на главную страницу

28 Января 2012 года

Страна и мир

Суббота

Версия для печати

По кому ударят санкции

Сергей МЕДВЕДЕВ.



Одобренный в минувший понедельник Евросоюзом пакет санкций против Тегерана предусматривает запрет на заключение новых и продление действующих контрактов на поставки в страны ЕС нефти из ИРИ, однако ранее заключённые сделки пока останутся в силе. Полное же эмбарго на поставки в Евросоюз нефти из Ирана должно быть введено к 1 июля - все существующие контракты должны быть к этому сроку прекращены. Принятием такого решения Евросоюз, как было подчёркнуто, надеется подтолкнуть Тегеран к диалогу по его ядерной программе и к отказу от создания ядерного оружия. Однако от этих санкций может в первую очередь пострадать сам Евросоюз.

     Международный валютный фонд предупредил о росте мировых цен на нефть на 20–30 процентов в случае реализации намерения Евросоюза ввести эмбарго на экспорт иранской нефти, сообщило агентство Reuters. По мнению экспертов МВФ, потрясения для рынка от нефтяного эмбарго в отношении Ирана будут такими же масштабными, как во время прошлогодних событий в Ливии. А в том же случае, если Тегеран решится реализовать угрозу перекрыть вход в Персидский залив, последствия будут более драматичными. Через Ормузский пролив ежегодно отгружается около четверти всей добываемой в мире нефти. Это 40 процентов мирового нефтяного экспорта (в первую очередь Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия). «Блокада Ормузского пролива усилит геополитическое напряжение в регионе и повлечёт за собой беспрецедентную дестабилизацию», - говорится в заявлении МВФ, обращённом к странам «большой двадцатки».
     После принятия Евросоюзом пакета санкций перед западноевропейскими компаниями встала задача поиска новых поставщиков «чёрного золота». Основные надежды - на Саудовскую Аравию, чьи технологические возможности позволяют в кратчайшие сроки увеличить нефтедобычу. По словам министра природных ресурсов королевства Али аль-Нуайми, в силах его страны увеличить объёмы нефтедобычи с 9,8 до 12,5 миллиона баррелей в сутки. Причём нефтяникам для выхода на уровень 11,4–11,8 млн. баррелей «понадобится лишь несколько дней». Последующий рост ещё на 700 тыс. баррелей потребует от Эр-Рияда всего около 90 дней.
     В среднесрочной перспективе возрастёт роль Ирака, в котором в 2011 году в среднем добывалось 2,7 млн. баррелей в сутки и экспортировалось из них 2,2 миллиона. В нынешнем году эта арабская страна, по заявлению вице-премьера по энергетике Хуссейна аль-Шахристани, планирует повысить добычу нефти на 500 тыс. баррелей и ещё существеннее в 2013 году.
     Но мало добыть нефть, надо ещё доставить её потребителям. Поэтому страны Персидского залива срочно подыскивают для своей нефти альтернативные маршруты. Объединённые Арабские Эмираты намерены досрочно, в июне, ввести в эксплуатацию нефтепровод «Фуджайра», который позволит ежедневно прокачивать 1,5 млн. баррелей в обход Ормузского пролива (это 75 млн. тонн в год).
     Саудовская Аравия также озаботилась этой проблемой. Она располагает нефтепроводом, соединяющим месторождения в восточной части страны с портом Янбу на Красном море. При некоторой модернизации по нему можно будет транспортировать до 5 млн. баррелей нефти в сутки. Саудовцы располагают и устаревшим трубопроводом, позволяющим после ремонта доставлять до 25 млн. тонн нефти (в год) на побережье Средиземного моря.
     Но эти маршруты позволят доставлять к потребителям меньше половины общего объёма экспорта из Персидского залива. Так, при закрытии Ормузского пролива Ирак потеряет две трети экспорта. Сейчас южная иракская нефть экспортируется через терминалы в районе Басры в Персидском заливе, а добываемая на севере в Киркуке - через средиземноморский терминал Джейхан в Турции. Строительство новых арабских трубопроводов потребует несколько лет.
     От блокады Ормузского пролива пострадают прежде всего страны Азии, которым достаётся две трети нефти, следующей через этот пролив, и значительные объёмы сжиженного газа. Крупнейшими покупателями нефти являются Япония (5,5 млн. баррелей нефти в сутки) и Китай (4 млн. баррелей).
     Европейскую экономику военный кризис затронет куда меньше. Поставщики из района Персидского залива удовлетворяют менее 10 процентов их потребности в «чёрном золоте». В трудном, но небезнадёжном положении окажутся только южные страны ЕС. Так, Испания приобретала у Ирана в 2011 году 13 процентов импортируемой ею нефти (137 тыс. баррелей в день), Италия - тоже 13 процентов (183 тыс.), Греция - 14 процентов (20 тыс.), другие страны ЕС - около 110 тыс. баррелей.
     Таким образом, в общей сложности в Евросоюз идёт всего 450 тыс. баррелей иранской нефти в день (где-то 22–23 млн. тонн). Эти объёмы с июля могут быть компенсированы саудовской нефтью, о чём представители Эр-Рияда уже не раз успокоительно заявляли.
     И если Иран не пойдёт на блокаду Ормузского пролива, то последствия свёртывания с ним контактов со стороны стран ЕС будут минимальными. Арифметика выглядит так: Иран добывает в день 3,5 млн. баррелей, из них экспортирует около 2,5 млн. Основные потребители его нефти - Китай (543 тыс. баррелей в день), Япония (341 тыс.), Индия (328 тыс.), Южная Корея (244 тыс.), ЮАР (98 тыс.). В сумме 1,6 млн. баррелей.
     Поэтому Ирану требуется только перенацелить около 20 млн. тонн «европейской» нефти. Задача решаемая, принимая во внимание потребности китайской экономики в энергоресурсах, и «поджигатели» новой войны на Среднем Востоке, стоящие за решением Евросоюза, вряд ли сумеют спровоцировать Тегеран на опрометчивые военные шаги. Иранская экономика выдержит и запрет на экспорт европейского передового оборудования и технологий для нефтехимической промышленности страны. Другое дело, если к бойкоту присоединятся Япония и Южная Корея, на правительства которых администрация США оказывает сейчас сильное давление.
     В отношении последствий блокады Ормузского пролива для России аналитики расходятся в оценках. В краткосрочном плане неизбежный рост цен на нефть, естественно, пополнит доходы государства, но спустя 3–4 месяца высокие цены на топливо приведут к глубокой рецессии мировой экономики и спрос на энергоресурсы в Европе и Азии упадёт со всеми вытекающими для нас негативными последствиями...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex