на главную страницу

25 Сентября 2004 года

Геополитика

Суббота

Балтийский транзит

Владимир СВИРИДОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Балтика, с тех пор как Петр Великий прорубил здесь свое «окно», всегда играла важную стратегическую роль в российской политике, а обеспечение торговли с Европой и транзит через Балтийское море были одной из главных задач нашего государства на протяжении всей истории. Актуальность этого региона для нашей страны не уменьшалась даже в эпохи депрессий и становилась первоочередной во времена стабильности и роста экономического потенциала России, обычно ведущего к оживлению торговых связей с Западной Европой. А как сегодня складываются отношения с приобретшими независимость странами Балтии, каково их место в российской геополитике, насколько тесно наша торговля и транзит привязаны к портам Прибалтики? Об этом идет речь в предлагаемом вашему вниманию материале, подготовленном редакцией совместно с Институтом геополитической информации «Энергия».

     
Паразитизм как способ выживания

     Страны Балтии – Латвия, Литва и Эстония – намерены, судя по заявлениям их представителей, координировать свои действия, чтобы добиться от России возмещения ущерба, причиненного, по их мнению, советской «оккупацией». «Мы будем консультироваться. Трудно сказать, когда состоятся первые консультации, но не сомневаюсь, что в этом году. Мы должны посоветоваться о совместных действиях. Не исключаю, что такие действия будут», – заявил недавно в этой связи министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис. Еще в 2000 году парламент Литвы принял закон «О возмещении ущерба от оккупации СССР». Был даже определен размер этого «ущерба» – 80 млрд. литов (1 евро – 3,4528 лита). Однако до последнего времени они особо не акцентировали внимание на этом.

     Сегодня же литовские политики все чаще и жестче говорят о том, что «Россия должна взять на себя ответственность за последствия оккупационной политики советской империи». И не скрывают, почему. Так, председатель комитета иностранных дел сейма Литвы Гедиминас Киркилас откровенно заявил, что «пока Литва не была членом ЕС, поднятие вопроса о возмещении ущерба было бы нерезультативным. Теперь ситуация иная, Литва укрепила свои позиции».
     

     В нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти. Такие планы хорошо известны. Это расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь – Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия».
     
Владимир ПУТИН.
Из Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
26 мая 2004 года.

     

     В других странах Балтии также регулярно напоминают России, что она все еще слезно не покаялась за все свои грехи и не выплатила многомиллиардную «компенсацию за оккупацию». При этом проводят откровенную политику геноцида в отношении русскоязычного населения, объявив его представителей «негражданами» и ограничив их во многих правах. Запущен в ход в Прибалтике и процесс пересмотра итогов Второй мировой войны, когда героями провозглашаются нацисты и эсэсовцы, а тех, кто принес миру освобождение от фашизма, зачисляют в предатели и оккупанты. Особенно это характерно для Эстонии и Латвии. Например, в конце августа правящая в Эстонии партия Res Publiсa опубликовала «Три тезиса о нацизме, Второй мировой войне и политике». В них утверждается, что «во Второй мировой войне не было явных победителей и проигравших» и что членство Эстонии в НАТО и ЕС стало возможным благодаря «борьбе наших парней, борьбе вермахта, борьбе целой немецкой армии, в том числе «Ваффен-СС». В этой связи характерен и тот факт, что если вся планета отмечает победу над фашизмом в мае, то в Таллине, Риге и Вильнюсе – 31 августа, считая, что война для них закончилась только с выводом в этот день 1994 года советских войск из Балтии.

     Таков фон, на котором сегодня прибалтийская политическая элита стремится строить отношения с нашей страной. Выбор его неслучаен. Совершенно очевидно, что, приобретя независимость, бывшие советские республики Прибалтики столкнулись с проблемой поиска «своего места» в европейском контексте. Идея «восстановленной государственности» в этом смысле не подходила: в Европе могли не понять, с чего бы это прибалты намерены строить свою «демократическую государственность», опираясь на опыт авторитарно-репрессивных режимов, которые правили в их странах в 1930-х годах. Поэтому решили прибегнуть к старому способу: созданию и навязыванию образа внешнего врага, в качестве которого определили нашу страну. Идея отвержения России и всего российского, по мысли прибалтийских политиков, подходила и в плане придания недостающего веса спорному тезису об исторической, как провозглашалось, принадлежности народов восточного побережья Балтийского моря к западной цивилизации. В ход в этой связи было пущено все: передергивание исторических фактов, замалчивание положительного и выпячивание отрицательного в нашей общей судьбе, нагнетание страха перед Россией.

     А ведь все, что сегодня прибалты имеют – государственность, национальную культуру, язык, европейского уровня экономику, – дала им именно Россия. Начало тому положила Северная война между Россией Петра Великого и Королевством Швеция, которая закончилась поражением Карла XII и подписанием Ништатского договора 1721 года. К тому времени латыши и эстонцы не только не были субъектами истории, но и не имели литературного языка и собственной национальной элиты, ибо вся местная знать была немецкого происхождения, а преподавание в учебных заведениях велось на немецком.

     Приняв в состав империи прибалтийские регионы, Россия стала стремительно осваивать их, вкладывая в это немалые средства и повышая тем самым развитие, в том числе и национальное, проживающих здесь народов. Например, при Александре II были открыты учебные заведения с обучением на латышском языке. Произведенную в то время замену географических указателей на русские нынешние обличители «тюрьмы народов» называют русификацией, забывая, что прежние указатели были на немецком языке. Кстати, перед угрозой «тотального онемечивания» Прибалтика оказалась и в годы фашистской оккупации. Эти планы в 1942 году обнародовал глава СС Генрих Гиммлер, а саму идею немецкие расоведы обосновывали выводами о том, что «у прибалтийских народов число расово-полноценных невелико».

     Государственность прибалты обрели также благодаря той же Советской России. Причем они ее даже не добивались, так как к 1917 году в Эстонии, Латвии и Литве не было даже намека на национально-освободительное движение – Ленин просто подарил им независимость. И таких подарков было немало. Например, по Тартускому договору 1920 года между РСФСР и Эстонией последняя получила еще исконно русские города Нарву, Печоры, Изборск, 15 миллионов рублей золотом и заодно все пребывающие в ее территориальных водах российские суда и вообще все находящееся в стране российское имущество (в том числе и недвижимость).

     Или взять Литву. До 1944 года она была небольшой территорией со столицей в Каунасе – ухоженным городком поселкового типа. Сталин вернул литовцам город Вильнюс и Вильнюсский край, Клайпедский край, Жемайтию, Аукштайтию, Даукию, то есть создал полнокровную республику в составе СССР. Интересно, что прибалты, не признавая законность Советов, считают себя независимыми на основании договоров именно с Советским Союзом.

     Что касается «ущерба, причиненного СССР Литве, Латвии и Эстонии за весь период советской оккупации», то Таллину, Риге и Вильнюсу, увлекающимся подсчетами, надо бы получше ознакомиться и с торговыми соглашениями прибалтийских стран с СССР 1939 года. Именно благодаря советским поставкам нефти, мазута, железа, хлопка, сельскохозяйственной техники Прибалтика смогла в течение десяти месяцев значительно улучшить свое экономическое положение. Ведь в результате начавшейся Второй мировой войны экономические связи прибалтийских стран с Западом были нарушены, порты бездействовали.

     Наша справка
     Региональный рынок (только с балтийскими регионами РФ и ФРГ) – это 127 млн. чел. с объемом производства в 900 млрд. долл. и ежегодным товарооборотом, превышающим 400 млрд. долл. Север Европы отличает высокая степень интеграции, один из самых высоких в мире темпов роста, стремительно интенсифицирующийся транзит пассажиров, товаров и услуг. Здесь расположено 40 процентов нетропических лесов планеты, 40 процентов мирового никеля, 40 процентов мирового газа и 13 процентов мировой нефти. У России около 80 процентов ее потенциала минеральных ресурсов расположено именно в Северном регионе.


     Еще большие средства, как материальные, так и физические, вложила в страны Балтии российская «империя», как любят называть нашу страну их политики, после Второй мировой войны. Она не стала превращать прибалтийские республики в сырьевые базы, как это, по истории, делали все подлинные империи в отношении колониальных территорий, а, наоборот, поставляла им сырье, причем в неограниченном количестве. Известно, что в составе СССР республики Прибалтики всегда имели режим наибольшего благоприятствования. Здесь размещалась передовая часть советской радиоэлектронной и автомобильной промышленности, в приоритетном порядке развивались фармацевтическая промышленность, компьютерные технологии, легкая промышленность, сельское хозяйство и рыболовство, транспортная инфраструктура. Например, инвестиции в развитие Клайпедского порта, оказавшегося в составе Литвы лишь в годы советской «оккупации», оцениваются приблизительно в 2 миллиарда долларов. Другими словами, СССР фактически создал в Прибалтике всю современную промышленную и транспортную инфраструктуру, обеспечивал жителям этого региона самый высокий уровень благосостояния в стране.

     Возможно, именно этот исторический путь развития и укоренил в национальной психологии прибалтийских народов привычку жить за счет других. Когда-то это была царская Россия, затем Советский Союз, теперь новая политическая элита Балтии уповает на Запад – Евросоюз и США, которым бывшие советские республики интересны только как одна из площадок большой геополитической игры с Россией. Предъявление нашей стране требований по возмещению ущерба за «оккупацию» из той же серии. Да и строительство нынешней экономики стран Балтии на основе транзита российских товаров и углеводородов тоже следует отнести сюда же. Нельзя не заметить, что всякий раз, когда возникают проблемы экономического порядка, Таллин, Рига и Вильнюс стремятся решить их за счет увеличения тарифов на российский транзит. Так, в мае 2004 года все тарифы на транзит были увеличены в несколько раз. Например, оформление проезда одной фуры в Калининград и обратно стало стоить 250 долларов США, что многократно дороже, чем до этого. Тем не менее с 3 сентября 2004 года Литва вновь повысила тарифы на транзит в Калининград нефти и черных металлов.

     Иначе чем неблагодарностью и паразитизмом назвать эти действия прибалтийских политиков нельзя.
     


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства