители, так как офицеры подразделения выполняли свои функциональные обязанности.
     На вооружении батальона - «Уралы» и КамАЗы. Прибывшие в подразделение водители имели только одиночную подготовку (одиночное вождение). С учётом задач батальона это значительный пробел. Необходимо в учреждениях ДОСААФ уделить больше внимания вождению в колонне, так как военный водитель при выполнении задач боевой подготовки в основном действует в составе подразделения.
     В течение двух месяцев отрабатывалось вождение в составе подразделения. Особое внимание уделялось построению походного порядка (место водителя в колонне). По своим профессиональным навыкам тот или иной водитель не всегда мог себя чувствовать уверенно в конце, середине или начале колонны. Определив место в строю (каждый водитель опробовался на различных местах в колонне) приступали к тренировке скоростного вождения в колонне, начиная со средней скорости 25 км/ч. Ежедневно средняя скорость увеличивалась на 1—2 км/ч, тем самым водители постепенно тренировались в скоростном вождении в составе колонны.
     Для водителей транспортной группы эксплуатации автомобилей в программе боевой (специальной) подготовки выделяется достаточно учебных часов для вождения. Для водителей строевой группы эксплуатации необходимо увеличить время занятий в полтора раза. При этом целесообразно 15 процентов общего учебного времени выделить на теорию, остальное время - на практическое вождение. Практика - основа основ.
     По опыту знаю, сержант второго периода службы после проведения дополнительных трёх-четырёх инструкторско-методических занятий способен выполнять обязанности инструктора по вождению.
     В подразделении практикуются занятия по вождению не только с водителями (по принципу взаимозаменяемости в случае гибели или ранения). Командир отделения (экипажа, расчёта) обязан управлять подчинённым подразделением и вверенным ему образцом вооружения и военной техники. В соответствии с этим на занятиях по вождению командиры отделений (экипажей, расчётов) практически выполняют упражнения вождения.
     К сожалению, личный пример младших офицеров не всегда оказывается удачным. По окончании учебного заведения лейтенанты приходят с недостаточным уровнем подготовленности. Практика вождения автомобилей минимальная, поскольку курсантов в вузе много, а техники и времени на вождение мало. И занятия по боевой подготовке в батальоне проводятся со всем подразделением - соответственно все военнослужащие подразделения (офицеры, прапорщики, военнослужащие по контракту) привлекаются в качестве обучаемых. Кроме этого, с офицерами проводятся занятия по командирской подготовке.
     
ПДД надо учить
     в автошколах

     Командир дорожно-комендантского батальона майор Роман СИРЫК, Центральный военный округ:

     - Уровень подготовки водителей в автошколах ДОСААФ известен. Если у выпускников этих школ нет дома автомобиля, то достаточных навыков вождения они не получают. Обучение в них проводится по определённым программам с оплатой Министерством обороны. Но выполнению упражнений по преодолению препятствий, в том числе водных преград, погрузке на железнодорожные платформы в автошколах ДОСААФ практически не обучают.
     При погрузке техники на железнодорожные платформы в ходе стратегического учения «Центр-2011» у нас за рулём сидели штатные водители, которые были допущены к управлению своими машинами и закреплены моим приказом по части. А поскольку техники у нас много, то погрузку её осуществляли все офицеры батальона - от командира взвода до комбата включительно. И, естественно, моего заместителя по МТО подполковника Дмитрия Василенко.
     На мой взгляд, для подготовки водителя или механика-водителя, способного выполнить все упражнения по вождению закреплённой за ним техники на оценку «отлично», необходимо больше года. При двухлетнем сроке службы лишь ко второму году солдаты становились отличными водителями и механиками-водителями. В наших условиях года службы мало даже при интенсивной подготовке. Лишь при ежедневной водительской практике, как в автобатах нашей бригады, водители срочной службы набираются опыта. И уходят домой как подготовленные водители запаса.
     Успешно выполнить работу инструкторов по вождению помимо офицеров способны лишь сержанты контрактной службы. Сержантам срочной службы, даже если они за полгода получают водительскую практику, не хватает методических навыков. Поэтому инструкторами на доподготовке водителей и вождении машин «Урал», КамАЗ, КрАЗ у нас являются наши контрактники - старшины Янгуразов, Ляхов, Арискин, сержант Айболатов.
     А возможности проводить занятия с подчинёнными по вождению на тренажёрах у нас нет, потому что нет самих тренажёров.
     
Нам бы ещё автодром

     Командир отдельной автомобильной роты
     капитан Алексей КУЛИК, Тихоокеанский флот:


     - Основная часть подразделения - военнослужащие по призыву, и, естественно, их профессиональной подготовке мы уделяем особое внимание. Большинство молодого пополнения приходит из сельской местности, а нам приходится осуществлять перевозки людей, техники и различных грузов в главной базе ТОФ - Владивостоке, где, бывает, и опытный-то водитель не сразу сориентируется в движении по улицам, до предела забитым личным автотранспортом. Потому с новичками постоянно занимаются инструкторы-контрактники. Хорошо бы ещё система ДОСААФ давала (как в советские времена) вполне подготовленных к такой службе воинов, но из этого общества в роту приходит не более 10 процентов новобранцев. Да и с ними нужно изрядно повозиться, чтобы ввести в строй.
     Начинаем с тренировок в расположении части: подъём по дороге за казармами, разворот, спуск, въезд на эстакаду. Потом выпускаем новичка за окраину города, где нет «пробок». И только после таких занятий он в качестве стажёра едет на КамАЗе по Владивостоку. К сожалению, мы не имеем автодрома (как и каких-то тренажёров), потому обходимся малым.
     Кстати, для укрепления навыков вождения в программе специальной подготовки учебных часов выделяется предостаточно. Но чтобы научить военнослужащего выполнять все упражнения на отличную оценку, и года не хватит. Только те из ребят, кто после срочной остаётся служить по контракту, примерно через шесть-восемь месяцев достигают действительно высокого уровня мастерства. Среди них, к примеру, ефрейтор Юрий Кириченко, рядовой Александр Павлов. А командир отделения младший сержант Дмитрий Романов, которому доверено водить бензовоз, давно уже зарекомендовал себя как отличный специалист и умелый младший командир.
     Опираемся в работе с личным составом на контрактников. Их в роте около 30, не считая офицерского состава. Охотно передают свой опыт молодым наши прапорщики Матвей Липов и Антон Литовченко. Много занимается с пополнением и командир взвода лейтенант Сергей Баканев, уже три года после окончания военного института занимающий сержантскую должность. Благодаря таким людям авторота минувшей осенью успешно решила задачи учения, совершив во время тактико-специального занятия длительный марш к условному месту дислокации в Приморском крае. Произошёл там один рабочий момент, когда у молодого водителя (а военнослужащих весенне-летнего призыва было больше трёх десятков) спустило колесо, но ему тут же помог выйти из трудной ситуации товарищ-контрактник. И техника не подвела. Благо, новые машины в часть поступают, постепенно заменяем старый парк. Другое дело, что нынче, когда склады передали в гражданские руки, возникают проблемы с нужными запчастями. Видно, где-то нарушена цепочка их доставки в наш регион. Но всё чинится вовремя, люди хотят служить и относятся к технике неравнодушно.
     Если оглянуться на год ушедший, то воинским коллективом сделано много. И это не только обеспечение флота продовольствием, ГСМ и прочими жизненно важными грузами, перевозки личного состава. Мы вывозили тысячи тонн хлама и земли из Снеговой Пади, где строится жильё для военных. Организовывали подвоз всего необходимого на корабли, которые собирались идти на помощь японцам, терпящим бедствие в связи с катастрофой на АЭС «Фукусима». Думаю, и в новом году, хотя мы переходим под крыло Восточного военного округа, работы водителям хватит.
     
Не красивостей ради

     Командир учебной танковой роты капитан Игорь СЕМИНОГОВ, Западный военный округ:

     - Не секрет, что при переходе на трёхмесячный срок подготовки механиков-водителей танков были определённые сомнения: сможем ли за сокращённый почти вдвое период выпустить обученных специалистов? Сегодня можно с уверенностью сказать - это удаётся. Более интенсивная учёба и ставка на приобретение практических навыков приносят результаты. Выпускники на экзамене уверенно выполняют упражнения Курса вождения. Хотя, конечно, процесс доводки будет осуществляться по месту дальнейшей службы.
     Между тем есть резервы, использование которых позволило бы сделать нашу работу более эффективной. В частности, с каждым очередным призывом к нам всё меньше приходит специалистов, подготовленных в организациях ДОСААФ. В лучшем случае несколько человек, освоивших тягач МТ-ЛБ, - это уже неплохая подготовка. Хочется надеяться, что хотя бы этих специалистов будет приходить больше. В то же время, на мой взгляд, есть смысл подумать об организации обучения непосредственно механиков-водителей танка. Особенно если учесть, что тех же трактористов или бульдозеристов в числе призывников немного - профтехучилища по этим специальностям набирают всё меньше сельских ребят.
     Однако именно из таких имеющих начальную специальную подготовку солдат мы изначально стремимся готовить механиков-инструкторов по вождению. То есть, помимо базовых знаний, прививаем этой группе методические навыки, и они постоянно подтягивают отстающих. После успешной сдачи выпускных экзаменов такие курсанты проходят отбор, и лучших мы оставляем в роте. В таком пополнении на очередные 6—7 месяцев командиры учебных взводов уверены: как сама работа с ними в ходе обучения была очень напряжённой и системной, так и отбор они прошли весьма строгий, ведь именно на механиках-инструкторах сейчас лежит основная нагрузка по подготовке специалистов.
     В связи с этим не могу не сказать о таком подспорье, как тренажёры. Да, в основном они и сейчас выполняют свою функцию - позволяют готовить курсантов к работе на технике. Но наступило время подумать об их модернизации. Шесть лет я в этой части, и они не менялись. Если в плане управления можно оставить всё, как есть, - тут дублируется система самого танка и ничего менять не нужно, то изображение должно быть более современным и воспроизводить картинку ближе к реальной. Ведь само пополнение сегодня уже не то, что несколько лет назад, - большинство обучаемых подкованы по части компьютерной техники, их требования повысились. Впрочем, такая модернизация нужна не красивостей ради - точная передача трассы на танкодроме позволит лучше подготовить механиков-водителей к практическому вождению.
     


     

     
Комментарий отдела боевой подготовки редакции газеты «Красная звезда»

     Сегодня совокупность навыков всех водителей и механиков-водителей во многом определяет боеспособность Вооружённых Сил. Боевые действия в XXI веке будут высокоманёвренными, и без способности войск быстро перемещаться нельзя рассчитывать на достижение успеха. Основу побед составит стремительное маневрирование, позволяющее застигнуть противника врасплох и вывести из-под удара свои силы. За потерявших подвижность танк или БМП, отделение, взвод, роту, батальон и даже бригаду никто не даст и ломаного гроша. Так что важность вождения (как предмета боевой подготовки и как темы нашего «круглого стола») вряд ли можно преувеличить.
     Обмен мнениями участников «круглого стола», во-первых, показал, что к занятиям по вождению в войсках относятся со всей серьёзностью и ответственностью. Причём отработка наиболее сложных элементов, таких как погрузка техники на железнодорожные платформы, проводится под личным контролем старших офицеров.
     По вопросу о сроках подготовки водителей и механиков-водителей из числа призванных военнослужащих мнения разделились.
     Некоторые участники «круглого стола» утверждали, что за год службы по призыву вполне можно подготовить хорошего водителя и механика-водителя. Другие полагают, что для подготовки водителя или механика-водителя, способного выполнить все нормативы по вождению на отлично, одного года недостаточно. И в доказательство своей правоты приводят пример того, что водителями многоосных тягачей ракетных комплексов командиры, как правило, назначают военнослужащих-контрактников - ошибка при управлении самоходной пусковой установкой может очень дорого обойтись.
     В любом случае, качественной подготовке способствует интенсивность выполнения водителями по призыву задач по предназначению, когда личный состав не только на хозработы и в наряды по столовой не ходит, но даже не отвлекается на сервисное обслуживание техники, поскольку после внедрения аутсорсинга эту задачу выполняют гражданские организации.
     Беседа за «круглым столом» высветила и другие проблемы.
     Одной из них является низкий уровень водительской и автотехнической подготовки выпускников военных вузов, особенно мотострелкового и артиллерийского профиля. Получается, пока молодой лейтенант, прибыв в войска, не ликвидирует пробел в этих знаниях и умениях, занятия по вождению и устройству автомобиля с его подчинёнными желательно проводить кому-то другому.
     Участники «круглого стола» предъявляли определённые претензии и к качеству подготовки водителей в учебных частях, говорили о нехватке водителей с категориями «D» и «E».
     Если раньше была возможность обучить водительским навыкам других членов экипажа для обеспечения взаимозаменяемости в боевой обстановке (программа боевой подготовки предусматривала для них занятия по вождению), то теперь такой возможности нет.
     В юбилей ДОСААФ отрадно отметить, что критики в адрес этой организации по поводу слабой подготовки водителей из числа допризывной молодёжи на сей раз звучало меньше. Участники «круглого стола» не обобщали, а говорили конкретно. О том, что, например, у призванных в армию выпускников автошкол ДОСААФ Краснодарского края и Кемерово весьма приличный уровень подготовки.
     В то же время вполне обоснованным выглядит предложение одного из участников «круглого стола» уделять в автошколах ДОСААФ большее внимание вождению в колонне, поскольку военный водитель при выполнении задач в основном действует в составе подразделения, а также преодолению препятствий, чему в ДОСААФ не обучают вообще.
     И, наконец, о тренажёрах. С мнением участника «круглого стола» о том, что учебная часть хотя бы раз в шесть лет должна получать новые или модернизированные тренажёры, не поспоришь.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex