на главную страницу

25 Января 2012 года

Страна и мир

Среда

Версия для печати

Стратегические предписания Пентагону

Полковник Александр МЕДИН,
кандидат военных наук, доцент.



3 января 2012 года президент США Барак Обама подписал «Стратегические указания по вопросам обороны», а через два дня представил широкой общественности открытую версию этого периодически обновляемого документа. Важность его в военном строительстве США подчёркивает тот факт, что на основе стратегических указаний разрабатываются последующие документы по определению возможных задач вооружённых сил (ВС) и планированию структуры войск (сил) с периодом упреждения прогноза в 10-15 лет с учётом военно-политической обстановки, складывающейся в мире и отдельных регионах.

     США



     Необходимо отметить, что в период работы администрации Барака Обамы произошла некоторая корректировка сроков представления документов, относящихся к категории «стратегические указания». Так, 1 февраля 2010 года был подписан очередной «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооружённых сил США», 6 апреля – «Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США», 27 мая – новая «Стратегия национальной безопасности». В конце 2010 – начале 2011 году все силы были брошены на новую версию «Национальной военной стратегии», утверждённой 8 февраля 2011 года председателем объединённого комитета начальников штабов ВС США адмиралом М. Мулленом. И наконец, 3 января 2012 года были подписаны «Стратегические указания по вопросам обороны».
     Этот документ объёмом 16 страниц включают введение, три раздела и заключение.
     Во введении даётся общая оценка развития вооружённых сил США после Второй мировой войны, особенно их деятельности за последнее десятилетие, в том числе операций в Ираке и Афганистане. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования работы министерства обороны и переносе акцента с текущих операций к подготовке ВС США к будущим военным конфликтам. Причём подчёркивается, что это придётся осуществлять в условиях складывающегося финансового дефицита и снижения уровня военных расходов (до 450 млрд. долларов в ближайшие 10 лет).
     В разделе «Изменение обстановки глобальной безопасности» описывается сложившаяся ситуация в мире в целом и в регионах, имеющих важное значение для реализации национальных интересов США.
     К глобальным отнесены проблемы, связанные с деятельностью международных террористических организаций, в первую очередь – «Аль-Каиды» и её ячеек в Пакистане, Афганистане, Йемене, Сомали, в других странах. Констатируется, что для их разрешения должны применяться все элементы американской национальной мощи. Поэтому в обозримом будущем Соединённым Штатам необходимо предпринимать «активные шаги по нейтрализации подобных угроз, контролируя действия негосударственных субъектов во всем мире, работая во взаимодействии с союзниками и партнёрами, чтобы установить контроль над неуправляемыми территориями и непосредственно уничтожать самые опасные группы и отдельных экстремистов в случае необходимости».
     В отдельную группу выделены субъекты, обладающие «возможностями и намерениями заняться кибершпионажем и, потенциально, кибератаками на Соединённые Штаты» с серьёзными последствиями и для проводимых США военных операций, и для их внутренней безопасности. Новые угрозы возникают также из-за роста числа государств, способных осуществлять запуски космических аппаратов, а также неконтролируемого распространения технологий создания ядерного, биологического и химического оружия.
     Азиатско-Тихоокеанский регион отнесён к числу наиболее важных с точки зрения обеспечения международной и национальной безопасности и экономических интересов США. При этом авторами документа выделена в нём ещё одна «дуга», простирающаяся от западной части Тихого океана и Восточной Азии до бассейна Индийского океана и Южной Азии. Отмечается, что от взаимоотношений США и их союзников со странами данного региона будет зависеть состояние будущей стабильности в мире. Отсюда предполагается «вкладывать капитал в долгосрочное стратегическое партнёрство с Индией», расширять сотрудничество с новыми партнёрами в регионе, поддерживать мир на Корейском полуострове.
     Особо выделяется состояние взаимоотношений США с Китаем. Подчёркивается, что «построение мира, укрепление стабильности, поддержание свободного потока торговли и американского влияния в регионе будет зависеть от существующего здесь баланса военных сил». В долгосрочном плане сохранение за Китаем роли главного регионального центра силы при любом варианте развития обстановки потенциально затронет американскую экономику и безопасность. В связи с этим выражается мнение о том, что «рост военной мощи Китая должен сопровождаться большей открытостью его стратегических намерений, чтобы избежать возможных трений в регионе».
     В отношении обстановки на Ближнем Востоке, отмечается, что «арабская весна» не только предоставила стратегические возможности для развития стран региона, но и обозначила серьёзные проблемы. Здесь особую озабоченность вызывает распространение баллистических ракет и оружия массового поражения. Поэтому в сотрудничестве с государствами, входящими в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, когда это потребуется, планируется проводить мероприятия, направленные на предотвращение развития возможностей Ирана по производству ядерного оружия и противостоянию его «политики дестабилизации». США заверяют, что сделают всё необходимое для обеспечения безопасности Израиля и сохранения мира в регионе.
     Европа по-прежнему позиционируется как основной партнёр США в поиске оптимальной конфигурации системы глобальной и экономической безопасности и, видимо, останется таковой в обозримом будущем. В то же время отмечается, что в регионе сохраняются проблемы безопасности и тлеющие конфликты. Для их решения планируется укрепить действующую систему безопасности, основу которой составляют объединённые ВС НАТО. Это подразумевает и выполнение обязательств стран-участниц в рамках статьи 5 Союзнического договора, и увеличение возможностей национальных ВС по взаимодействию в операциях коалиционных сил. В эру ограниченных ресурсов предлагается работать в тесном взаимодействии с союзниками по НАТО, развивая концепцию «Умной обороны».
     В отношении России предложено сохранить достигнутые договорённости, развивая при этом «более близкие отношения в областях взаимного интереса» и поощряя её усилия в решении широкого диапазона проблем.
     В следующем разделе – «Основные задачи американских вооружённых сил» – указывается, что для защиты американских национальных интересов и достижения целей национальной безопасности в сложившейся обстановке вооружённые силы США должны будут пересмотреть свои возможности. Всего в новом документе выделяются десять ключевых задач вооружённых сил:
     1. Борьба с терроризмом и незаконными вооружёнными формированиями. Действуя совместно с другими составляющими национальной мощи, ВС США должны продолжать сдерживать «Аль-Каиду» и её сторонников, осуществляя на них постоянное и повсеместное давление.
     2. Сдерживание и отражение агрессии. ВС США должны быть способны к сдерживанию и нанесению поражения любому потенциальному агрессору. Эффективное сдерживание состоит в решении двуединой задачи. С одной стороны, американские войска будут стремиться не допустить достижения целей агрессора, с другой – развивать свои способности по нанесению ему неприемлемого ущерба. Являясь нацией с интересами в различных регионах мира, США должны иметь вооружённые силы, способные к сдерживанию и нанесению поражения противникам в одном регионе при проведении крупномасштабной операции в любом другом.
     В связи с этим военное планирование должно предусматривать создание сил, которые в состоянии полностью предотвратить агрессию в одном регионе, проводя в другом крупномасштабную общевойсковую операцию в условиях всеобъемлющего доминирования – на земле, в воздухе, на море, в космическом и кибернетическом пространствах.
     3. Проецирование силы в условиях воспрещения доступа. Для гарантированного сдерживания потенциальных противников и воспрепятствования достижения ими поставленных целей Соединённые Штаты должны будут поддерживать способность проецировать силу в регионы, в которых могут создаваться определённые препятствия, затрудняющие или воспрещающие доступ в них американских войск и/или ограничивающие свободу действий.
     К числу наиболее опасных противников в этой области отнесены такие государства, как Китай и Иран. В связи с этим ВС США должны приложить все усилия, чтобы гарантировать себе возможность эффективных действий в регионах, где проводится политика воспрещения для их доступа. Это подразумевает в том числе и реализацию концепции «Объединённого оперативного доступа», подразумевающей развитие возможностей подводных сил, бомбардировочной авиации и систем ПРО, а также дальнейшие усилия в совершенствовании возможностей в космической сфере ВС США.
     4. Борьба с оружием массового поражения. Американские ВС должны быть способны предотвратить распространение и использование ядерного, биологического и химического оружия. Также предусматриваются активные усилия всех правительственных структур по оказанию воздействия на страны, создающие оружие массового поражения, включая недопущение Ирана к производству ядерного оружия. В случае если профилактические меры будут неэффективны, а противник применит какие-либо виды ОМП, вооружённые силы должны быть способны во взаимодействии с другими структурами предпринять все меры по обнаружению поражающих факторов, защите населения и объектов инфраструктуры и всестороннему реагированию на использование ОМП.
     5. Эффективные действия в киберпространстве и космосе. В указаниях отмечается, что современные вооружённые силы не могут вести эффективные операции в высоком темпе без надёжных информационных и коммуникационных сетей, а также гарантированного доступа в кибернетическое и космическое пространство.
     6. Поддержание надёжной, безопасной и эффективной системы ядерного сдерживания. Военно-политическим руководством поставлена подобная задача на весь период, пока будет существовать ядерное оружие. Для этого Соединённые Штаты должны и впредь сохранять свой надёжный, безопасный и эффективный ядерный арсенал, чтобы при любых обстоятельствах поставить противника перед перспективой неприемлемого ущерба, при одновременном сдерживании потенциальных противников и гарантировании американским союзникам и партнёрам того, что они могут рассчитывать на американские обязательства в области безопасности. При этом выдвигается новая мысль о возможности решения задач сдерживания меньшей численностью ядерного арсенала, что может понизить роль ядерного оружия в американской стратегии национальной безопасности.
     7. Задачи защиты территории США и оказания помощи гражданским властям остаются традиционными в течение достаточно продолжительного времени. В настоящее время ВС США должны быть способны защищать национальную территорию от прямого нападения со стороны любых государств и негосударственных акторов. При этом министерство обороны обязано оказывать помощь внутренним гражданским властям в случаях, если такая защита потерпит неудачу, или в случае возникновения природных и техногенных катастроф.
     8. Обеспечение передового присутствия в интересах стабилизации обстановки. Американские ВС должны быть способны проводить операции, имеющие целью присутствие контингентов за границей, включая ротацию войск, а также двусторонние или многосторонние учебные мероприятия.
     9. Проведение операций по стабилизации обстановки и противоповстанческих операций. После войн в Ираке и Афганистане Соединённые Штаты переходят на невоенные меры и международное военное сотрудничество, чтобы уменьшить задействование американских войск в операциях по стабилизации обстановки. Тем не менее ВС США должны быть готовы проводить ограниченные действия против повстанцев и другие операции по стабилизации, если это потребуется, совместно с силами коалиции везде, где это возможно.
     10. Проведение гуманитарных операций, операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях и других операций. Военное руководство США часто использует вооружённые силы в широком диапазоне ситуаций, которые угрожают безопасности и благосостоянию американских граждан и граждан других стран. Министерству обороны предписано развивать объединённую доктрину в части привлечения военной мощи, если это потребуется, для предотвращения и реагирования на проявления массовой жестокости и преступлений против человечества.
     В третьем разделе «К объединённым вооружённым силам 2020» высшее военно-политическое руководство формулирует ряд принципов, необходимых и достаточных, с его точки зрения, чтобы гарантировать успех при решении вышеперечисленных задач.
     Во-первых, при условии, что невозможно с абсолютной уверенностью предсказать, как будет развиваться стратегическая обстановка, необходимо поддерживать военные возможности, которые в совокупности предполагают универсальность действий во всём спектре решаемых задач.
     Во-вторых, необходимо дифференцировать инвестиции на те, которые должны быть сделаны уже сегодня, и те, которые могут быть отсрочены. Это подразумевает детальное изучение потребных возможностей ВС и изменение курса за счёт влияния множества факторов, включая технологические прорывы или поступательное развитие в стратегической, оперативной, экономической и технологической сферах.
     В-третьих, сохранение боеготовых и боеспособных сил даже в условиях сокращения их численности. По мнению американского руководства, нельзя жертвовать боеготовностью для сохранения структуры ВС.
     В-четвёртых, постоянное уменьшение фин
     ансовых расходов в повседневной деятельности.
     В-пятых, сочетаемость предлагаемой стратегии развития с действующими планами военных кампаний и планами действий в чрезвычайных ситуациях, чтобы более рационально использовать ограниченные ресурсы. Под этим подразумевается, в первую очередь, «использование сетевого подхода к сдерживанию и войне».
     В-шестых, рациональное сочетание регулярных и резервных компонентов, наиболее подходящее для реализации выбранной стратегии. Вызовы, стоящие перед Соединёнными Штатами сегодня и в будущем, потребуют полномасштабного задействования национальной гвардии и резервов, что будет существенным фактором в определении возможностей ВС.
     В-седьмых, внедрение такого порядка работы министерства обороны, при котором в наибольшей степени будут проявляться преимущества реальной объединённости вооружённых сил, превращение их в «единую» команду, начиная от формирования требований к ведению боевых действий до способов совместной оперативной и боевой подготовки.
     В-восьмых, поддержание адекватной военно-промышленной базы и постоянное развитие науки и технологий.
     В заключении ещё раз подтверждается, что все решения в области развития вооружённых сил и соответствующие программы министерства обороны должны приниматься только в соответствии со стратегическим подходом, описанным в данном документе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex