на главную страницу

28 Января 2012 года

День корабела

Суббота

Версия для печати

Наследники Царя-плотника

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
  Фото автора.



В городе на Неве его неофициально называют Днём корабела, а если строго по протоколу - ежегодный митинг у памятника Царю-плотнику. Он состоялся 16 января на Адмиралтейской набережной и собрал всех тех, кто имеет отношение к судостроению и флоту. В числе участников - нахимовцы и курсанты Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института.

     Дата выбрана не случайно - в этот день в 1698 году Петру Первому после обучения в Голландии вручили патент корабельного плотника. Говоря современным языком, его можно считать первым дипломированным судостроителем в России. Если быть точным, то произошло это 15 января, но поскольку на эту дату выпало воскресенье, то решили собраться в понедельник - 16-го.
     На митинге выступили глава администрации Адмиралтейского района Николай Линченко, генеральный консул Королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге Йеннес де Мол, заместитель председателя Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства города Виктор Юхневич и др. Они говорили о преемственности традиций, необходимости привлекать молодёжь к профессиям, связанным с ВМФ и водно-транспортной отраслью.
     Запомнилось выступление господина де Мола, который отметил: «Мировая история знает совсем немного случаев, когда монарх, несмотря на своё благородное происхождение, овладел рабочим ремеслом и наравне с простыми людьми с удовольствием занимался физическим трудом. Именно эта сцена отражена в скульптуре «Царь-плотник», которая стоит в городе Заандаме. Её копию в 1996 году Королевство Нидерланды подарило Санкт-Петербургу».
     В числе участников митинга был и почётный гражданин Санкт-Петербурга Герой России Владимир Александров, который до недавнего времени возглавлял «Адмиралтейские верфи». Сегодня он готовит кадры кораблестроителей в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ).
     «Работаю с молодёжью этого вуза уже давно, - рассказал он. - Прежде занимался этим внештатно, а теперь это стало моей основной работой. В целом студенты сегодня весьма подготовлены, и главное - у них есть настрой стать судостроителями. Наша задача - помочь им профессионально освоиться. В частности, я веду курс технологии постройки подводных лодок, и для преподавателя тут два основных момента: знание теоретических основ и производственная практика. В своей жизни принимал участие в постройке 86 подводных лодок и 56 аппаратов различного класса и назначения. Конечно, такой опыт позволяет рассказывать ребятам об особенностях того или иного проекта. Совсем недавно принимал экзамен у пятикурсников - очень хорошо подготовлены.
     Постепенно налаживаем взаимоотношения университета с заводами и конструкторскими бюро. Не секрет, что сегодня наша вузовская наука находится далеко не в лучшем состоянии в плане материальной базы - многое устарело, а создавать новое пока не позволяют финансы. Поэтому используем возможности КБ «Рубин» и «Малахит», «Адмиралтейских верфей» и других предприятий. Недавно студенты побывали в ЦНИИ «Прометей», где им прочитали курс по нанотехнологиям, связанным с производством новых сталей и материалов.
     Думаем и над трудоустройством выпускников и предпринимаем определённые шаги. В феврале прошлого года в нашем университете состоялась встреча с руководством Объединённой судостроительной корпорации, где обсуждались перспективы развития отрасли. Сегодня очень важно понять, куда движемся, особенно в таком направлении, как подводные лодки и глубоководные аппараты? Какова реальная потребность в конкретных специалистах на перспективу? В своё время были большие наборы и выпускали по 25 и 50 человек, но сейчас в этом нет необходимости. Недавно с профильной кафедрой подсчитали оптимальный набор по специализации проектирования подводных лодок - это 12 студентов. Их и будем целенаправленно готовить: проектирование, теория корабля, строительная механика, технология постройки и т. д.».
     Кульминацией праздника стало присвоение лучшим судостроителям звания «Петровский корабел». Награда необычная и в духе праздника - великолепный плотницкий топор в футляре для скрипки как символ виртуозного владения профессией. В этом году этих символических знаков признания были удостоены руководитель ЦНИИ «Электроприбор» академик РАН Владимир Пешехонов и генеральный директор ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» Леонид Грабовец.
     На митинге прозвучала просьба к Законодательному собранию Санкт-Петербурга инициировать официальное включение в праздничный календарь России Дня судостроителя. Действительно, масштабная отрасль промышленности, которая к тому же сегодня на подъёме, не имеет своего профессионального праздника. И конкретная дата, на которую можно ориентироваться при выборе, уже имеется - 15 января.
     На снимке: в почётном карауле - нахимовцы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex