на главную страницу

25 Января 2012 года

ВВС России: век XXI

Среда

Версия для печати

На неусыпном посту

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото с официального сайта Минобороны РФ.



В 1998 году, после объединения ВВС и войск ПВО в единый вид Вооружённых Сил РФ, авиация ПВО как самостоятельный род авиации перестала существовать, но остались истребительные авиагруппы, которые продолжают сегодня в Военно-воздушных силах под единым командованием решать задачи по противовоздушной обороне воздушного пространства России.
Истребительная авиация - одна из основных составляющих оперативно-тактической авиации, наиболее манёвренный род авиации Военно-воздушных сил. Сегодня более 60 экипажей самолётов-перехватчиков несут круглосуточное боевое дежурство и способны в считаные минуты уничтожить любого нарушителя воздушного пространства России или принудить его к посадке.


     Стоящие на вооружении истребительной авиации самолёты-перехватчики охраняют воздушные границы России от Калининграда до Камчатки и способны обеспечить перехват самолётов - носителей крылатых ракет до рубежей их пуска. Находясь практически на равном удалении от Москвы и Санкт-Петербурга, авиагруппа Хотилово способна надёжно обеспечивать их прикрытие. Зона ответственности авиагруппы простирается от границ Москвы на северо-запад к Прибалтийскому региону и к югу со стороны Белоруссии.
     Задачи прикрытия и перехвата на дальних рубежах решают самолёты МиГ-31. МиГ-31БМ - качественно улучшенная модификация МиГ-31 - планомерно поступает на вооружение части. Он поднимается на высоту свыше 25 км, летает со скоростью более трёх скоростей звука. При этом перехватчик способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны. В перспективе до 2020 года планируется пополнить части ВВС более чем 60 модернизированными самолетами МиГ-31БМ. Звено (четыре самолёта) МиГ-31, являющегося самым скоростным и высотным перехватчиком в мире, работает на фронте до 1 тыс. км, а совместно с Су-27 создаёт мощнейшую группу по охране воздушных рубежей.
     Всепогодный истребитель МиГ-31 может взлетать в любую погоду. Это позволяют и тактико-технические характеристики самолёта, и модернизированный аэродром Хотилово с его современными средствами связи и световым оборудованием. При ограничении посадки корабль уходит на запасной аэродром.
     Су-27, будучи самолётом ближнего и среднего боя, эскадрилья которых также стоит на вооружении в Хотилово, благодаря сверхманёвренным характеристикам обеспечивает прикрытие МиГ-31. Именно в процессе последних преобразований Вооружённых Сил в состав авиагруппы вошла эскадрилья на самолётах Су-27. Два типа истребителей, взаимодополняя друг друга, готовы решать широкий спектр задач. Как заметил заместитель командира авиагруппы гвардии подполковник Александр Сидоров, в советские времена практически не было полков разнотипного состава, а теперь почти все авиационные группы имеют смешанный состав.
     Экипажи истребителей-перехватчиков регулярно поднимаются в небо при поступлении сигнала о возможных нарушениях воздушной границы, в том числе при обнаружении метеозондов в стратосфере Земли.
     - Мы всегда готовы к перехвату любой цели, несанкционированно проникшей в воздушное пространство над территорией Российской Федерации, и по команде уничтожить её, - говорит командир дежурного звена авиагруппы Хотилово гвардии подполковник Алексей Ткач, который начинал службу ещё на истребителях МиГ-21 в авиагарнизоне Черниговка на Дальнем Востоке.
     По словам гвардии подполковника Ткача, в небо дежурные силы поднимаются достаточно часто. Как правило, экипаж взлетает, получая команду о неопознанном воздушном зонде, который может нести какую-либо угрозу, например в плане ведения разведки. Решение о переводе в высшие степени боевой готовности в таких случаях принимается на уровне командования ПВО и ПРО. Время с момента поступления сигнала до посадки экипажа в самолёт не должно превышать 8 минут (с надеванием высотного снаряжения - 10 минут).
     Почти два года назад в ходе празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Москву прибывали главы зарубежных государств. На авиабазе Хотилово тогда несли круглосуточное дежурство в воздухе. На аэродроме одновременно было поставлено «в ружьё» десять экипажей истребителей. В основном самолёты Су-27. Для сравнения: дежурное звено вместе с усилением - это шесть самолётов.
     Все задействованные для обеспечения безопасности истребители находились на аэродроме и взлетали по графику. Для выполнения задачи государственной важности привлекался подготовленный инженерно-технический состав. Кроме того, был произведён расчёт подъёмов в воздух, спланировано патрульное сопровождение всех самолётов глав государств, которые посещали столицу.
     В обязанности авиагруппы Хотилово входит регулярное усиление дежурных сил в случае совершения Президентом России поездок в регионы, входящие в зону ответственности части, а также сопровождение бортов первых лиц государства.
     Как рассказал гвардии подполковник Александр Сидоров, минувший год для авиагруппы был насыщен различными мероприятиями боевой подготовки. Так, на базе аэродрома Хотилово проходил сбор лётного состава Военно-воздушных сил. В марте проводились воздушные стрельбы на полигоне Ладога, а в мае на аэродром Саваслейка лётчики из Хотилово перегнали четыре самолёта МиГ-31 для подготовки экипажей по дозаправке топливом в воздухе. В июне на полигоне Кингисепп у Чудского озера осуществлялись стрельбы из стрелково-пушечного вооружения. Летний период завершился полётами в Калининградском особом районе, где специалисты авиагруппы готовили своих коллег с Балтики по программам обучения на самолёте Су-27.
     Регулярно истребители авиагруппы в соответствии с боевыми распоряжениями сопровождают стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Дальней авиации вплоть до Кольского полуострова.
     Общая картина по налёту в Хотилово такая же, как и в других авиагарнизонах. По словам подполковника Сидорова, проблем с авиационным керосином нет. По новым нормам, утверждённым в прошлом году главкомом ВВС, лётчик и штурман на МиГ-31 должны в год налетать по 100 часов каждый. В среднем на лётчика авиационной группы за прошлый год пришлось 80 часов. У кого-то чуть больше, а у кого-то чуть меньше. Прошлогодняя норма налёта была выполнена с запасом в 4 процента (всего - 104 процента).
     Говоря об исправности авиационного парка, заместитель командира авиагруппы отметил, что она поддерживается на достаточно высоком уровне: очередь на замену имеющейся техники на новую до Хотилово пока не дошла.
     Вспомнил гвардии подполковник Сидоров, как почти четыре года назад пришлось сажать самолёт Су-27УБ с бортовым номером 20 на брюхо на аэродроме Дорохово под Бежецком (Тверская область), за что он вместе с подполковником Романом Костенюком был награждён орденом Мужества.
     ...20 марта 2008 г. необходимо было совершить облёт спарки Су-27. Кабину командира экипажа учебно-боевого истребителя занял заместитель командира полка гвардии подполковник Роман Костенюк. Когда после трёх попыток взлететь самолёт был поднят в воздух, лётчики выполнили программу облёта. Оставалось только снизиться, погасить скорость и зайти на посадку.
     Высота - 11.100 м. Развернулись в сторону аэродрома Дорохово. Идя на сверхзвуковой скорости, стали её гасить. Именно тогда произошёл отказ радиосвязи между лётчиками. Но офицеры продолжали выполнять полёт по плану: выполнив горку, они гасили скорость до уровня менее звуковой и начали снижаться под облака. Вот тогда и произошло самое неожиданное - отказало всё навигационное оборудование самолёта. Вышли из строя оба электрогенерирующих устройства. Шасси не выпускались даже аварийным способом.
     Времени на принятие решения оставалось очень мало. Между тем переменный ток в машине ещё оставался, это и спасло лётчиков от более серьёзных последствий. Керосин в двигатели поступал, и самолёт слушался органов пилотажного управления.
     В итоге лётчики решили сажать самолёт на брюхо, а точнее, на авиационные катапультные установки (или, как называют их лётчики, 9-ю и 10-ю точки подвески) для подвешивания вооружения, которого на «сушке» тогда не было.
     - Коснувшись бетонки, проползли по ней брюхом, выпустили парашют, выключили двигатели, обесточили самолёт и спустились на бетонку. И тогда поняли: хорошо, что не задели трением сопла с керосином, ведь в таком случае последствия могли бы быть другими, - вспоминает Александр Викторович.
     Описывая те ощущения, гвардии подполковник Сидоров, улыбаясь, сказал:
     - Ну, потрясло немного, а так всё обошлось. Самолёт не загорелся. Отчётливо помню лишь запах разогретого металла.
     Спасённый самолёт сейчас исправен и находится в Хотилово в строю.
     ...В день нашего посещения авиагруппы полёты по погоде были «отбиты», но продолжалась каждодневная рутинная работа на аэродроме. Гвардии подполковник Александр Сидоров ставил задачи на всю лётную неделю:
     - Начало полётов во все дни в 13.30, окончание в 21.30. Тренировка пункта наведения с 10.50 до 12.30. Состав группы руководства полётами: руководитель - гвардии подполковник Васильев, руководитель полётами в аэродромной зоне - гвардии майор Носов. Полёты спланированы в зоне. Число самолёто-вылетов - 90. Задачи на все смены: подготовка лётного состава на повышение квалификационных категорий, облёт самолёта МиГ-31 с бортовым номером 07 после завершения регламентных работ; выполнение новых и наиболее сложных полётных заданий - простой и сложный пилотаж, боевое маневрирование, групповая слётанность, манёвренный воздушный бой, боевое применение. Порядок выполнения лётным составом более сложных заданий будет доведён после детальной постановки задач.
     ...Есть в авиагруппе и свои повседневные проблемы и заботы. Старший лётчик авиационного звена гвардии старший лейтенант Дмитрий Бородихин перевёлся в Хотилово, как и многие другие лётчики, из Бежецка, с аэродрома Дорохово. По его мнению, в ходе повседневной подготовки к полётам сказывается отсутствие тренажёра самолёта Су-27. Не хватает всем молодым лётчикам и инструкторов. На всю авиагруппу - всего одна спарка Су-27УБ на аэродроме. Тем не менее расписание тренажей и полётов составляется таким образом, что эскадрилья всегда занята делом. Поэтому хоть и по чуть-чуть, но всё-таки инструкторы прилагают усилия, чтобы «вывезти» всех молодых лётчиков по необходимым упражнениям курса боевой подготовки.
     Среди наиболее перспективных молодых лётчиков командование выделяет командира корабля МиГ-31 гвардии старшего лейтенанта Заура Шаушева. Заур - из семьи лётчиков. За три года он прошёл путь от лётчика без классности до лётчика 2-го класса. В настоящее время гвардии старший лейтенант Шаушев готовится на 1-й класс. В советское время к управлению МиГ-31 допускали лётчика с квалификацией не ниже 1-го класса.
     По словам Заура, сдать комплекс упражнений на класс не так просто. Для этого необходимо «ловить» погоду, не иметь предпосылок к авиационным инцидентам и их самих. По решению командира лётчик для получения очередной квалификационной категории, как правило, представляется к прохождению всех видов проверок. К примеру, для получения 2-го класса зачёты принимает должностное лицо не ниже заместителя командующего. Поэтому какие-либо послабления исключены.
     - Схалявить в авиации можно только в одном случае. Это - не ходить на полёты, занимаясь на тренажёре, ибо условный тренировочный полёт никогда не приведёт к тяжёлым последствиям или катастрофе. Беда обычно не приходит одна. В лётном деле мелочей нет, - рассуждает Заур. - После присвоения мне 3-го класса наш командир на одном из офицерских собраний спросил меня, чем отличается лётчик 3-го класса от лётчика 1-го класса. Не раздумывая, я ответил, что второй может всё, а первый, по сути, ещё «желторотик». Гвардии полковник Кныш сказал, что я заблуждаюсь, так как разница у них только в скорости принятия решения и в том, насколько это решение грамотно. Эти слова мне запомнились. С опытом приходит понимание не только того, что написано в инструкциях и руководствах по лётной эксплуатации, но и в сущности физических процессов и явлений.
     Говоря о специфике службы в авиации ПВО, гвардии старший лейтенант Шаушев подчеркнул особую ответственность за принятие решения при подъёме по тревоге:
     - В ситуации один на один с целью окончательное решение остаётся за командиром корабля в соответствии со всеми международными конвенциями и служебными инструкциями. Имея вооружение на борту, не стоит его необдуманно применять. В Хотилово нас учат грамотно оценивать обстановку. Даже если получен приказ на поражение, всё равно необходимо использовать предусмотренные предупредительные сигналы, чтобы избежать негативных последствий на земле. Местность у нас, в Центральном регионе, густонаселённая. А вдруг обломки упадут туда, где находятся люди или склады с оружием... Поэтому главное, чем руководствуется лётчик авиации ПВО: семь раз отмерь, один раз отрежь.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex