на главную страницу

2 Февраля 2012 года

Армия и общество

Четверг

Версия для печати

Оборонные стихии воронежской земли

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».
  Москва - Воронеж - Москва.



Сегодня заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин прибыл с рабочей поездкой в Северодвинск. Вице-премьер, курирующий оборонно-промышленный комплекс страны, посетит два градообразующих предприятия - Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (Севмаш) и Центр судоремонта «Звёздочка». До своего визита в столицу атомного подводного судостроения России Дмитрий Рогозин посетил Воронежскую область.

     В Борисоглебске вице-премьер встретился с личным составом учебного авиационного центра филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
     - С этим городом связаны 11 лет моей жизни, годы, когда я представлял его в Госдуме наряду с другими 12 районами Воронежской области, - сказал Рогозин на встрече с курсантами, прапорщиками и офицерами центра. - Помню середину 1990-х, когда над училищем собрались хмурые тучи и речь шла о расформировании центра. «Военных здесь быть не должно!» - говорилось в то время с высоких трибун. И тогда общественность города, военный актив, мои соратники - все мы стали бороться за перспективы развития центра.
     Касаясь дальнейшей судьбы Борисоглебского центра, зампред правительства заверил, что все планы по его развитию будут реализованы в полном объёме. Сегодня учебное заведение работает как структурное подразделение филиала ВУНЦ ВВС «ВВА»
     (г. Краснодар) со статусом учебного авиационного центра подготовки лётного состава. До 1 мая 2012 года Краснодарский филиал, в состав которого входит Борисоглебский УАЦ, будет переподчинён Воронежскому военному авиационному инженерному университету (ВВАИУ). А до 1 октября в Борисоглебск планируется передислокация 220-й учебной авиационной базы из Челябинска, готовящей для ВВС страны штурманский состав.
     Эти преобразования существенно увеличат штат центра. Будет восстановлена и социальная инфраструктура, в том числе планируется строительство жилья для военнослужащих. Таким образом, славные традиции «Орлиного стана», как когда-то называли Борисоглебское ВВАУЛ им. В.П. Чкалова, сохранятся и будут продолжены.
     В заключение встречи Дмитрий Рогозин наградил трёх особо отличившихся в учёбе курсантов учебного центра - Артёма Смирнова, Александра Барабанова и Максима Данькова - наручными часами с символикой Правительства Российской Федерации.
     Рабочая поездка Дмитрия Рогозина продолжилась в сопровождении губернатора Алексея Гордеева уже в областном центре.
     Сначала они посетили учебный аэродром Военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) в Воронеже, где вице-премьеру были представлены последние достижения военно-промышленного комплекса в области создания техники радиоэлектронной борьбы для частей и подразделений Вооружённых Сил РФ. Вице-премьеру продемонстрировали станцию подавления помех и передатчик помех абонентским терминалам сотовой связи. Это устройство способно полностью подавить сигналы операторов сотовой связи в зоне боевых действий.
     Дмитрий Рогозин отметил, что Воронеж в ближайшее время станет крупнейшим центром авиационной подготовки.
     - В Воронеже разворачивается крупный военный авиационный центр. Здесь сконцентрированы большие ресурсы: молодые лётчики, военные специалисты проходят обучение, осваивают новую технику. Мы посмотрели технику РЭБ, поскольку в середине февраля проведём очередное заседание Военно-промышленной комиссии, посвящённое развитию средств радиоэлектронной борьбы, - сказал Дмитрий Рогозин.
     После этого вице-премьер прибыл на испытательный комплекс ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА), где наблюдал за проведением огневого испытания жидкостного ракетного двигателя РД-0110 для ракеты-носителя «Союз».
     Именно такой двигатель стоял на ракете-носителе «Союз-У» 24 августа 2011 года, когда произошла авария грузового корабля «Прогресс
     М-12М». После старта корабля на участке работы третьей ступени ракеты-носителя на 325-й секунде произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к её аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали на территории Горного Алтая. Это была первая авария грузового «Прогресса» за более чем тридцатилетнюю историю этих кораблей.
     Комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что она произошла из-за уменьшения расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи, что привело к аварийному выключению двигателя. Члены комиссии пришли к выводу, что выявленный производственный дефект является случайным.
     По завершении испытания Дмитрий Рогозин провёл рабочее совещание с руководителями ряда ведущих предприятий ракетно-космической отрасли о состоянии и перспективах развития оборонного комплекса и отечественной космонавтики до 2030 года.
     Одной из ключевых тем совещания был доклад главы Роскосмоса Владимира Поповкина о результатах работы Межведомственной комиссии по анализу причин аварийной ситуации с космическим аппаратом «Фобос-Грунт» и спутником связи «Меридиан».
     Владимир Поповкин сообщил, что причиной аварии межпланетной станции «Фобос-Грунт» стал сбой работы бортового вычислительного комплекса из-за локального воздействия на него тяжёлых заряженных частиц космического пространства.
     К сбою могла привести некачественная элементная база. Об этом заявил глава комиссии по расследованию причин аварии «Фобос-Грунта» Юрий Коптев.
     - При создании «Фобос-Грунта» использовалось 95 тысяч микросхем, из которых 62% - это элементная база класса industry, - сказал Коптев, в 1992-2004 годах возглавлявший Роскосмос. - Кто знаком с этой терминологией, понимает, что это не та элементная база, которая может гарантированно удовлетворять всем требованиям и сложностям, с которыми сталкиваются аппараты во время полёта.
     Поясним, что микросхемы делятся на три класса: бытовые, industry и space, из которых только последние можно использовать для строительства космических аппаратов, поскольку они обладают свойствами живучести в условиях космоса.
     По словам Ю. Коптева, этот факт мог стать причиной того, что на околоземной орбите произошёл сбой работы двух запоминающих устройств из-за воздействия в космическом пространстве тяжёлых заряженных частиц. Он рассказал, что радиолиния, по которой можно было запустить команду с Земли, отсутствовала. И кроме того, конструкторы не просчитали ситуацию, при которой в случае нештатной работы системы потребовался бы новый алгоритм действий, - вместо этого стоял стандартный, который и должна была продублировать радиолиния.
     «Ошибка в том, что надо было лишь заложить логику перезагрузки команды теми средствами, которые были на борту космического аппарата», - подчеркнул Ю. Коптев. Всё это привело бы к тому, что даже после сбоя запоминающих устройств космический аппарат получил бы нужную команду и отправился к спутнику Марса Фобосу. Но связи с Землёй не было, через некоторое время сели аккумуляторные батареи, и спутник был потерян. Более того, он рассказал, что жизненно важные микросхемы даже не были защищены от внешнего воздействия.
     По признанию Коптева, в настоящее время необходимо принять ряд мер, чтобы повысить возможности по комплектованию нужной элементной базой и созданию технических средств, которые позволят купировать любую аварийную ситуацию на любом участке, начиная с околоземной орбиты. Важнейшее звено этих мер - формирование новой элементной базы отечественного производства.
     Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин заявил в ходе совещания, что лица, ответственные за аварию, - должностные лица НПО им. С.А. Лавочкина.
     Причиной же аварии при запуске спутника двойного назначения «Меридиан», обломки которого упали в декабре прошлого года в Западной Сибири, стало разрушение двигателя третьей ступени ракеты-носителя из-за преждевременного вскрытия камеры сгорания.
     В ходе совещания Дмитрий Рогозин сообщил, что разработан проект федеральной целевой программы о развитии оборонно-промышленного комплекса, в котором предусмотрен ряд мер по модернизации отрасли. Реализация данной программы позволит вернуть России лидирующие позиции в этой сфере.
     - Стратегия развития отрасли во главу угла ставит человека. Необходимо преодолеть рассогласованность системы, подготовить основу для воссоздания мощной школы генеральных конструкторов, наладить здоровую конкуренцию между конструкторскими бюро, модернизировать производство. Мы собираемся 1 марта в установленные ранее руководством страны сроки внести в правительство проект федеральной целевой программы о развитии оборонно-промышленного комплекса, где будут заложены необходимые средства для модернизации всего производственного цикла. Главное, что есть в этой программе, - создание мотивации, начиная от руководства научного коллектива, руководства производственного коллектива, заканчивая простым рабочим. Всё это необходимо для решения задачи, от которой зависят престиж и безопасность страны, - подчеркнул Дмитрий Рогозин.
     В завершение своей поездки вице-премьер посетил ещё одно воронежское предприятие ОПК - ОАО «Концерн «Созвездие».
     Дмитрию Рогозину были показаны полевые и стационарные узлы связи оперативного звена управления, а также радиорелейные станции, радиостанции тактического звена управления и макеты изделий программно-технических комплексов. После этого Дмитрий Рогозин заслушал доклад генерального директора объединения Азрета Беккиева о результатах деятельности концерна и пообщался с трудовым коллективом.
     - На «Созвездии» ведутся большие работы по созданию средств связи тактического звена. Это то, что необходимо нам развить в ближайшее время и принять на вооружение, чтобы войска на поле боя действовали слаженно, - отметил заместитель председателя Правительства РФ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex