24 Января 2012 года |
Тема номера |
Вторник |
|
||
Сегодня в Ижевске заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс и возглавляющий Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ, проведёт совещание по стрелковому оружию, на котором будут обсуждаться состояние дел в отрасли и перспективы её развития. А в конце прошлой недели вице-премьер посетил Ульяновск. Центральным звеном первой плановой рабочей поездки Дмитрия Рогозина в новой должности было авиастроение - в этом городе находится одно из самых крупных предприятий авиационной промышленности - «Авиастар-СП». Под крышей одного из цехов ульяновского авиастроительного предприятия «Авиастар-СП» висят пять одинаковых плакатов: «Ульяновск - авиационная столица». С этим наверняка захотят поспорить несколько других городов России, в которых тоже располагаются крупные заводы, производящие авиатехнику, но две визитные карточки этого города, расположенного на берегах Волги, поистине уникальны. Первая - это одна из самых длинных в мире взлётно-посадочных полос (5.100 м), построенная как испытательная база предприятия. Именно с неё, как правило, начинается знакомство с городом, потому что в наши дни она используется и в качестве воздушных ворот областного центра (аэропорт Ульяновск-Восточный). А вторая открывается взору прилетевшего в Ульяновск сразу после посадки - как только самолёт сворачивает к месту стоянки, из иллюминаторов открывается отличный вид на гигантских размеров ангары, в которых стоят Ан-124 «Русланы» - самые большие серийные транспортные самолёты в мире по грузоподъёмности. Две трети выпущенных «Русланов» были произведены именно в Ульяновске. Сразу же по окончании полёта вице-премьер посетил лётно-испытательную станцию ЗАО «Авиастар-СП», где осмотрел самолёты Ту-204-300 и Ту-204-СМ. Дмитрий Рогозин наградил лучших сотрудников предприятия, а чуть позже пообщался с ними в неформальной обстановке. - Лет десять, наверное, тому назад я приехал сюда, ещё когда работал в Государственной Думе. Это были пустые цеха, - вспоминал вице-премьер. - Сейчас важно перейти от разовых закупок, которые не решают ваших проблем, к постоянным серийным закупкам, когда вы будете точно видеть перспективу. Самое главное, что у наших людей можно украсть? Украсть перспективу, украсть будущее. Вот чтобы этого никто больше не крал, нужна серия, нужна стабильность. И в этом плане, я думаю, всё, что связано с государственной программой вооружения и гражданскими закупками, говорит о том, что здесь будут строиться десятки современных машин, - подчеркнул Дмитрий Рогозин в разговоре с коллективом «Авиастар-СП». Здесь же на лётно-испытательной станции состоялась процедура передачи специальному лётному отряду «Россия» управделами Президента РФ нового авиалайнера Ту-204-300. Второй Ту-204 модификации СМ, стоявший по соседству с «трёхсотым», в ближайшее время продолжит лётные сертификационные испытания. В эти дни его ожидают испытания всех систем и оборудования при низких температурах в Якутске. Затем программа сертификации предусматривает лётную программу при высоких температурах, а также испытания по третьей категории посадки, позволяющей садиться на полосу в автоматическом режиме практически при нулевой видимости. Такую же категорию имеют зарубежные аналоги ульяновского авиалайнера - среднемагистральные Boeing-757 и Airbus A319. При этом дальность модифицированного Ту-204 увеличена до 8.500–9.000 км, что позволяет этой машине совершать беспосадочные рейсы из Москвы или Санкт-Петербурга до Владивостока и даже Японии. Дмитрий Рогозин заверил, что гражданский авиапарк России ждёт скорое пополнение: новые самолёты Ту-204-300 и Ту-204СМ должны сменить своих советских предшественников на внутренних и международных авиалиниях. Вице-премьер отметил, что на Ту-204 и другую разработку отечественного авиапрома МС-21 возлагаются большие надежды: эти модели должны стать серьёзными конкурентами Boeing и Airbus. Ту-204-СМ могут начать производить серийно уже во втором полугодии 2012 года. Отличительной особенностью новых пассажирских лайнеров, выпущенных на «Авиастар-СП», станет вес их крыльев: сделанные из углекомпозитного материала, они помогут увеличить грузоподъёмность самолёта до тонны. Во время осмотра цехов предприятия заместителя председателя правительства ознакомили с ходом строительства завода аэрокомпозитного крыла. На «Аэрокомпозите» будут выпускаться панели центроплана, лонжероны и интегральные панели подъёмной части крыла. Производство начнётся в конце 2012 года, а первые изделия будут готовы в 2013-м. Кроме выпуска гражданских самолётов на «Авиастар-СП» должно быть налажено и серийное производство лайнеров для нужд военного ведомства. Речь идёт не только о Ту-204, но и о новом самолёте Ил-476, и об уникальных самолётах, востребованных сегодня на международном рынке, - Ан-124-100 «Руслан». В цехе окончательной сборки авиастроительного завода Дмитрию Рогозину представили самолёт Ил-476. Это первая презентация данного воздушного судна в высокой степени готовности. Лайнер представляет собой глубокую модификацию военно-транспортного самолёта Ил-76. По словам вице-премьера, в рамках государственной программы вооружения до 2020 года ульяновский авиазавод выпустит более сотни самолётов семейства Ил-76. Он пояснил, что на «Авиастар-СП» будут не только создавать новые машины, но и модернизировать уже произведённые. - Общее количество и модернизированных версий Ил-76, и новых машин примерно по 40 той и другой версии (Ил-76 и Ил-476), плюс специальные машины для МЧС, плюс летающие информационные центры - «боевые крепости», - сообщил Дмитрий Рогозин журналистам. - Большие поставки для Минобороны начнутся с 2014–2015 годов. Для постепенного увеличения загрузки авиапредприятия вице-премьер намерен совместно с министром обороны Анатолием Сердюковым найти такое решение, чтобы начать финансировать производство самолётов в этом либо в 2013 году. «Задача эта управленческая, она будет обсуждаться, в том числе и с руководством Правительства РФ», - уточнил вице-премьер. Говоря о проблемах производства самолётов семейства Ил-76, Рогозин объяснил, что они заключались в переносе производства самолётов из Ташкента, где он с 1973 года выпускался на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова, в Ульяновск, а также переводе всей технической документации в цифровой вид. На сегодняшний день эти работы завершены. Можно сказать, что проект по Ил-476 реализовывался в условиях секретности. До самого последнего времени сотрудники «Авиастар-СП», привлекаемые к работе над этим самолётом, называли его «изделием 476». Модифицированная версия хорошо всем известного «работяги» Ил-76, который состоит на вооружении ВВС нашей страны уже без малого 40 лет, заметно отличается от предшественника. Воздушное судно имеет иную конструкцию крыла, рассчитанную на увеличенную максимальную взлётную массу (на 20 тонн). Дальность полёта стала больше на 18 процентов (6.000 км). На 15 процентов повысилась топливная эффективность, что очень ценно в условиях дороговизны нефтепродуктов. Улучшились тяговооружённость и взлётно-посадочные характеристики, что особенно важно в условиях высокогорья. Ил-476 оборудован новыми пермскими двигателями ПС-90А-76 тягой 14,5 тонны каждый. Самолёт приведён в соответствие нормам ИКАО по эмиссии вредных веществ и шуму. В настоящий момент сборка первого воздушного судна находится в стадии монтажа систем на планер. Испытания модернизированного самолёта запланированы на апрель нынешнего года. Крупносерийное производство Ил-476 в Ульяновске может начаться уже в 2014 году. Минобороны планирует приобретать Ил-476 в вариантах топливозаправщика, военно-транспортного самолёта и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Не останется в стороне и Ан-124-100 «Руслан». Дмитрий Рогозин подчеркнул, что имеющийся парк «Русланов» будет отремонтирован и модернизирован до 2020 года, а на «Авиастар-СП» начнётся строительство новых самолётов данной модификации. Всего планируется выпустить до 10 новых «Русланов». Напомним, что в течение прошедшего десятилетия появлялась противоречивая информация о судьбе самого грузоподъёмного самолёта в мире. Его производство неоднократно планировали возобновить, однако программы по восстановлению производства признавались бесперспективными. К счастью, в последние годы появился спрос на эти сверхтяжёлые машины (по грузоподъёмности Ан-124-100 превосходит Ил-76 в 2,5–3 раза), что вместе с заявлениями Дмитрия Рогозина позволяет с оптимизмом смотреть в будущее этого не имеющего аналогов в мире воздушного судна. По окончании осмотра авиационной техники заместитель председателя Правительства РФ в штаб-квартире «Авиастар-СП» провёл совещание по вопросам развития гражданской и военной авиации, где отметил, что сейчас главное - решить те проблемы, которые стоят между заказчиком и исполнителем, между Министерством обороны и самой промышленностью. В первую очередь должны быть расставлены все точки над «и» в вопросе, касающемся справедливой цены на закупки авиатехники. Этот аспект по сей день остаётся гордиевым узлом в отношениях между заказчиками и авиастроителями. Как уточнил вице-премьер, в 2011 году развернулась острая дискуссия между Минобороны РФ и промышленностью о том, какова должна быть себестоимость производимой продукции и сколько средств военное ведомство готово вложить дополнительно в рентабельность предприятий, чтобы они были способны пригласить на работу новые кадры, повысить зарплаты и проводить плановую модернизацию. - В рамках гособоронзаказа, при формировании цены на конечную продукцию, на мой взгляд, нужно закладывать такую норму рентабельности, которая позволяла бы сделать зарплату на оборонных предприятиях выше средней по региону и провести амортизацию основных фондов, - объяснил Рогозин. Ранее он уже делал заявления о том, что уровень рентабельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, который по расчётам вице-премьера находится на уровне 5–8 процентов, должен быть увеличен. Как считает вице-премьер, это создаст стимулы для современных производств и сделает зарплату на предприятии привлекательной для молодых специалистов. Он также сказал, что стоит острая необходимость в обновлении кадров, привлечении молодёжи, возвращении профессиональных специалистов на производство. - Средний возраст работника ОПК - 46 лет, - заметил вице-премьер. - Сейчас в этой отрасли работают либо те, кому под 60 и старше, либо те, кто недавно окончил вузы, кому 20 с небольшим. Среднего звена - зрелых высокопрофессиональных специалистов 30–40 лет - почти нет. Большинство из них ушло в бизнес. Нужно исправлять ситуацию. Как сообщил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, в ближайшее время местные власти планируют предоставить «Авиастар-СП» льготы по налогу на землю и на имущество. Это станет возможным благодаря одному из самых лояльных в России инвестиционных законодательств, принятых в регионе. Так, проекты, имеющие статус особо значимых, получают расширенный перечень форм господдержки, в частности: ставка ноль процентов по налогу на имущество организаций, пониженная до 13,5 процента ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет области, освобождение от транспортного налога. Параллельно с созданием авиакластера в области реализуется другой амбициозный инфраструктурный проект - создаётся портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ). Все резиденты ПОЭЗ будут иметь льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу, НДС, а также будут освобождены от уплаты таможенных пошлин. На совещании была поднята актуальная для отечественного авиастроения XXI века проблема: как сделать наши самолёты конкурентоспособными, чтобы авиакомпании, в том числе и зарубежные, покупали российские образцы. - Выжить без собственной авиации мы не сможем, - сказал заместитель председателя Правительства РФ по окончании совещания. - Это важно ещё и потому, что авиастроение, как высокотехнологичная отрасль, так же, как ракетостроение, развиваясь, потянет за собой технологическую цепочку в других областях - электронике, приборостроении, моторостроении, новых материалов и так далее. Нужно только правильно найти локомотив. Но невозможно сделать конкурентоспособную продукцию на предприятиях, где стоит устаревшее оборудование. А потому крайне важно внести до 1 марта федеральную целевую программу по развитию оборонно-промышленного комплекса, которая предполагает не столько закупку техники, сколько приобретение станочного парка и создание собственного станкостроения. По словам Дмитрия Рогозина, России необходимо не догонять страны, ушедшие вперёд в технологическом плане, а создавать продукцию, которая не будет морально устаревшей уже в момент своего выпуска, как нередко происходило в прошлом. - Мы договорились, что в середине марта пройдёт следующее отраслевое совещание, которое затронет проблему военной авиационной науки. Для того чтобы что-то строить, нужно понимать, что именно мы собираемся строить. Необходимо сформировать облик авиации будущего, заглянуть за 2020-й, даже за 2030 год, учесть тенденции мировых технологий, - пояснил, подводя итоги своей поездки в Ульяновск, вице-премьер. - Я категорически против того, чтобы кого-то догонять. Нужно «срезать угол», попытаться понять, какова будет конечная точка развития технологий, скажем, через 20 лет. И изначально не создавать образцы, которые уже завтра будут устаревшими. Надо постараться сделать то, что сегодня есть в головах инженерных гениев-конструкторов. После совещания Дмитрий Рогозин вместе с губернатором области посетили Ульяновское гвардейское суворовское училище. Вице-премьер РФ осмотрел учебно-материальную базу училища, в сентябре передислоцировавшегося в корпуса расформированного Ульяновского высшего военно-технического училища на улице Карла Маркса (старые корпуса училища на Советской улице сейчас ремонтируются), посетил лабораторию инновационно-образовательных технологий, учебные классы, классы тренажёров. Знакомясь с жизнью и бытом обучающихся, он осмотрел помещения, где проживают суворовцы. От имени председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин вручил ценные подарки - часы с правительственной символикой суворовцу 4-го курса Юрию Горелову, суворовцу 5-го курса Дамиру Сокенову, суворовцу 6-го курса Евгению Кузнецову и старшему вице-сержанту 7-го курса Денису Юрлову. Во время общения с вице-премьером воспитанники училища обратились к нему с просьбой оказать содействие в возвращении Знамени Симбирского кадетского корпуса на историческую родину. Это единственное дошедшее до наших дней знамя кадетских корпусов дореволюционной России сейчас находится за границей - в русском православном храме в Сан-Франциско. Заместитель председателя Правительства РФ пообещал оказать помощь в возвращении этой реликвии в Россию. Дмитрий Рогозин завершал поездку в Ульяновск приёмом граждан по личным вопросам в общественной приёмной председателя Правительства РФ Владимира Путина. Так, жильцы многоквартирных домов № 2, № 3 и № 18, расположенных на территории ФГУП «31-й Арсенал», обратились к вице-премьеру с просьбой оказать им помощь в улучшении жилищных условий. Напомним, что в связи с тем, что данные дома, пострадавшие от взрывов в ноябре 2009 года, расположены на территории ФГУП «31-й Арсенал» и юридически находятся в собственности Министерства обороны РФ, правительство Ульяновской области и администрация города не имеют полномочий для оказания помощи в восстановлении повреждённых объектов ЖКХ на этой территории. Тем не менее из средств областного бюджета была оказана финансовая помощь в размере 5,1 млн. рублей гражданам на неотложные нужды по восстановлению повреждённого жилья. Кроме того, на устранение последствий чрезвычайной ситуации в жилищном фонде было выделено около 20 млн. рублей, но для системного решения данного вопроса, в частности переселения граждан, дома должны быть переданы на баланс муниципалитета. Дмитрий Рогозин заверил жителей, что в ближайшее время по этому вопросу он проведёт встречу с министром обороны РФ и окажет содействие в скорейшем разрешении их проблемы. На снимках: процесс сборки изделия «476» - Ил-476; вице-премьер Дмитрий РОГОЗИН во время посещения Ульяновского гвардейского суворовского училища. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|