на главную страницу

25 Января 2012 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

Адрес службы — город Волжский

Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.
Волжский — Москва.



Группа информационного обеспечения Сухопутных войск организовала для представителей СМИ весьма интересную и познавательную поездку в 187-й учебный центр инженерных войск (город Волжский, Волгоградская область).
Вниманию журналистов были предложены практические занятия различных подразделений рода войск (в частности, погрузка и переправа техники и личного состава через водную преграду на специальных средствах, проделывание проходов в противотанковом и противопехотном минных полях, в невзрывных заграждениях), подготовке курсантов учебных подразделений по инженерно-сапёрным специальностям, водолазов с проведением работ под водой. О жизнедеятельности и материально-техническом обеспечении военных инженеров рассказал начальник инженерных войск Вооружённых Сил РФ генерал-майор Юрий СТАВИЦКИЙ.


     Свою историю 187-й учебный центр инженерных войск ведёт с 1951 года. Создавался он на базе 186-й отдельной инженерной роты разминирования. Решением Правительства СССР в 1950 году началась подготовка к строительству Сталинградской ГЭС. В связи с этим в мае 1951-го директивой Генерального штаба и была сформирована 186-я отдельная инженерная рота с задачей проведения работ по разминированию дна Волги, её берегов и местности. В ноябре того же года на базе этой роты в Сталинграде формируется 221-й отдельный инженерный батальон разминирования и передислоцируется на остров Зелёный. Поставленная батальону правительственная задача о проведении в течение 1952—1955 годов сплошного комплексного поверхностного, глубинного и подводного разминирования территории строительства ГЭС и будущего города была выполнена за три года вместо четырёх.
     Сегодня 187-й учебный центр, где начальником полковник Владимир Макуха, готовит младших специалистов инженерных войск для видов и родов войск Вооружённых Сил.
     Знакомство журналистов с его деятельностью началось с полигона и практических действий в поле.
     На первой учебной точке шли занятия по подготовке специалистов плавающей техники. Курсанты учебного батальона подполковника Юрия Чередниченко отрабатывали обеспечение форсирования водной преграды мотострелковой ротой.
     Как справедливо заметил командир батальона, одна из сложнейших задач при наступлении войск - преодоление водных преград. Обычно они используются противником как основа оборонительной линии. Очень часто форсированием рек начиналось наступление войск или же с выходом к водной преграде оно заканчивалось.
     С появлением на вооружении нашей армии плавающих бронетранспортёров и боевых машин пехоты задача форсирования водных преград не потеряла своей значимости. В войсках очень много техники, которая не способна самостоятельно преодолевать глубокие водные преграды, но без которой невозможно дальнейшее наступление (танки, артиллерийские орудия, автомобильный транспорт и т.п.). Да и берега рек далеко не всегда позволяют плавающим машинам спуститься к воде или выйти на берег. Для оборудования и содержания переправ и привлекаются инженерные войска.
     - Для инженерной разведки путей движения войск и водной преграды имеется инженерная разведывательная машина ИРМ, оснащённая стационарными и переносными средствами наблюдения, навигации и связи, а также специальными средствами инженерной разведки, позволяющими получать данные о водной преграде - ширине, глубине, скорости течения, относительной плотности дна, проходимости входов и выходов, наличии навигационных препятствий, толщине льда, - рассказал подполковник Юрий Чередниченко. - В инженерных войсках на вооружении состоят гусеничные плавающие транспортёры ПТС-2, которые в состоянии со скоростью 10 км/ч переправить 72 пехотинца, или орудие калибром до 203 мм, или автомобиль типа «Урал» через водную преграду любой ширины. Транспортёр может ходить и по морю при волнении до 4 баллов. Для переправы через водные преграды танков, самоходных орудий и другой гусеничной техники весом до 52 тонн имеются паромно-мостовые машины ПММ-2М. Паромы на марше следуют в танковой колонне в готовности к переправе тяжёлой техники. Скорость на плаву - 10км/час. Танк, находящийся на пароме, может вести огонь. Проявить себя личному составу переправочно-десантных подразделений приходится и в мирное время - при спасении людей и материальных средств при наводнениях.
     На второй учебной точке занимались будущие механики-водители инженерной машины разграждения ИМР-2, предназначенной для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск.
     Такие технические характеристики машины, как высокая проходимость, оснащение стреловым и бульдозерным оборудованием, системой противорадиационной защиты, обеспечивают её применение и на территориях, подвергшихся ядерному удару.
     Машина разработана на гусеничной базе танка Т-72А и принята на вооружение в 1980 году. Серийно производилась объединением «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского (г. Нижний Тагил).
     Широкое применение машина нашла при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в ходе контртеррористической операции в горных районах Чеченской Республики. В 2010 году во время лесных пожаров ИМР-2 активно использовалась для расчистки местности от завалов.
     На следующем учебном месте мы наблюдали за действиями расчёта инженерно-сапёрного отделения по установке заряда разминирования ЗРП-2, который предназначен для проделывания проходов-троп взрывным способом в противопехотном минном поле.
     - Заряд удлинённый однониточный, из детонирующего кабеля, - пояснил сопровождавший на полигоне журналистов заместитель начальника учебного центра подполковник Игорь Крылов. - Комплект переносится в ранце общим весом 34 кг. На установку расчётом из двух человек отводится пять минут. Заряд подаётся по воздуху реактивным двигателем на дальность до 160 метров. Температурный диапазон применения - от минус 40 градусов до плюс 50. После подрыва заряда в минном поле образуется проход шириной 40 см и длиной не менее 54 м. Мотострелки отделения покидают укрытие, занимают рубеж перед противопехотным минным полем и, прикрывая друг друга огнём, выдвигаются к проходу. Преодолев его, военнослужащие переходят в атаку. После преодоления прохода мотострелками расчёт сапёрного отделения выходит из укрытия, обозначает проход в минном поле, проверяет его на невзорвавшиеся мины, расширяет и содержит его.
     Для проделывания прохода в противотанковом минном поле инженерные войска используют самоходную легкобронированную гусеничную плавающую установку разминирования УР-77. По словам подполковника Крылова, она стала продуктом боевого применения УР-67 в арабо-израильской войне 1973 года и целом ряде других вооружённых конфликтов. Недостатки, присущие УР-67, в ней были устранены. УР-77, созданная на базе доработанного шасси самоходной 122-мм гаубицы «Гвоздика», способна проделывать проходы шириной шесть метров и длиной до 90 метров в противотанковых минных полях во время боя. Разминирование осуществляется путём создания ударной волны от взрыва заряда. Боекомплект установки состоит из двух удлинённых зарядов разминирования с твёрдотопливными буксирными ракетами. Боевая судьба не обошла стороной и УР-77, она активно применялась в ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике.
     В ходе боевых действий в Чечне УР-77 использовались для разрушения укреплений бандформирований, оборудованных в подвалах жилых домов в населённых пунктах. В частности, в н.п. Комсомольское в ходе уничтожения банд Гелаева и Хачукаева применялись шесть (два взвода) УР-77, которые осуществляли подачу зарядов в насёленный пункт и их подрыв.
     Одна из важных задач инженерных войск - добыча и очистка воды в полевых условиях. Выполняют её подразделения полевого водообеспечения.
     Вода играет существенную роль не только в условиях пустыни. Людям, привыкшим, что в любой момент можно открыть кран и из него потечёт питьевая вода, трудно осознать, что с этим могут возникнуть проблемы. Но представьте себе деревню с одним колодцем, в которую вошло воинское подразделение. Солдату требуется на день до 9 литров питьевой воды. Бригада потребляет около 8—10 тонн чистой воды в сутки. Колодец опустеет в первые полчаса, а людям надо пить, есть, умываться...
     Инженерные войска располагают большим количеством технических средств добычи и очистки воды. Для добычи воды из-под земли для небольших подразделений имеются ручные буровые устройства (МТК-2М) для бурения скважин глубиной до 8 метров и откачки из неё воды. Существуют механизированные установки для бурения скважин глубиной до 200 м. Для очистки воды используются малоразмерные фильтры, способные обеспечить чистой водой мелкие подразделения непосредственно на позициях войск. Для обеспечения водой крупных подразделений применяются станции ВФС-10 и СКО-10.
     Нам представилась возможность воочию увидеть действия расчётов по развёртыванию станции СКО-10 и бурение скважин для добычи воды на установках ПБУ-50 и УДВ-25.
     Станция СКО-10 способна за один час многоступенчато очистить до 10 тонн воды вне зависимости от её первоначального загрязнения (в том числе она очищает воду и от радиоактивного загрязнения).
     Последним учебным местом, с которым ознакомились журналисты, стал класс водолазной подготовки, где под руководством преподавателей и офицеров курсанты осуществляли практические спуски в водолазном снаряжении.
     Начальник цикла водолазной подготовки майор Сергей Бутенко отметил, что водолазы под водой ведут инженерно-технические, специальные, спасательно-эвакуационные и инженерно-разведывательные работы.
     Столь широкий спектр работ, разнообразие способов их выполнения требуют тщательной подготовки водолазов в различных областях знаний и выработки соответствующих практических навыков. Водолаз под водой обязан уметь пользоваться различными приспособлениями и инструментами, пилить и рубить металл, снимать размеры и шаблоны. Инженерно-технические работы выполняются, как правило, с использованием водолазного снаряжения инженерных войск (водолазных станций), а также плавающих инженерных средств. Таким образом решаются задачи обследования технического состояния сооружений под водой, строительства и восстановления разрушенных мостов.
     - Опиловка свай при строительстве моста производится пневматической пилой или пилой-ножовкой, - рассказал майор Сергей Бутенко. - Опиловку водолаз выполняет стоя на грунте или сидя на беседке, если глубина не позволяет производить эти работы с грунта.
     Специальные водолазные работы включают подводные взрывные работы, поиск мин, бомб, снарядов и других видов боеприпасов.
     - Обнаруженный при поиске боеприпас необходимо осмотреть и, не прикасаясь к нему, установить поданный с поверхности буёк с пеньковым буйрепом и грузом из немагнитного материала, - пояснил курсант Дмитрий Моторин из Волгоградской области, выполнявший спуск в водолазном костюме СВУ-3.
     Что касается спасательно-эвакуационных водолазных работ, то, по словам майора Сергея Бутенко, своевременная и быстрая эвакуация затонувшей техники для последующего её восстановления и возврата в строй в боевых условиях имеет для войск важное значение. Эвакуация включает поиск затонувшего средства и обозначение места затопления, его обследование, остропку и доставку (вытаскивание или подъём) на берег.
     Инженерная разведка водных преград в целях оборудования на них десантных, паромных и мостовых переправ выявляет наличие заграждений на берегах и в воде, участки водных преград, пригодные для оборудования переправ, наличие и состояние гидротехнических сооружений на водных преградах, ширину, глубину, скорость течения, поперечный профиль дна реки, характер грунта и берегов в месте предполагаемой переправы.
     В завершение посещения 187-го учебного центра удалось пообщаться с начальником инженерных войск генерал-майором Юрием Ставицким.
     Он сообщил, что масштабное перевооружение на новые образцы боевой техники в инженерных войсках ожидается через три года.
     - В 2015-2016 годах мы начнём основательно перевооружаться на новые образцы техники, которые будут соответствовать всем современным требованиям, будут не хуже зарубежных аналогов, а может быть, в чём-то превосходить их, - сказал генерал-майор Юрий Ставицкий. - В интересах рода войск разрабатываются современные машины разграждения, разминирования, разведки, плавающие транспортёры с солидной защитой и вооружением.
     Начальник инженерных войск также отметил, что в 2011 году во всех четырёх военных округах было сформировано по одной инженерной бригаде. Каждая состоит из нескольких батальонов: сапёрных, технических, маскировочных, заграждения и других.
     - Мы свели мелкие подразделения в одно крупное соединение для повышения эффективности инженерного обеспечения, расширения возможностей по выполнению всего разнообразия задач и облегчения управления войсками, - подчеркнул генерал-майор Ставицкий.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex