4 Февраля 2012 года |
Юбилей |
Суббота |
|
||
4 февраля исполняется 85 лет Герою Социалистического Труда генерал-полковнику в отставке начальнику Железнодорожных войск в период с 1983 по 1992 год Михаилу Константиновичу Макарцеву.
Михаил Константинович Макарцев родился 4 февраля 1927 года в городе Ельце Липецкой области. В тяжёлое послевоенное время окончил знаменитый Елецкий техникум железнодорожного транспорта, который дал путёвку в жизнь многим будущим руководителям и заслуженным людям. В их числе Герои Советского Союза и Социалистического Труда, два заместителя министров Российской Федерации, семь профессоров и докторов наук, десятки руководителей самого высокого ранга на железнодорожном транспорте, семь генералов, четверо из которых служили в Железнодорожных войсках, занимая самые высокие должности.
Один из этих генералов - генерал-майор в отставке Анатолий Георгиевич Дьячкин вспоминает: - Михаил Константинович, хоть и учился на старшем курсе, по техникуму мне запомнился очень хорошо. Он, безусловно, выделялся своей целеустремлённостью, лидерскими качествами. Не случайно окончил техникум с отличием. Названные качества, несомненно, помогли Макарцеву добиться в жизни многого, достичь таких значимых вершин, о которых обычный мальчишка из небольшого российского городка мог разве что только мечтать. Настоящие испытания начались для него в Азербайджане, куда он был призван на срочную воинскую службу. Служил рядовым в железнодорожном батальоне. Участвовал в строительстве железнодорожных путей. Не самые благоприятные климатические условия, казалось бы, могли навсегда отвратить юношу и от железнодорожного строительства, и от службы в Железнодорожных войсках. Но всё получилось с точностью до наоборот. И Железнодорожное строительство, и железнодорожные войска стали для Михаила Константиновича делом его жизни. Как следствие - военное училище. После его окончания Макарцев командовал взводом, который принимал непосредственное участие в строительстве известного на всю страну Сочинского вокзала. Вместе со своими подразделениями он строил железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта на Куйбышевской железной дороге. В 1958 году Михаил Константинович окончил Военную академию тыла и транспорта. Его последующая военная биография самым тесным образом переплелась с географией страны. За четверть века он прошёл должности командира роты, заместителя командира батальона, командира батальона, заместителя командира бригады, командира бригады, заместителя командира корпуса, командира корпуса, начальника штаба Железнодорожных войск. В период с 1983 по 1992 год Макарцев командовал Железнодорожными войсками. Михаил Константинович внёс немалый личный вклад в строительство Западно-Карельской магистрали и железнодорожной линии Тюмень - Сургут, в развитие транспортной системы Прибалтики, Белоруссии, Украины. Его выдающиеся организаторские качества оказались востребованы на железнодорожных стройках Урала и Сибири, при развитии транспортной инфраструктуры страны. Своей первой высокой награды - ордена Ленина - Макарцев был удостоен за освоение новой техники и технологии при строительстве моста в должности командира батальона. Тогда личный состав батальона, которым он командовал, впервые освоил сооружение высоких железобетонных опор на 24-метровых сваях-оболочках. А также осуществил укладку бетона под водой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года за успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути и проявленный трудовой героизм начальнику Железнодорожных войск генерал-полковнику Михаилу Константиновичу Макарцеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. БАМ - это особая строка в биографии Макарцева. Для него эта стройка фактически началась в 1972 году с началом строительства линии БАМ - Тында, которую строили его подчинённые. А день 28 апреля 1984 года навсегда остался в памяти Михаила Константиновича, как один из самых памятных в жизни. В этот день на Байкало-Амурской магистрали, на разъезде имени Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко, состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1.470-километровой трассе Тында - Комсомольск-на-Амуре. Это значительное событие произошло на полтора года раньше намеченного срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник Макарцев доложил заместителю министра обороны СССР - начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза С.К. Куркоткину о готовности Восточного участка БАМа пропустить первый поезд. За этой замечательной победой стояло десятилетие напряжённой борьбы военных железнодорожников с сложнейшими природными и климатическими условиями, с техническими проблемами, а подчас и со своими слабостями. Но все они были преодолены. - Генерал-полковник Макарцев, - говорит бывший заместитель начальника Железнодорожных войск генерал-лейтенант в отставке Николай Александрович Хомяков, - был прежде всего настоящим командиром, который делал всё от него зависящее для успешной учёбы личного состава, повышения боевой готовности частей и подразделений Железнодорожных войск. В этом главный секрет всех его достижений. Ему вторит один из самых успешных учеников Макарцева генерал-лейтенант в отставке Александр Михайлович Шабанов: - Михаил Константинович - человек огромной воли и выдающихся организаторских способностей. Я даже представить себе не могу ситуацию, когда он бы не смог справиться с поставленной перед ним, перед его подчинёнными задачей. Генерал-полковника Макарцева поздравляют с 85-летием командование, личный состав, ветераны Железнодорожных войск. Здоровья Вам, Михаил Константинович, и удачи! На снимке: Покорители БАМа. В нижнем ряду четвёртый слева - начальник Железнодорожных войск генерал-полковник Михаил МАКАРЦЕВ. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|