на главную страницу

25 Сентября 2004 года

Геополитика

Суббота

Балтийский транзит

Владимир СВИРИДОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     
Когда политика невнятна

     К сожалению, с момента приобретения Эстонией, Латвией и Литвой суверенитета политика России (кстати, она первой признала его) в регионе носила невнятный характер. Более того, подписывая в 1991 году со странами Балтии договоры об основах межгосударственных отношений, российское руководство особо не мудрствовало. В результате признание независимости Прибалтики ничем не обусловлено. В том числе «нулевым вариантом» решения вопроса о гражданстве (положение о нем было включено только в договор с Литвой). Это был просчет, который в дальнейшем принес русским жителям Латвии и Эстонии немало горестей и унижений.

     И в последующем российская политика в регионе не имела четкого вектора. Лишь с приходом в Кремль Владимира Путина и изменением российской внешней политики в сторону большего прагматизма в усилении ее экономической составляющей наметились качественные перемены в отношениях с Прибалтикой. Тем не менее национальные интересы России здесь до сих пор не сформулированы, а их реализация по-прежнему не имеет единого плана и дробится в межведомственных перегородках: узкой внешней политики, узких вопросах регионального транзита, тактического плана защиты интересов «русскоязычных».

     При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском регионе основываются не на сиюминутных, прикладных, ведомственных задачах, а на исконных приоритетах России на Северо-Западе. А это, как считают многие эксперты, – стратегический контроль над морским побережьем Балтийского моря, поддержание статуса ведущей балтийской державы и безусловное обеспечение суверенитета России над Калининградской областью; диверсификация транспортных потоков из России, в том числе углеводородного сырья; политическая, правовая и культурная поддержка российской диаспоры, всех граждан бывшего СССР – в силу статуса России как правопреемника Советского Союза.

     У нашей страны достаточно ресурсов для решения этих задач. Один из них – нефтегазовый фактор. Эффективное его использование, несомненно, должно способствовать укреплению экономических и политических позиций России в этом важном для нее с точки зрения геополитики регионе. Естественно, при условии, что любые действия органов государственной власти России, субъектов экономической деятельности будут соответствовать названным приоритетам.

     Но иногда получается наоборот. В качестве одного из примеров можно привести ситуацию с построенным в советское время в Литве Мажейкяйским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ). До распада СССР он имел отлаженные связи с нефтедобывающими предприятиями, входящими ныне в российскую компанию «ЛУКОЙЛ». Стремясь восстановить разрушенные в результате распада СССР технологические «цепочки» и тем самым способствовать созданию единого экономического пространства в Восточной Европе, российские нефтяники в конце 1990-х годов повели борьбу за акции этого предприятия, чтобы обрести возможность использовать мощности НПЗ для развития сбыта нефтепродуктов в Прибалтике и Польше. Однако по политическим соображениям Литва не пошла на взаимовыгодное сотрудничество с российским нефтяным бизнесом и передала крупнейший в стране НПЗ и его дочерние предприятия под контроль американской нефтепроводной компании «Williams International Company». Решение литовских властей оказалось, мягко говоря, недальновидным. Как сообщало агентство Интерфакс, американцы и ряд других компаний заработали в 1998 – 2002 годах на управлении нефтекомплексом Mazeikiu nafta (MN) около 100 млн. евро, тогда как MN за это время понес убытки на сумму 217,2 млн. евро…

     Надо признать, что пассивность в той ситуации проявила и российская дипломатия, не научившаяся пока – в отличие от внешнеполитических ведомств США и западноевропейских государств – эффективно отстаивать экономические интересы России на мировом рынке. Отрицательную роль сыграла, по мнению некоторых экспертов, и позиция другой российской нефтяной компании «ЮКОС», которая вела свою собственную игру, продемонстрировав нескоординированность действий нашего бизнеса. В 2002 году «юкосовцы» сами, договорившись с американцами и властями Литвы, вошли в состав акционеров Mazeikiu nafta.

     Наша справка
     В состав нефтекомплекса Mazeikiu nafta входят Мажейкяйский НПЗ мощностью 12 млн. тонн сырья в год, морской экспортный терминал Бутинге с пропускной способностью 8 млн. тонн в год и Биржайский магистральный нефтепровод Birzu naftotiekis. В настоящее время Yukos Capital владеет 53,7 процента акций Mazeikiu nafta, правительство Литвы – 40,66 процента.


     Без соблюдения российских национальных интересов само существование нефтетранзитного комплекса стран Балтии и участие отечественных компаний в его функционировании превращаются в антигосударственное паразитирование на экономике России. Наглядный пример тому, как надо действовать в подобных случаях, дает принятое в 2002 году решение правительственной комиссии по оптимизации транзитных потоков российской нефти.

     В рамках его реализации неконтролируемые российским капиталом трубопроводы и недружественные России порты (например, Вентспилс в Латвии) были задействованы в транзите в последнюю очередь. Убытки Латвии в результате прекращения транзита российской нефти через Вентспилсский порт составили в 2003 году более 200 млн. долларов. Заинтересованная в возвращении паразитической транзитной экономики Рига предприняла беспрецедентные лоббистские усилия в России и на Западе, вплоть до апелляции к президенту США и Европейскому Союзу, чтобы возобновить экспорт российской сырой нефти по трубопроводу через Вентспилс. Однако они не принесли успеха. И если даже переговоры о продаже «Транснефти» контрольного пакета акций компании Ventspils Nafta завершатся положительно, все равно лучшее, что ожидает Вентспилс, – это судьба резервного порта для российского нефтетранзита. Он будет востребован лишь в моменты пиковой экспортной нагрузки на российскую «нефтянку».

     История с Вентспилсом – это только первый серьезный сигнал, который Россия послала балтийским операторам нефтетранзита. С тех пор она демонстрирует энергичный и волевой подход, который предполагает держать в будущем стратегический экспорт энергоносителей преимущественно в своих руках. Именно ради этого создана Балтийская трубопроводная система, а на российском побережье Финского залива строится каскад мощных портов для перевалки нефти и нефтепродуктов. Прежде всего это Приморск (Ленинградская область), мощность которого превысила уже сорок млн. тонн. «Сургутнефтегаз» начинает работы в бухте Батарейная рядом с Приморском, где запланировано возвести терминал для перевалки 7,5 млн. тонн нефти в год. А в Высоцке компания «ЛУКОЙЛ» построила и ввела в действие летом этого года первую очередь комплекса для перевалки нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге. Его проектная мощность – 10,6 млн. тонн в год.

     Первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС) – крупнейшего экспортного проекта России за все постсоветское время – была открыта в декабре 2001 года в Приморске самим Владимиром Путиным. Когда мощность БТС выросла до 18 млн. тонн, российская нефть перестала поступать по трубопроводу в Вентспилс. В настоящее время через БТС прокачивается 42 млн. тонн нефти в год, в 2006 году ее мощность вырастет до 60 млн. тонн.
     


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства