на главную страницу

4 Февраля 2012 года

Отцы и дети

Суббота

Версия для печати

Именная профессия и фамильное призвание

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Говорят, что имя человека зачастую несёт в себе немалую толику информации о его обладателе. С лётчиками по фамилии Отрощенко нам довелось познакомиться на одном из аэродромов Южного военного округа. Оба они – Александры. Что в переводе с греческого означает «защитники». И действительно, отец и сын выбрали одинаковую профессию – защищать небо своей страны, как говорится, от всяческих бед. Даже полётные маршруты пилотов Отрощенко, случается, прокладываются над ставшим общим для них Чёрным морем.

     
Отец

     Генерал-майор Александр Отрощенко сегодня командует авиацией Черноморского флота. Службу начинал матросом морской пехоты на Балтике. После окончания с отличием Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков прошёл должности старшего лётчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. С отличием окончил академию ПВО и был назначен командиром авиаэскадрильи. После этого прошёл должности заместителя командира авиаполка по лётной подготовке, командира истребительного авиационного полка на Тихоокеанском флоте, замкомандующего войсками и силами на Северо-Востоке по ВВС и ПВО. С отличием окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Александр Иванович – заслуженный лётчик России, лётчик-снайпер. Имеет налёт более 2 тысяч часов.
     – Александр Иванович, как сложилось, что военная авиация стала вашей семейной профессией?
     – По моим наблюдениям – это весьма обычное дело, когда мальчишки, родившиеся и выросшие рядом с военными аэродромами, гул самолётных двигателей с раннего детства воспринимают как зов судьбы. Среди моих однополчан всегда были дети военных лётчиков. И, кстати, большинство из них отличаются особой привязанностью к профессии и высокой ответственностью перед ней. Это, наверное, формировалось в них на генном уровне. Так что выбор моего сына не исключение, а, скорее, закономерность. Должен заметить, для меня – приятная.
     – Вам теперь доводится служить в одном военном округе – Южном. Часто пересекаются служебные маршруты?
     – Не очень. Я служу в Крыму. Сын – в Краснодарском крае. Вот нынче во время окружных сборов руководящего состава у нас занятие проходило на авиабазе, где служит Александр. Накоротке пообщались. Но вообще-то постоянно стараюсь быть в курсе его дел.
     – А что вы можете сказать о сегодняшних заботах начальника морской авиации Черноморского флота?
     – За последнее время у нас значительно омолодился лётный состав. У лейтенантов большое стремление летать. За полгода после окончания училища они готовы сдавать экзамен на классность. В этом сказывается и высокий уровень подготовки инструкторского состава, и возросшая динамика боевой учёбы.
     В минувшем году по сравнению с предыдущим годом интенсивность боевой подготовки наших лётчиков существенно возросла. Они принимали активное участие во всех проводимых на флоте мероприятиях, в тактических учениях соединений флота, в том числе разнородных группировок. Кроме того, флотские авиаторы обеспечивали парашютно-десантную подготовку подразделений морской пехоты. Если говорить языком цифр, то надо отметить, что в течение года проведено 233 лётные смены, лётчики налетали 3.500 часов, в том числе более 800 – ночью, 290 – днём, при минимуме погоды. Налёт на экипаж в среднем составил около 60 часов. В течение года не было ни одного срыва полётного задания по причине несоответствия уровня лётной подготовки экипажей. В ходе работы на Черноморском флоте Инспекции Министерства обороны РФ лётчики морской авиации успешно отчитались по таким направлениям, как антитеррористическая деятельность, а также поиск и спасение людей с корабля, терпящего бедствие в море. Улучшилась организация ремонта авиационной техники. Идёт организационно-штатная оптимизация.
     Ждём обновления самолётного парка и тренажёрной базы. Надеемся и на более качественные решения и социально-бытовых вопросов жизни флотских авиаторов.
     – Личный налёт часов продолжаете?
     – Ну а как иначе? Я же лётчик. Недавно освоил Ту-134. Сейчас стараюсь чаще летать на Су-24, это основной боевой самолёт авиации Черноморского флота.
     
Сын

     Гвардии старший лейтенант Александр Отрощенко – лётчик-истребитель гвардейской авиабазы Южного военного округа. Послужной список у него, конечно, значительно скромнее, чем у отца. Но фамильное призвание сказывается на темпах профессионального роста молодого лётчика. На первом году после получения диплома военного лётчика он сдал экзамен на 3-й класс. Когда в авиабазу поступила новая техника – многоцелевые истребители Су-27СМ и Су-30М2, Александр Отрощенко успешно прошёл доподготовку в Липецком 4-м центре боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и в короткие сроки освоил оба самолёта. За минувший год в его лётной книжке прибавилось более ста часов налёта.
     – Лётчиками мечтают стать многие мальчишки. А сыну пилота-истребителя эта дорога самим небом, наверное, указана?
     – Да я бы не сказал, что многие мои сверстники в военную авиацию рвались. По большей части – в бизнес. Я перед выбором и не стоял, сколько себя помню, хотел летать. Отец с глубоким почтением и ответственностью относится к своей службе, а он для меня – неоспоримый авторитет по жизни.
     – Продолжателю всегда, наверное, легче приходится, нежели первопроходцу. Это касается и профессиональной преемственности?
     – Я рос в отдалённых гарнизонах. Лейтенантское распределение получил в отдалении от культурных центров и мегаполисов. Режим службы в авиации ПВО, где служил отец, был динамичным. Наша эскадрилья тоже несёт боевое дежурство в рамках ПВО, так что к боеготовности требования самые высокие. Что касается фамилии, то она не страховой полис от проблем. Наоборот, приходится доказывать, что ты сам по себе за штурвалом самолёта что-то значишь.
     – Ожидания на выбранном пути оправдываются?
     – Безусловно. Начало службы – на модернизированных типах самолётов Су-27СМ и Су-30М2. Эскадрилья – соратники, в самом глубоком смысле этого слова. Атмосфера сплочённости, пилотское братство, широкая возможность летать, наращивание сложности полётных заданий помогают быстрее почувствовать уверенность в профессии. Командир эскадрильи гвардии майор Максим Севостьянов, тоже, кстати, потомственный истребитель, другие опытные лётчики заботятся, чтобы лейтенанты быстрее становились на крыло. Служба в авиачасти постоянной готовности в южном приграничье в условиях реформирования армии расслабляться не позволяет. Но главное – у нас есть возможность летать и летать, а это для пилота во многом определяет смысл жизни.
     Знатоки взаимосвязи имени и характера человека утверждают, что Александры способны добиваться своего, из них получаются неплохие руководители, умеющие управлять коллективом. Пользуются репутацией справедливых людей. В подтверждение такой точки зрения об Александре Отрощенко-старшем довелось услышать, что он – человек на своём месте. О младшем Александре Отрощенко в авиабазе отзываются как о настойчивом в своём профессиональном росте лётчике. А главное, что есть в характерах обоих Александров, – это настоящая любовь к небу, к профессии защищать его. Такое вот у них фамильное призвание.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex