на главную страницу

25 Января 2012 года

ОФИЦЕРЫ РОССИИ

Среда

Версия для печати

Дни и ночи комбата

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
Фото автора.




     Гвардии подполковнику Петру Мельнику, пожалуй, очень подошли бы и гусарская форма, и мундир кавалергарда. Ладная по-спортивному фигура, смоляные с проседью усы, задорная искра в карих глазах, офицерская выправка - о таких говорят: «военная косточка». Но увидеть командира отдельного инженерно-сапёрного батальона 7-й десантно-штурмовой дивизии можно чаще всего в полевом камуфляже. Потому что не приходится ему блистать манерами на балах и приёмах, а по большей части доводится заниматься весьма прозаичным делом - инженерно-сапёрным обеспечением жизнедеятельности соединения. А ещё батальону гвардии подполковника Мельника отведено под ответственность 16 районов Краснодарского края для очистки земли от оставшихся после войны боеприпасов. Надо заметить, что и то и другое получается у сапёров-десантников весьма складно и к тому же решается с профессиональной скромностью, вообще присущей большинству из инженерно-сапёрной братии. В прошлом году группы батальона в районах ответственности обезвредили 1.212 взрывоопасных предметов. Осенью минувшего года на дивизионном тактическом учении довелось наблюдать, как чётко велась инженерная разведка местности, буквально в считаные часы был фортифицирован участок обороны десантно-штурмового батальона, на танкоопасном направлении прямо в динамике учебного боя сапёры соорудили комбинированные заграждения, а на участке наступления парашютно-десантного батальона проделали проходы в минных полях вручную и с помощью дистанционного заряда разминирования. А ещё эти «трудяги войны» на том учении оборудовали хорошо замаскированные командные пункты с надёжной системой энергообеспечения.
     Содержание полигонных дорог тоже их повседневная забота. Потребуется обеспечить полевое водоснабжение - подчинённые подполковника Петра Мельника готовы решить и эту непростую задачу. Сам комбат считает, что отлаженность учебного процесса и высокая организация боевой работы инженерно-сапёрной части - это результат вдумчивой и творческой командирской деятельности его предшественников, которая и заложила конструктивные традиции воинского коллектива. Гвардии подполковник Валерий Рябцун, который в своё время в качестве командира роты принимал после выпуска из училища новоиспечённого лейтенанта Петра Мельника, в середине 1990-х выводил батальон из Литвы практически в чистое поле. Сегодня на этом месте образцовый военный городок со своим тиром, комплексом воздушно-десантной подготовки, учебным полем, качественной бытовой инфраструктурой. От непосредственного своего предшественника гвардии подполковника Александра Чабарая Пётр Мельник, как он считает, принял сплочённый отряд военных профессионалов высокого уровня.
     - У коллектива, как и у отдельного человека, есть свои привычки - это его устоявшиеся традиции, есть и свой характер - настрой на службу, её результативность, созидательное честолюбие, - считает гвардии подполковник Мельник. - Когда эти качества уже заложены, остаётся только поддерживать их КПД.
     В этой точке зрения, пожалуй, сконцентрирован весь опыт службы офицера-сапёра, вместившийся, как говорится, в 27 его «календарей».
     
От отца – к сыновьям

     - Папа, а почему сапёр - профессия героическая? - восьмилетний Петька прочитал плакат на плацу части, когда отец впервые привёл его с младшим братом Толиком к себе на службу. - Эти все солдаты, что ли, герои?
     Сегодня оба брата - сапёры-десантники, подполковники, один Российской армии, другой - белорусской, помнят отцовские уроки военного профессионализма. Более четверти века прослужил старший прапорщик в отставке Пётр Мельник в инженерно-сапёрных войсках, и когда сыновья выбрали офицерскую сапёрную судьбу, напутствовал их по-доброму:
     - Какие бы звёзды ни легли вам на погоны, помните, что не званием ценен сапёр, а знанием. Своего достоинства не роняйте и на чужое не посягайте. Помните, что вместе с подчинёнными вам, может быть, воевать придётся - вы их от гибели убережёте, и они вас от пули заслонят.
     Первое боевое разминирование гвардии лейтенант Пётр Мельник провёл в Литве. Снаряды военной поры проржавели, казалось, насквозь. Одно дело - теория, другое - когда у тебя в руках полтора десятка килограммов металла, тротила с непредсказуемо проржавевшим детонатором. Несколько раз Мельник видел, как работал в подобной обстановке его ротный - капитан Валерий Рябцун: не торопясь, будто в замедленной киносъёмке, извлекал снаряд из земли, внимательно осматривал взрывоопасный предмет. Когда на полигоне отгремело «эхо войны», Мельник в большей мере ощущал себя уставшим землекопом, нежели героем.
     - За других говорить не берусь, но мне всегда страшно, когда я вижу обнаруженный в земле боеприпас минувшей войны, - признаётся Пётр Мельник. - Причём чем больше я их пропускаю через свои руки, тем основательнее этот страх. Правда, он не сковывающий, но напрягает голову и нервы ощутимо, обостряя интуицию и реакцию.
     Уже в должности начальника инженерной службы полка гвардии майор Мельник поставил рекорд, вполне достойный Книги Гиннесса: за двое суток он с тремя подчинёнными обезвредил 427 артиллерийских снарядов, пролежавших в земле почти 60 лет. Если бы весь этот «артсклад» сдетонировал в густонаселённом городском районе, одними выбитыми стёклами не обошлось бы. И пожалуй, прав сапёр Мельник, бесстрашным в такой ситуации может быть только малосведущий человек. Подвижничество - вопреки этому страху идти на вполне осознанный риск, потому что никому, кроме тебя, сделать это здесь и сейчас не по силам.
     К концу вторых суток группа разминирования валилась с ног от усталости, но пока не проверили все отвалы котлована, прилегающую местность на наличие взрывоопасных предметов, пока не вывезли все находки и не подорвали их, опять же проверив на полное уничтожение, майор Пётр Мельник ни на минуту не позволял себе расслабиться. Десять раз проверь и потом только доложи, что задачу выполнил, - это непреложная сапёрная заповедь, усвоенная им с лейтенантской поры.
     
Ни с чем
     не сравнимый опыт

     Как бывает на войне, может показать только сама война. В составе батальонной тактической группы гвардии капитан Пётр Мельник постигал её науку с самого начала боевых действий в Чечне. Комбат гвардии подполковник Андрей Холзаков ещё по афганскому своему опыту предпочитал передвигаться в боевой обстановке на БТРД сапёров.
     - Эти ребята со своими миноискателями, может быть, и медленно ходят, но лучше их не обгонять, - любил тогда повторять нынешний заместитель командующего ВДВ генерал-майор Андрей Холзаков. Кто забывал об этом, несли потери, которых могло бы и не быть.
     Инженерная разведка местности в интересах артиллерии и пехоты, разминирование дорог и минных полей - всё это выпадало сапёрам порой под огнём противника. Командиры десантных подразделений, быстро осознав значимость сапёрного дела, прикрывали их работу в боевой обстановке всеми своими силами. А гвардии капитан Мельник, кроме всего прочего, учился на войне беречь солдатскую жизнь. Для себя он чётко определил, что каждого его парня живым и здоровым дома ждут родители, жёны, дети, близкие и друзья. И полагаются они в большей мере не на судьбу, а на него, командира.
     - Обученность - лучший защитный панцирь для сапёра, - не уставал он втолковывать своим подчинённым. И выходил на самые опасные участки работы вместе со своими солдатами. Может, и не совсем по инструкции, зато в полном соответствии с офицерской совестью. Потерь в группе инженерно-сапёрного обеспечения гвардии капитана Мельника на той войне не было.
     Боевой опыт пригодился гвардии майору Мельнику и в ходе августовского принуждения Грузии к миру. Обученность сапёров-десантников и профессионализм их командиров помогли успешно решить немало специальных задач в этой «горячей точке». И опять же без потерь со своей стороны. Сегодня, как считает гвардии подполковник Пётр Мельник, на уровне боеготовности и выучки батальона заметно сказывается опыт участников боевых действий офицеров Станислава Попова, Сергея Павлюкова, Романа Шутикова, Станислава Зеренкова. Они хорошо знают, что требует от сапёра война.
     
Командирская «везучесть»

     Мне довелось видеть, как комбат общается со своими солдатами и офицерами во время полевых занятий. Вспомнилось точное лермонтовское определение истинного российского офицерства: «отец солдатам». Может быть, оттого, что его сын Юрий сейчас служит срочную в десантной части, где в своё время служил и он, а может, в силу устоявшихся педагогических командирских принципов Мельник относится к подчинённым как к собственным сыновьям. К офицерам - как к старшим братьям, построже, к контрактникам - как братьям средним, с обстоятельной назидательностью, к срочникам - как братьям младшим, с терпением и вниманием. При этом юмор комбата срабатывает эффективнее иных громких разносов. И в обращении к подполковнику его подчинённых нет подобострастия или страха перед «начальством». Видно, что командира уважают как «батяню» - по-сыновьи беззаветно. «Накажет, так за конкретику, а похвалит, так от души», - охарактеризовал дисциплинарную практику командира один из сапёров батальона.
     Начальник инженерной службы соединения гвардии подполковник Сергей Науменко о командире батальона говорит так:
     - Исключительной ответственности и надёжности офицер! С такими можно и в разведку, и на разминирование идти в любую минуту.
     Медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медаль «За отвагу» - уже само название государственных наград офицера красноречиво. И хотя 27 «календарей» сапёра Петра Мельника никак не назовёшь лёгкими, сам он считает себя счастливчиком.
     - Мне на удивление везло с командирами и наставниками. Судьба будто именно для меня приберегла их - людей особого офицерского и десантного закала, - с теплотой в голосе говорит комбат. - Да и у подчинённых всегда было чему поучиться.
     Может быть, именно потому и нет у него усталости от службы. Каждый новый день гвардии подполковника Петра Мельника начинается с тем же задором познания, с той же энергией, что и в лейтенантские годы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex