на главную страницу

5 Февраля 2005 года

Геополитика

Суббота

Возвращение морской славы

Роман ФОМИШЕНКО, «Красная звезда».



Последняя, декабрьская, Морская коллегия, во второй раз прошедшая под председательством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, подытожила еще один непростой для морской составляющей нашей страны год. Итоговое и потому во многом отчетное заседание вновь высветило печальное, а в некоторых «водных» направлениях экономики и политики уже и трагическое наследие, грозящее утащить на дно и без того слабо соответствующий былому морскому величию России ее военный и гражданский флоты.
Выступления министров, губернаторов, видных в морской сфере деятелей были достаточно эмоциональны, где-то даже резки. Не обошлось и без реплик с мест, обращавших монологи докладчиков в диалоги – яркие, конструктивные, в которых оппоненты жестко отстаивали свою точку зрения.
Споры раз за разом оголяли колоссальные проблемы, но, как ни странно, настраивали скорее на оптимистический лад. Во многом об этих проблемах наконец заговорили на самом высоком уровне во всеуслышание и предельно открыто. Но, самое главное, эти проблемы не только в прениях, но и на деле начали решать единым политико-экономическим сообществом.

     
Найти «центр тяжести»

     НА ДИНАМИКУ морских преобразований обратил внимание и сам председательствующий. Открывая заседание, премьер-министр РФ Михаил Фрадков сообщил, что общими усилиями удалось сделать работу Морской коллегии более эффективной.
     По его словам, за год значительно усовершенствовалась ее структура, были созданы семь межведомственных комиссий, секретариат, рабочая группа и научно-экспертный совет.
     В то же время, оценивая итоги года, Михаил Ефимович заметил, что хотя большая часть решений и была выполнена в установленные сроки, ряд вопросов не удалось отработать в полной мере. Это стало следствием «недостаточного внимания к проблематике в ведомствах и отчасти связано с уровнем дисциплины».
     В свою очередь министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф назвал еще одну причину, затрудняющую, по его мнению, своевременное исполнение утвержденных Морской коллегией поручений: их непонимание.
     - Нашему министерству определено 15 поручений, - отметил Греф, - но семь я лично не понимаю. Нам тяжело исполнять поручения, смысла которых мы не понимаем. Поэтому надо бы, может, сократить их количество, но улучшить качество подготовки.
     В частности, по словам Грефа, перед его ведомством поставлена задача подготовить сводный законодательный акт, кодифицирующий сводные правовые акты государственного управления морской деятельностью. Однако какие нормы там должны быть урегулированы, до конца не ясно.
     Не совсем понятен пункт, в котором министерство Германа Грефа названо вместе с Минобороны и МВД РФ соразработчиком закона об оружии.
     Ссылался на «непонимание» не только Герман Оскарович, но и другие исполнители «домашних» заданий Морской коллегии. «Секундантом», как и положено, выступил председательствующий, предложивший изложить все спорные вопросы в письменной форме для дополнительного рассмотрения.
     - У нас появился серьезный организационный ресурс, потому что уровень представительства в коллегии – наивысший, - обратился к участникам Морской коллегии премьер-министр РФ. - Подготовка к намеченным мероприятиям и контроль за реализацией принимаемых решений будет на таком же уровне. И прошу с пониманием относиться к требованиям секретаря коллегии. В этом - ресурс Морской коллегии. Если не будет мониторинга и контроля ни при подготовке, ни при реализации решений, тогда наши совещания превратятся в партийно-хозяйственные активы - хорошо представленные, но не несущие за собой никакой последующей нагрузки и результатов. Мы хотим так построить работу, чтобы все принимали в ней участие, могли высказаться. Но центр тяжести в работе коллегии должен быть перенесен на подготовку решений и на контроль за результатами их выполнения. Подчеркиваю, главный критерий оценки работы – результат, - резюмировал премьер-министр РФ.
     
Что нам стоит ледокол построить

     СКАЖЕМ ОТКРОВЕННО, своевременно добиться обозначенного Михаилом Фрадковым результата необходимо практически во всех аспектах морской политики – военном, научно-иследовательском, международном, судостроительном.
     С последним связано наибольшее количество самых масштабных и «денежных» проблем.
     Перспективная судостроительная программа России обозначена в «Морской доктрине на период до 2020 года» как ряд актуальных задач национальной морской политики: сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов и судов усиленного ледового класса; строительство современных промысловых судов для морского промышленного рыболовства и специальных средств морской техники (морских платформ, надводных судов и подводных аппаратов) для освоения минеральных и энергетических ресурсов на континентальном шельфе; создание новых поколений надводных и подводных кораблей для осуществления военно-морской деятельности.
     На протяжении последних лет Правительством РФ принимаются меры по исправлению сложившегося кризисного положения. К сожалению, скорость принятия нормативных актов, касающихся привлечения инвестиций и развития отечественного судостроения, оставляет желать лучшего.
     В итоге на сегодняшний день средний возраст судов, например в Дальневосточном бассейне, превышает 20 лет. Результатом этого становится активное вытеснение Российского флота с рынка перевозок.
     - В настоящее время наш отечественный флот перевозит только 4 процента российских грузов в международном сообщении. На Дальнем Востоке ситуация немного лучше. Здесь перевозится 12 процентов грузов, - отметил губернатор Приморского края Сергей Дарькин, докладывая ситуацию в своем регионе перед участниками Морской коллегии.
     По его мнению, законодательная база РФ не позволяет резко наращивать количество перевозок нашими судами. А потому для закрепления грузовой базы за российскими перевозчиками в первую очередь необходимо совершенствовать российское законодательство.
     Очень непросто обстоят дела в рыболовецкой отрасли. По словам Сергея Дарькина, в 2004 году рыбаки Приморья не освоили выделенных квот примерно на 1 млрд. рублей. Даже квоту на вылов 2 тыс. тонн популярного камчатского краба не потянули. Для своих портов. А вот в Японии они сдали 45 тыс. тонн краба.
     Своего дальневосточного коллегу поддержал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов:
     - Не так давно в Москве завершился аукцион по продаже квот на вылов краба в Баренцевом море. Краба в воде вместе с панцирем купили по 170 долларов за килограмм. А на рынке этот продукт пойдет не дороже 20 долларов. Можно себе представить, с какой интенсивностью начнется истребление крабов, чтобы окупить вложенные затраты. Мы не хотим повторения дальневосточной ситуации. Я думаю, в борьбе с браконьерством хватит работы и пограничникам, и «Мурманрыбфлоту», может быть, придется подключиться и Военно-морскому флоту, - отметил Юрий Алексеевич.
     Российские рыбаки перестали заходить в родные порты. Так, из 216 промысловых судов Мурманского морского порта 122 в течение прошлого года ни разу не побывали в родном Кольском заливе. Из-за высоких таможенных пошлин и НДС при пересечении границы РФ судовладельцы предпочли сдавать продукцию и ремонтироваться в иностранных портах. Не говоря уже о том, что за границей более высокие сдаточные цены на рыбу.
     ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ на российских судоверфях и в портах от южных регионов доложил губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
     Отечественные заводы, по его словам, не могут на равных с иностранными участвовать в программе строительства транспортного и рыбопромыслового флотов. И это связано даже не с отсутствием долгосрочного кредитования и правительственной финансовой поддержки строительства судов, а в первую очередь с наличием таможенных пошлин на ввозимое судовое оборудование, аналоги которого не производятся в России.
     - Кроме того, с января 2004 года, - отметил Александр Александрович, - в соответствии с новым Таможенным кодексом России при постройке судов для зарубежных заказчиков, а также при постановке иностранных судов на ремонт, российские верфи должны вносить на депозитный счет таможни залоговый платеж в размере 20 процентов от стоимости ремонтируемых плавсредств или ввозимых из-за рубежа материалов и комплектующих. Учитывая высокую стоимость строительства судов и других морских сооружений, размер денежных средств, необходимых для внесения таможенного залога, значительно превышает финансовые возможности российских предприятий.
     На деле это приводит к тому, что российские верфи, в частности астраханские, все больше переходят от постройки полностью оборудованных судов к строительству «голых» корпусов, которые затем буксируются для достройки на зарубежные верфи. По этой причине наши верфи теряют доходы, не формируется добавленная стоимость, а НДС в федеральный бюджет отчисляется в значительно меньших размерах.
     И это при том, что с каждым годом все больше зарубежных партнеров стремятся расширить свое присутствие на Каспии. Сегодня только иранские порты на Каспии способны переработать вдвое больше грузов, нежели российские. По словам астраханского губернатора, даже Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Иран вкладывают в данную сферу в несколько раз больше средств, чем Россия.
     Не все ладно на морских направлениях даже в Санкт-Петербурге - городе морской славы и традиций, историческом центре судостроения, морской науки и подготовки кадров.
     - К сожалению, за последнее десятилетие мы утратили ряд позиций в сфере морской деятельности, - отметила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. - Город лишился крупной морской судоходной компании – Балтийского морского пароходства. Значительно снизилась активность морских научных и проектных организаций. Практически полностью без государственных заказов остались судостроительные верфи.
     В ОДНОМ из своих последних выступлений Президент России Владимир Путин обратил внимание на серьезную конкурентную борьбу, которая разворачивается в Арктике и Антарктике.
     - Мы должны понимать, что эта борьба разворачивается все сильнее. У нас есть задел, мы должны использовать его и активно двигаться вперед, - подчеркнул Владимир Путин.
     Под «заделом» главным образом надо понимать прославленные российские ледоколы, без которых невозможно освоение арктического шельфа.
     Сегодня у нас осталось восемь ледоколов. Пять из них в рабочем состоянии. Цифра эта еще не катастрофична, но уже близка к критической.
     Тревожных мыслей добавляет и тот факт, что пополнение российского ледокольного флота не осуществляется с 1991 года: единственный новый ледокол «50 лет Победы» Россия не может достроить на протяжении последних 10 лет. По разным оценкам, на это необходимо потратить еще 300 млн. рублей.
     Разговор о ледокольном флоте в очередной раз вызвал острую дискуссию. Герман Греф напомнил, что объемы финансирования строительства ледокола «50 лет Победы» были со всеми согласованы: с инвестором, с соответствующими ведомствами, исполнителем - Балтийским судостроительным заводом.
     - Мы не должны ни на одну копейку отступать от тех договоренностей, которые были достигнуты, - настаивал Греф. - Балтийский завод взял на себя обязательство построить на выделенные деньги этот ледокол, и он должен их исполнить. Сейчас происходит обычная попытка вытащить из федерального бюджета дополнительные средства в нарушение достигнутой договоренности. Я считаю, что нам нужно потребовать от балтийцев исполнения взятого обязательства. Если завод не в состоянии этого сделать, в будущем целесообразен перевод всех государственных заказов с этого предприятия.
     По оценкам экспертов, атомные ледоколы нового поколения появятся в нашей стране в лучшем случае через десять лет. В связи с этим на Морской коллегии принято решение ускорить разработку ледоколов нового проекта. Если все пойдет, как намечено, новый ледокол мощностью 60 мегаватт будет введен в строй к 2014 году.
     Пока же реализуется программа продления сроков эксплуатации действующих ледоколов, принятая в 2003 году после обращения к правительству депутатов Госдумы РФ. По словам министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина, ремонт старых ледоколов и достройка нового обеспечит судоходство по Северному морскому пути минимум до 2013 года.
     В ЦЕЛОМ ЖЕ ответственность за строительство нового флота возложена на межведомственную комиссию (МВК) по судостроению, созданную при Морской коллегии сразу после декабрьского заседания.
     Планируется, что МВК будет координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций по вопросам развития судостроительной промышленности, рассматривать и согласовывать предложения по реализации конкретных проектов и видов деятельности в области судостроения (в том числе по созданию судов, кораблей, технических средств и передовых технологий, специальной техники для изучения и освоения Мирового океана, его минеральных и биологических ресурсов), развития транспортного судостроения. МВК также будет содействовать обеспечению технической модернизации организаций и предприятий судостроительной отрасли.
     Председателем комиссии назначен министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
     
Продолжение >>>



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex